Тема: «Технологии повышения уровня культуры здоровья учащихся и их родителей»
(4 часа).
Основные понятия: дидактические заболевания (школьные болезни), здоровый образ жизни, профилактика, гигиена.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Обучение детей приемам здорового образа жизни (ЗОЖ).
2.Профилактические методики.
3.Привитие детям гигиенических навыков.
4.Взаимодействие педагогов с семьёй: направления, формы, содержание.
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Зворыкина Т.И. Совершенствование управления предоставлением населению досуговых услуг (на примере г. Москвы): монография/ Зворыкина Т.И., Литвинова Е.В., Литвинова Т.П.— М.: Российский новый университет, 2012.— 280 c.
2.Культурология: учебно-методический комплекс для студентов. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 32 c.
3.Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и учреждений культуры о формах, методах и средствах работы по формированию толерантности в обществе, развитию межнационального общения.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009.— 129 c.
4.Социология досуга: учебный терминологический словарь для студентов.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 48 c.
5. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.— 164 c.
6.Хохлова В.В. Социокультурное взаимодействие в учебной игре: монография.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 146 c.
Дополнительная:
1.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Режим доступа: http://59313s016.edusite.ru/DswMedia/sanpin.pdf
2.Лукашин Ю.В. Здоровьесберегающая компетенция как составляющая профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Интеграция образования. – 2009.- №4.
Задания для СРС:
1.Разработать план проведения классного часа или досугового мероприятия, посвящённого здоровому образу жизни, с участием родителей.
2.Составить тезаурус: дидактические заболевания (школьные болезни), здоровый образ жизни, профилактика, гигиена.
Семинар №3
Тема: «Воспитательная работа в целостной структуре образовательного процесса»
(2 часа).
Основные понятия: воспитание, закономерности воспитания, принципы воспитания, цели воспитания, целостный образовательный процесса, воспитательная работа, формы воспитания, методы воспитания, приёмы воспитания, средства воспитания.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Воспитание как культурно-исторический феномен и категория педагогической науки.
2.Понятие о формах и методах воспитания.
3.Приёмы и средства воспитания.
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Зворыкина Т.И. Совершенствование управления предоставлением населению досуговых услуг (на примере г. Москвы): монография/ Зворыкина Т.И., Литвинова Е.В., Литвинова Т.П.— М.: Российский новый университет, 2012.— 280 c.
2.Культурология: учебно-методический комплекс для студентов. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 32 c.
3.Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и учреждений культуры о формах, методах и средствах работы по формированию толерантности в обществе, развитию межнационального общения.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009.— 129 c.
4.Социология досуга: учебный терминологический словарь для студентов.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 48 c.
5. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.— 164 c.
6.Хохлова В.В. Социокультурное взаимодействие в учебной игре: монография.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 146 c.
Дополнительная:
1.Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 304с.
2.Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001.
3.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ "МарТ", 2005. – 448 с.
4.Поляков, С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003.
5.Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.
Задания для СРС:
1.Написать мини-сочинение «К чему приводит нарушение принципов воспитания» на примере любого принципа.
2.Подобрать примеры, доказывающие взаимосвязь обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса
3.Дать сравнительную характеристику следующих пар методов воспитания: рассказ и лекция, беседа и диспут, пример и инструктаж, упражнение и воспитывающая ситуация, педагогическое требование и общественное мнение, соревнование и субъективно-прагматический метод, поощрение и наказание.
4.Придумать и описать оригинальную форму воспитательной работы.
Семинар № 4
Тема: «Технологии воспитательной деятельности» (2 часа).
Основные понятия: воспитательное влияние, условия воспитания, социально-психологического климат, коллектив учащихся, ситуация успеха, педагогическое требование, педагогическая оценка, КТД, коллективное планирование, коллективный анализ, тренинг общения, технология групповой проблемной работы
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Технология воспитательного влияния, её составляющие.
2.Технология организации воспитательного дела, мероприятия.
3.Технология коллективных творческих дел.
4.Организация коллективного планирования.
5.Организация коллективного анализа
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Зворыкина Т.И. Совершенствование управления предоставлением населению досуговых услуг (на примере г. Москвы): монография/ Зворыкина Т.И., Литвинова Е.В., Литвинова Т.П.— М.: Российский новый университет, 2012.— 280 c.
2.Культурология: учебно-методический комплекс для студентов. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 32 c.
3.Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры и учреждений культуры о формах, методах и средствах работы по формированию толерантности в обществе, развитию межнационального общения.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009.— 129 c.
Дополнительная:
1.Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 304с.
2.Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001.
3.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ "МарТ", 2005. – 448 с.
4.Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
5.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2005.
6.Поляков, С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003.
7.Подласый, И.П. Педагогика. Кн. 2. – М., 2004.
8.Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.
Задания для СРС:
1.Составление тезауруса: воспитательное влияние, условия воспитания, социально-психологического климат, коллектив учащихся, ситуация успеха, педагогическое требование, педагогическая оценка, КТД, коллективное планирование, коллективный анализ, тренинг общения, технология групповой проблемной работы
2.Подготовить и провести в группе фрагменты изученных воспитательных технологий.
3.Анализ литературных источников из программного списка.
Семинар № 5
Тема: «Технология решения педагогического конфликта» (2 часа).
Основные понятия: конфликт в социальной среде, педагогический конфликт, педагогические ситуации, межличностные конфликты, техника «амортизации», переключение внимания, этическая защита.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Понятие о конфликте в социальной среде. Особенности педагогических конфликтов.
2.Сложные педагогические ситуации и способы их решения.
3.Основные тактики и способы разрешения конфликтов.
4.Этическая защита.
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Зворыкина Т.И. Совершенствование управления предоставлением населению досуговых услуг (на примере г. Москвы): монография/ Зворыкина Т.И., Литвинова Е.В., Литвинова Т.П.— М.: Российский новый университет, 2012.— 280 c.
2.Культурология: учебно-методический комплекс для студентов. - Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 32 c.
Дополнительная:
1.Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Изд-во «Питер», 2000. – 304с.
2.Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001.
3.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ "МарТ", 2005. – 448 с.
4.Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002.
5.Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2005.
6.Поляков, С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003.
7.Подласый, И.П. Педагогика. Кн. 2. – М., 2004.
8.Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.
Задания для СРС:
1.Решение педагогических задач и анализ конфликтных ситуаций: №2, с. 233; № 4, с. 235; № 2, с. 237; № 4, с. 245 (Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для всех. – СПб: Издательство «Питер», 2000).
2.Анализ литературных источников из программного списка.
3.Составление тезауруса: конфликт в социальной среде, педагогический конфликт, педагогические ситуации, межличностные конфликты, техника «амортизации», переключение внимания, этическая защита.
Семинар №6
ТЕМА: «Методы проектирования воспитательных мероприятий» (2 часа).
Основные понятия: коллективно-творческое дело, коллективное планирование, педагогическое проектирование, цель, задача, методы, результаты, педагогический анализ.
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Сущность коллективно-творческого дела.
2.Виды коллективно-творческих дел и условия их использования.
3.Конструирование КТД.
4.Педагогический анализ дела.
5.Игровое проектирование.
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Социология досуга: учебный терминологический словарь для студентов.— Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.— 48 c.
2. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.— 164 c.
3.Хохлова В.В. Социокультурное взаимодействие в учебной игре: монография.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 146 c.
Дополнительная:
1.Герлах И.В., Коломийцева В.Д. «ДЕТИ: добровольчество, единство, творчество, инициатива» в условиях детского оздоровительного комплекса: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2011. – 140 с.
2.Герлах И.В., Илющенко О.С. Введение в деятельность педагога-аниматора: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. – Армавир, 2012. – с.100.
3.КТД (коллективно-творческие дела) в школе, в лагере, на площадке. Методическое пособие. Автор-сост. Герлах И.В. – Уфа: МГПОО «Орк-клуб», 2010. – 176 с.
4. Ах, лето, лето… Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков: студентам-вожатым, воспитателям, учителям / Составители: Крылова Г.А., Соколова И.Б. – Армавир: ИЦ АГПИ, 2001. – 193 с.
5. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. -– М.: Просвещение, 1987. – 114 с.
Задания для СРС:
1.Подготовить разработки КТД экологического, спортивного и профилактического содержания.
2.Составить тезаурус: коллективно-творческое дело, коллективное планирование, педагогическое проектирование, цель, задача, методы, результаты, педагогический анализ.
Семинар №8