Тема 8. Мораль. Нравственная культура.
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Табу – жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (нпр, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.); характер нормы – распространяется на членов данной общины; поддерживается мистической боязнью определенных актов или существ; возникла в родовом строе.
Обычай – исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах; распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора; поддерживается авторитетом общественного мнения, возникает при родовом строе.
Традиция – разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизмененными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
Моральные правила – концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни, распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение, поддерживается идеями добра и зла, авторитетом общественного мнения, характерна для разложения родового строя.
По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
· Натуралистический подход – мораль присуща человеку от природу и является результатом биологического развития;
· Теологический подход – мораль дарована человеку Богом;
· Социологический подход – мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
· Культурологический подход – мораль является одним из элементом культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.); моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.); нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм, эгоизм – альтруизм и др.), высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и др.).
Понятия «мораль» и «нравственность» многие мыслители отождествляют, т.е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.
Понятие «мораль» - специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)
Понятие «нравственность» - принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т.е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение – реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего).
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность называют этикой. Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Общее морали и права: 1) являются с системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество.
2) имеют один объект регулирования – общественные отношения.
3) выступают мерой свободы в обществе.
4) связаны с категорией «социальная справедливость».
5) имеют сходную структуру.
Различия морали и права:
Нормы морали | Нормы права |
Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в в общественном мнении | Установлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах |
Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений. | Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся |
Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей | Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения |
Дают большой простор для их толкования, чем правовые нормы | Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировки |
Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и др.) | Регулируют отношения, подконтрольные государству |
Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого | Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного. |
Важнейшие функции морали в обществе:
1. Регулятивная – регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
2. Ценностно-ориентационная – утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
3. Мотивационная – моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или не сделать). Формирование нравственного облика личности.
4. Конститутивная – принципы нравственности – высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
5. Координационная – обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющимся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.
Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства – личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.
Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.
Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:
этап | Формируемая нравственность | На чем основана | Главный мотив нравственного поведения | Для кого характерна |
Элементарная нравственность | Послушание и подражание | Страх, боязнь наказания («Что со мной сделают?») | Дети, инфатильные | |
Конвенциональная нравственность | Общественное мнение окружающих | Стыд, честь, («что обо мне подумают?») | взрослые | |
Автономная нравственность | саморегуляция | Совесть («Что я сам о себе подумаю?») | взрослые |
Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т.д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения в обществе).
Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.
Важнейшие принципы: 1) «золотое правило» нравственности: в религиозно-философских изысканиях у разных народов (Китай, Индия, Греция) с сер. 1 тыс. до н.э. на смену принципу «жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.
2) моральная автономия личности: этот принцип – завоевание Нового времени. Он оначает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, анне по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т.д. этот принцип не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства.
3) гуманизм: человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.
Таким образом, нравственная культура личности – это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.