Тема 2. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная; молодежная субкультура.

Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.

Типология культур

Основы классификации Типы культуры
Связь с религией Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская
Регионально-этническая особенность Русская, французская и т.д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриального и Постиндустриального общества
Хозяйственный уклад Культура охотников, земледельцев, скотоводов, Индустриальная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политич-я, экологическая, художественная и др.
Связь с территорией Сельская и городская культуры
специализация Обыденная и специализированная культура
Уровень мастерства и вид аудитории Высокая или элитарная, народная, массовая культуры
     

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.

Народная создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы).

Массовая – понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня матер-го состояния, стандартизация культуры.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная.

Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, панки, андеграунд и др.).

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества – позитивные и негативные. Позитивные:

· Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире.

· Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы.

· Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени.

· Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

· Имеет свои вершины – литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству.

Негативные:

· Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека».

· Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей

· Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере.

· Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т.д.).

· Формирует у людей через массированные рекламу искусственные потребности.

· Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения.

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры: знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура – это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.



Наши рекомендации