Развитие двигательных координационных способностей у детей мл. школьного возраста по средствам баскетбола
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛ. ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ БАСКЕТБОЛА
Исполнитель: Козоногов Андрей Сергеевич
студент 512 группы
заочной формы обучения
Научный руководитель:
к.п.н, доцент
Рецензент: __
д.п.н, профессор
Чайковский, 2017 г.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
ЧАЙКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой ______________
«_____»_____________20___г.
ЗАДАНИЕ НА
ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
ФИО студента Козоногов Андрей Сергеевич
Специальность/направление, группа_________________________________________________
________________________________________________________________________________
1. Наименование темы: Развитие двигательных координационных способностей у детей мл. школьного возраста по средствам баскетбола
2. Цели и задачи ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Основные этапы работы. Содержание, объём, сроки выполнения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Задание по разделам ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Литература __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель ВКР _______________________________________________________________
(должность) (ФИО)
Задание получил ___________________________________________________________
(дата, подпись студента)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..……4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПО СРЕДСТВАМ БАСКЕТБОЛА………………………………………………………………………….7
1.1 Понятие, сущность и основные положения теории двигательных координационных способностей……………………………………………………....7
1.2 Классификация двигательных и координационных способностей и средства их воспитания у детей………………………………………………………………...13
1.3 Возрастные особенности детей занимающихся баскетболом………………….24
1.4 Подходы и методы развития координационных способностей…………….….28
1.5 Резюме по первой главе…………………….………….…………………………36
2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……….…39
2.1 Цель и задачи исследования…………………………………………..………….39
2.2 Методы исследования…………………………………………………...………..39
2.3 Организация исследования…………………………………………….…………47
3 АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА…………………………………………………………………….51
3.1 Экспериментальная методика развития координационных способностей младших школьников, применяемая в предварительном эксперименте….………51
3.2 Результаты основного педагогического эксперимента…………………………56
3.3 Обобщение результатов итогового эксперимента……………………………
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Значительные перемены экономического и социального характера, которые происходят в настоящее время в России, значительно увеличили интенсивность и напряженность жизни и деятельности людей. В этих условиях особую актуальность приобретает проблема формирования гармоничной, духовной и физически развитой личности. Эта необходимость возникает со стремительным развитием и переустройством всех направлений деятельности человека, что требует принципиально новой организации труда и производственных отношений. Постоянно повышаются требования к профессионализму, что можно обеспечить развитием морально-волевых и физических (двигательных) качеств.
Проблема двигательных способностей была и остается одной из наиболее значимых в педагогике, психологии и физиологии, физического воспитания и спорта и одновременно предметом непрекращающихся дискуссий. Данная проблема становится все более важной в наше время в практике воспитания всесторонне развитой личности, так как связана с такими проблемами, как подготовка школьника к жизни, труду и защите родины, выбором профессии в соответствии со склонностями и способностями, ориентацией и отбором для занятий определенными видами спорта.
Необходимо отметить, что в двигательных действиях основное место занимают координационные способности, развитию которых уделено большое внимание в новых программах физического воспитания учащихся в школах. Это необходимо в современных условиях научно технического развития, так как в век прогресса возрастает значение таких качеств человека, как способность быстро ориентироваться в пространстве, тонко дифференцировать свои мышечные ощущения и регулировать степень напряжения мышц, а также быстро реагировать на сигналы внешней среды, иметь вестибулярная устойчивость и так далее. Все эти качества входят в координационные способности, о которых еще в 1969 году писал известный ученый, доктор педагогических наук, профессор Л.П. Матвеев на страницах журнала «Физическая культура в школе». Профессор в своей статье отмечал, что в век научно технического развития грубая сила уступает место тонко усовершенствованным разносторонним способностям, а косные навыки заменяются динамичными двигательными координациями. Современные профессии требуют двигательной интеллигентности, высокой устойчивости и лабильности функций анализаторов и далее эти требования будут возрастать. [15]
Многие другие ученые (Г.Н. Сатиров, П.Ф. Лесгафт и т.д.) отмечали, что не овладев этим комплексом координационных способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями, т.е. нельзя сформировать интегральную способность управлять своими движениями. [15] Это по нашему мнению должно составлять главную задачу общего среднего образования.
Отметим, что с необходимостью целенаправленного развития и диагностики способностей оптимально управлять движениями и регулировать их согласны все специалисты в области педагогики и физического воспитания. Однако вопросы формирования и диагностики комплекса координационных способностей недостаточно разработаны, а материал, накопленный по этой проблеме в нашей стране и за рубежом, представлен в различных публикациях, которые не систематизированы, малоизвестны и не внедрены в практику. А также в научной и методической литературе координационные способности обозначают разными терминами и понятиями. Все это мешает учителю целостно представлять о системе такого рода способностей, путях их развития и оценке.
Отметим также, что развитие координационных способностей происходит эффективнее при занятиях спортивными играми и в частности баскетболом.
В соответствии с комплексной программой физического воспитания школьников баскетбол является одним из средств физического воспитания. Посредством баскетбола с обоснованной методикой развития координационных способностей у младших школьников и диагностики этих способностей, можно довести координационные способности до совершенства.
Таким образом, действующие проблемы в области развития двигательных координационных способностей обусловили актуальность рассматриваемого вопроса, выбор темы выпускной квалификационной работы, цель, гипотезу и задачи исследования.
Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования координационных способностей довести их по средствам баскетбола у младших школьников до совершенства.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является механизм формирования координационных способностей у детей.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы – методика развития координационных способностей у младших школьников по средствам баскетбола.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что подобранные методические приемы начального обучения младших школьников баскетболу, содержащие набор специальных координационных упражнений, для формирования основных двигательных навыков, с учетом их возрастных особенностей, качественно повысят уровень координационных способностей.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Павловская средняя общеобразовательная школа».
Для исследования нами были отобраны две группы респондентов по 15 человек в группе. Респонденты были отобраны из третьих классов школы. В каждой группе испытуемых детей - 8 мальчиков и 7 девочки. Средний возраст испытуемых 9г. 5м. Исследование проводилось с 10.09.2016 по 10.02.2017.
Исследование проходило с разрешения родителей детей.
Резюме по первой главе
Проведенный анализ теоретических аспектов развития двигательных координационных способностей у детей по средствам баскетбола позволяет сделать следующий вывод:
По нашему мнению, координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей.
Сущность воспитания координационных способностей заключается в следующем:
- развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям;
- координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии;
- координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования.
По нашему мнению, координационные способности следует классифицировать по трем основным группам: специальные, специфические и общие. Необходимо отметить, что значимость координационных способностей в каждом виде деятельности будет различной.
Мы считаем, что основным средством воспитания координационных способностей у детей являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны.
Младший школьный возраст – благоприятный период для развития всех координационных способностей. Однако, необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. Так как в разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей.
Таким образом, эффективность работы, направленной на развитие того или иного двигательного качества, будет зависеть не только от методики и организации педагогического процесса, но и от индивидуальных темпов развития этого качества.
По нашему мнению, основными методами для развития координационных способностей можно считать методы стандартно - повторного упражнения и методы вариативного упражнения.
Методы стандартно-повторного упражнения используются для развития координационных способностей при разучивании новых, достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий. Так как овладеть новыми двигательными действиями можно лишь после ряда повторений их в относительно стандартных условиях.
Методы вариативного упражнения, по мнению большинства практиков и исследователей, являются главными методами развития координационных способностей. Эти методы можно представить в двух основных вариантах: как методы строго и частично регламентированного варьирования.
Необходимо отметить, что для развития координационных способностей можно применять и различные упражнения, направленные на развитие данных способностей. Однако необходимо помнить, что ряд приемов и упражнений эффективны в одних условиях, другие в иных. Это зависит от решаемых задач. Важно, однако, в течение всего обучения координационными способностями обеспечивать всестороннее и целенаправленное применение указанных методов. Так как при осуществлении целенаправленного развития и совершенствования координационных способностей юные спортсмены значительно быстрее и рационально овладевают различными двигательными действиями, а это основная база для успешного приспособления к трудовым действиям и бытовым операциям.
Таким образом, подобранные методические приемы начального обучения младших школьников баскетболу, содержащие набор специальных координационных упражнений с учетом решаемых задач, для формирования основных двигательных навыков, с учетом их возрастных особенностей, качественно повысят уровень координационных способностей детей.
Для подтверждения данной гипотезы, выдвинутой нами в выпускной квалификационной работе, проведем исследование.
Цель и задачи исследования
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании эффективности методических приемов развития координационных способностей у младших школьников по средствам баскетбола с применением специальных упражнений, с учетом их возрастных особенностей.
Достижение поставленной цели выпускной квалификационной работы предполагает решение следующих задач:
- определить уровень координационных способностей младших школьников, участвующих в эксперименте;
- разработать методику развития координационных способностей у младших школьников по средствам баскетбола;
- оценить эффективность разработанных методических приемов на развитие координационных способностей у младших школьников.
Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научного исследования:
- анализ и обобщение научно-методических литературных источников;
- педагогическое наблюдение;
- метод опроса (беседа, анкетирование);
- педагогическое тестирование;
- метод экспертных оценок;
- педагогический эксперимент;
- метод математической статистики: метод проверки значимости статистических различий при помощи расчета T – критерия Стьюдента.
Анализ и обобщение научно-методических литературных источников позволил нам создать представление о координационных способностях младших школьников. В результате анализа литературных источников мы выяснили, что уровень развития координационных способностей можно определить с помощью специальных упражнений (тестов), широко апробированных в теории и практике баскетбола, выявлены особенности методики подготовки юных баскетболистов, объемы тренировочных нагрузок и их распределение по этапам и периодам годичного цикла. Также анализ и обобщение научно-методических литературных источников показал, что в существующих методиках и программах по дисциплине «Физическая культура» для учащихся младших классов предлагаются в основном традиционные подходы к обучению, что существенно снижает мотивацию детей к занятиям физической культурой. Поэтому возникает потребность в новом положении содержания учебной программы по дисциплине «Физическая культура».
Педагогическое наблюдение как метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь получает конкретный фактический материал или данные. Метод педагогического наблюдения проводился в естественных условиях и заключался в определении путей совершенствования учебного процесса с помощью средств и методов баскетбола по дисциплине «Физическая культура» в младшей школе. Нами был проведен ряд подготовительных мероприятий:
- показательные соревнования по баскетболу между учащимися третьих и четвертых классов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Павловская средняя общеобразовательная школа»;
- разъяснительно - ознакомительные беседы с родителями и учениками.
Показательные соревнования и разъяснительные беседы проводились нами с целью наглядной демонстрации влияния средств и методов баскетбола на уровень физического развития и развития координационных способностей у младших школьников по средствам баскетбола.
Метод опроса – психологический вербально-коммуникативный метод, который заключается в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьютера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Метод опроса (беседа, анкетирование) применялся нами для определения отношения детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом в школе и спортивных секциях, а также уровень их заинтересованности в использовании в ходе учебного процесса предложенной нами методики.
Анкетирование показало, что 80% родителей занимались спортом в период обучения в младшей школе, из них 38% - баскетболом, 28% - волейболом, 32% - футболом, 19% - легкой атлетикой и 34% - другими видами спорта.
Опрос показал, что мотивацией к занятиям спортом у 65% опрошенных была рекомендация тренера и родителей, у 9 % - желание достичь высокого спортивного результата, а 26% опрошенных рассматривали занятия спортом как способ проведения свободного от школьных занятий времени.
Также по результатам опроса мы выяснили: 45 % родителей оценивают уровень физического развития своего ребенка как отличное или хорошее, а 56 % родителей считают школьных уроков достаточным для своих детей. Однако 64 % опрошенных родителей считают неудовлетворительным уровень физического развития своего ребенка, аргументируя это нерациональным двигательным составом уроков по дисциплине «Физическая культура» в младшей школе и недостаточным использованием в учебном процессе элементов игровых видов спорта, а в частности баскетбола. Данное количество опрошенных родителей хотели бы, чтобы их дети занимались в спортивных секциях, однако не могут реализовать эту возможность по различным причинам.
В результате опроса мы выяснили, что 92 % родителей оценивают уровень физической подготовленности современных младших школьников как более низкий по сравнению с уровнем физической подготовленности младших школьников предыдущих поколений. Из них 80% основными причинами снижения уровня физической подготовленности современных младших школьников считают ограничение двигательной активности своих детей.
85 % опрошенных положительно оценили работу преподавателя физической культуры, отметив использование в учебном процессе последних достижений науки в области физической культуры и спорта.
Поддержку предлагаемой методики выразили 67 % родителей. Однако все родители дали свое согласие на использование в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» средств и методов развития координационных способностей детей по средствам баскетбола.
Анкетирование учащихся показало, что 90 % опрошенных считают уровень своего физического развития отличным и хорошим. 68 % хотели бы регулярно заниматься в спортивных секциях. Из них 35 % - баскетболом, 32 % - футболом, 20 % - волейболом и 12 % другими видами спорта.
Педагогическое тестирование - это форма измерения знаний учащихся, основанная на применении педагогических тестов. Включает в себя подготовку качественных тестов, собственно проведение тестирования и последующую обработку результатов, которая дает оценку обученности тестируемых. Тест - это совокупность заданий, опробованных на основе научных критериев для педагогического измерения в тех или иных целях.
Метод тестирования младших школьников проводился с помощью специальных тестовых заданий:
Тест 1.Ведение мяча с изменением направления (змейка) 30м (2 х15м).
По команде «На старт!» учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде «Марш!» учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируется время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию.
Тест 2.Челночный бег с ведением мяча 3х10м.
По команде «На старт!» учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде «Марш!» ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом, не беря мяч в руки, устремляется обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь. Фиксируются время, которое ученик показывает, пересекая финишную линию.
Тест 3. Передачи мяча двумя руками от груди в стену - основной способ, позволяющий быстро и точно направлять мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в ситуации отсутствия плотной опеки соперника.
Учащиеся располагаются в 3 метрах от стены и по сигналу учителя в течении 30 секунд выполняют передачи мяча в стену двумя руками от груди. По свистку передачи заканчиваются. Подсчитывается количество выполненных передач за 30 секунд. Задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихся выполняет передачи, другая считает. Затем группы меняются местами.
Метод экспертных оценок это разновидность исследования, в котором респондентами являются эксперты (специалисты в определенной области деятельности). Данный метод является частью обширной области теории принятия решений
Оценка техники выполнения баскетбольных приемов, входящих в тестовое задание, проводилась тремя независимыми экспертами и равнялась сумме экспертных оценок. Другим показателем экспериментальной методики обучения явилось время выполнения тестового задания баскетболистами экспериментальной и контрольной групп, исходные показатели которых перед началом эксперимента были примерно равными.
Метод экспертных оценок использовался для сравнения качества и стабильности выполнения технических приемов в экспериментальных и контрольных группах.
Основным методом исследования являлся педагогический эксперимент. Он представлял собой своеобразный комплекс методов исследования, обеспечивавший объективную доказательную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы.
Педагогический эксперимент - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.
Педагогический эксперимент проводился с целью проверки методических приемов, основанных на базе координационных способностей.
Результаты тестового задания подвергались статистической обработке.
Метод математической статистики: метод проверки значимости статистических различий при помощи расчета T – критерия Стьюдента.
Критерий Стьюдента (t-критерий) позволяет найти вероятность того, что оба средних значения в выборке относятся к одной и той же совокупности. Данный критерий наиболее часто используется для проверки гипотезы: «Средние двух выборок относятся к одной и той же совокупности».
При использовании критерия можно выделить два случая. В первом случае его применяют для проверки гипотезы о равенстве генеральных средних двух независимых, несвязанных выборок (так называемый двухвыборочный t-критерий). В этом случае есть контрольная группа и экспериментальная (опытная) группа, количество испытуемых в группах может быть различно.
Во втором случае, когда одна и та же группа объектов порождает числовой материал для проверки гипотез о средних, используется так называемый парный t-критерий. Выборки при этом называют зависимыми, связанными.
а) случай независимых выборок
Статистика критерия для случая несвязанных, независимых выборок равна:
(1)
где , - средние арифметические в экспериментальной и контрольной группах;
- стандартная ошибка разности средних арифметических. Находится из формулы:
(2)
где , - соответственно величины первой и второй выборки.
Если , то стандартная ошибка разности средних арифметических будет рассчитаться по формуле:
(3)
где n - величина выборки.
Подсчет числа степеней свободы осуществляется по формуле:
(4)
При численном равенстве выборок
Далее необходимо сравнить полученное значение с теоретическим значением t - распределения Стьюдента. Если то гипотеза принимается, в противном случае нулевая гипотеза отвергается и принимается альтернативная гипотеза.
Необходимо отметить:
1. Что если полученное в опыте значение окажется меньше табличного? Тогда надо принять нулевую гипотезу.
2. Доказано ли преимущество экспериментального метода? Не столько доказано, сколько показано, потому что с самого начала допускается риск ошибиться в пяти случаях из ста (р=0,05). Наш эксперимент мог быть одним из этих пяти случаев. Но 95% возможных случаев говорит в пользу альтернативной гипотезы, а это достаточно убедительный аргумент в статистическом доказательстве.
3. Что если в контрольной группе результаты окажутся выше, чем в экспериментальной? Отсюда следует вывод, что новый метод пока не проявил себя с хорошей стороны по разным, возможно, причинам. Принимается вторая альтернативная гипотеза ( ) о преимуществе традиционного метода.
Рассмотрим второй случай.
б) случай связанных (парных) выборок.
В случае связанных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t-критерия Стьюдента.
Вычисление значения t осуществляется по формуле:
(5)
где - разности между соответствующими значениями переменной x и переменной y, а d - среднее этих разностей;
вычисляется по формуле:
(6)
Число степеней свободы k определяется по формуле k = n - 1.
Если то нулевая гипотеза принимается, в противном случае принимается альтернативная гипотеза.
Организация исследования
Организация исследования предполагает определение:
- места проведения исследования;
- контингента с указанием числа групп, возраста, пола и количества испытуемых в экспериментальной и контрольной группах;
- продолжительности этапов исследования.
Экспериментальное исследование проводилось в естественных условиях на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Павловская средняя общеобразовательная школа».
Для исследования нами были отобраны две группы респондентов по 15 человек в группе. Респонденты были отобраны из третьих классов школы. Дети были поделены на две группы - экспериментальную и контрольную. В каждой группе испытуемых детей - 8 мальчиков и 7 девочки. Средний возраст испытуемых 9 лет 5месяцев.
Исследование проходило с разрешения родителей детей.
Проведение педагогического эксперимента осуществлялось в соответствии с поставленными целью и задачами и состояло из четырех этапов, включая анализ спортивной практической и научно-методической литературы, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты.
Первый этап - подготовительный (февраль - июнь 2016 года). На данном этапе проходил выбор направления исследования, согласование его с научным руководителем. Определение методологических составляющих исследования, структуры работы, составление календарного плана поэтапного выполнения работы. Составление списка литературы. Проводился анализ спортивной научно-методической литературы, изучалось состояние проблемы, обобщались мнения тренеров-преподавателей по баскетболу. Определялось общее направление научной работы, условия организации. Формулировались цель, основные задачи и рабочая гипотеза исследования. Обоснование актуальности проблемы исследования. Осуществлялся подбор научных методов исследования и тестирования для определения у баскетболистов 9-10 лет: показателей эффективности соревновательной деятельности, уровня развития специфических координационных способностей, физической подготовленности и работоспособности, основных психических процессов. Составление плана (программы) эмпирического исследования.
В результате анализа специальной научно-методической литературы мы выяснили, что в младшем школьном возрасте у ребенка происходят изменения всех систем организма, младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Чтобы качественно строить работу с этой категорией учащихся учителю необходимо иметь знания по анатомии, физиологии, психологии ребенка.
Также необходимо отметить, что уровень развития координационных способностей можно определить с помощью специальных упражнений (тестов), широко апробированных в теории и практике баскетбола. Нами выявлены особенности методики подготовки юных баскетболистов 9 - 10 летнего возраста, объемы тренировочных нагрузок и их распределение по этапам и периодам годичного цикла.
На втором (основном) этапе (10.09.2016 по 10.02.2017) проводились беседы с младшими школьниками и их родителями, анкетирование. Разрабатывалась программа педагогических воздействий испытуемых экспериментальной группы, включающая в себя комплексы физических упражнений и игровых заданий.
Тестирование учащихся проводилось с помощью специальных тестовых заданий:
Тест 1.Ведение мяча с изменением направления (змейка) 30м (2 х15м).
По команде «На старт!» учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде «Марш!» учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируется время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию.
Тест 2.Челночный бег с ведением мяча 3х10м.
По команде «На старт!» учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде «Марш!» ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом, не беря мяч в руки, устремляется обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь. Фиксируются время, которое ученик показывает, пересекая финишную линию.
Тест 3. Передачи мяча двумя руками от груди в стену - основной способ, позволяющий быстро и точно направлять мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в ситуации отсутствия плотной опеки соперника.
Учащиеся располагаются в 3 метрах от стены и по сигналу учителя в течении 30 секунд выполняют передачи мяча в стену двумя руками от груди. По свистку передачи заканчиваются. Подсчитывается количество выполненных передач за 30 секунд. Задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихся выполняет передачи, другая считает. Затем группы меняются местами.
Также на данном этапе нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие две группы респондентов по 15 человек в группе. Респонденты были отобраны из третьих классов школы. Дети были поделены на две группы - экспериментальную и контрольную. В каждой группе испытуемых детей - 8 мальчиков и 7 девочки. Средний возраст испытуемых 9 лет 5месяцев.
На третьем (заключительном) этапе (март – май 2017 года) проверялась эффективность разработанной программы, обрабатывались и формировались результаты работы.
Проведен качественный и количественный анализ полученных данных, обобщение и интерпретация результатов статистического анализа. Формулировка выводов и рекомендаций по результатам исследования. Оформление работы, представление ее научному руководителю, рецензенту. Подготовка доклада и демонстрационного материала (схемы, рисунки, таблицы) для защиты выполненной работы.
Анализ результатов тестирования физической подготовленности учащихся обеих испытуемых групп на заключительном этапе эксперимента позволил установить достоверные различия результатов выполнения всех предложенных тестовых упражнений.
Выдвинутая нами гипотеза, которая заключалась в предположении о том, что подобранные методические приемы начального обучения младших школьников баскетболу, содержащие набор специальных координационных упражнений, для формирования основных двигательных навыков, с учетом их возрастных особенностей, качественно повысят уровень координационных способностей, нашла свое подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барчуков И.С. Физическая культура. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2013 – 528 с.
2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. – М.: Академия, 2006. - 528с.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии./Н.А.Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 287с.
4. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. Теория и методика. Изд.4, испр. и доп. - М.: Физическая культура и спорт, 2013. – 224с.
5. Виленский М.Я. Физическая культура. – М.: Кнорус, 2016 – 423 с.
6. Виленский М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 c.
7. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста/ А.Б.Гандельсман, Д.М.Смирнов. –М.: Просвещение, 1986. – 256с.
8. Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2014 – 256 с.
9. Ильин Е.П. Ловкость - миф или реальность? // Теория и практика физической культуры. -2002. - № 3. - С. 51-53.
10. Координация движений и быстрота как ведущие качества при подготовке баскетболистов: метод.рекомендации. / [сост.: С. И. Юрчик, В. Ф. Юрчик]. – Брест : БГТУ, 2014. – 23 с.
11. Круглик И.И., Круглик И.П. Краткий словарь терминов по теории и методике физического воспитания и спорта для студентов физкультурных ВУЗов // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6.
12. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры. Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2013 – 416 с.
13. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2012 – 416 с.
14. Кукушкин Г.И. Энциклопедический словарь по физической культуре и спорту. – М.: Академия, 2012 – 426 с.
15. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
16. Лях В.И. Понятие «координационные способности» и «ловкость» // Теория и практика физической культуры. -2003. - №8. - С. 44-46.
17. Лях В.И. Анализ свойств, раскрывающих сущность понятия «координационные способности» // Теория и практика физической культуры. -2004. - №1.- С. 48-50.
18. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. -2007. - № 5. - С. 25-28.
19. Лях В.И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры. -2007. - №7.- С. 28-30.
20. Матвеев Л.П. Теория и