Итоговое интегрированное занятие

«Россия – Родина моя»

Цель:

сохранять национальные традиции, приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать у детей умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развивать умения и навыки исполнительской деятельности.

Задачи:

- познакомить детей с фольклорным наследием русского народа;

- познакомить со старинным бытом, существовавшим на Руси;

- познакомить с пословицами и поговорками;

- обогащать словарный запас детей разнообразными художественными эпитетами;

- познакомить с русскими народными инструментами;

- сделать платковую куклу.

Ход занятия

Звучит фонограмма русского народного наигрыша, воспитатель, вместе с детьми, входит в зал, исполняют хоровод.

Музыкальный руководитель (одетый в народный костюм)

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

- Рассаживайтесь, милые детушки, поудобнее. А собрались мы здесь сегодня восславлять Родину нашу, позабавиться, да потешиться, воспевая наше Отечество. Наше Отечество, наша родина как зовется?

Дети. Матушка Россия.

Педагог:

- Верно, Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. А Родиной зовем потому, что мы в ней родились, и все здесь родное: и язык наш, и рябинушка кудрявая, и реченька быстрая, и травушка шелковая. Какие добрые слова можно сказать о Родине нашей?

Девочка.

Вижу чудное приволье, вижу нивы и поля –

Это русское раздолье, это русская земля!

Мальчик.

Вижу горы и равнины, вижу реки и моря –

Это русские картины, это Родина моя!

Педагог.- Недаром говорят, что Родина, как и мама, у человека одна.

Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней много пословиц. Знаете ли вы их?

Дети произносят, пословицы, выученные на предыдущих занятиях:

Родина любимая - что мать родимая.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Своя земля и в горсти мила.

На родной сторонушке рады и воронушке.

Родной куст и зайцу дорог.

Педагог.

- Русский народ славен дружбой и силой. Почему говорят, что он радушный и гостеприимный?

Дети.Потому, что принимал гостей, чаем, пирогами угощал.

Педагог.

-Дружный и отзывчивый – это как понимать?

Дети.

- Дружно строили дом, вместе косили сено, убирали урожай.

Педагог.

- Правильно, делали одно дело. Одному человеку справиться трудно было. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, жилось в них хорошо. Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети.

-Горница.

Педагог.

- Кого в ней принимали?

Дети.

-Гостей.

Педагог.

- Как гости в избу входили?

Дети.

-Кланялись.

Педагог.

- А почему?

Дети.

- Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось при входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить

Педагог.

- Отгадайте мою загадку: «Стоит терем, в тереме ящик, в ящике – мучка, в мучке – жгучка»

Дети.

- Печь!

Педагог.

Правильно. В избе – печь, в печи – зола, в золе – жар.

Дети читают стихи о печке.

Ребенок.

Как уютно в нашей горнице!

Спозаранку печка топится.

Котик лапкой умывается,

Наша сказка начинается.

Ребенок.

На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская.

Вьется из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе, значит, жизни нет.

Педагог.

_ Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

Дети.

- Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

Педагог.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Ну, а деток спать уложит.

И сверчок поет где-то рядышком

Хорошо с тобой, печка - матушка!

- Левый от печки угол называли «красным», красивым. Это было особое место для гостей. Русский народ славился гостеприимством, и по этому поводу им было придумано много поговорок.

Игра «Я начну, а ты – закончи»

Описание.

Ведущий кидает одному из детей мячик и произносит начало поговорки, а ребенок, поймав мяч, должен закончить поговорку.

· «Для дорогого гостя – и ворота настежь».

· «Хозяин весел – и гости рады».

· «Много гостей – много новостей».

· «Что есть в печи – на стол мечи».

· «С миру по нитке – нищему рубашка».

· «Как аукнется, так и откликнется».

· «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Педагог.

- Соберутся гости, и начинается гуляние. На гуляниях всегда было очень весело: музыканты инструменты брали и весело играли. А ну, кто хочет гостей повеселить, бери инструменты да выходи вперед!

Наши рекомендации