Изучению региональных политических процессов
В рамках бихевиористского подхода внимание исследователей акцентируется на таких аспектах регионального политического процесса, которые связаны с поведением различных политических акторов – лидеров, элит, групп интересов, партий, органов власти, а также других участников политических интеракций. Бихевиористы считают, что предметом научного исследования является непосредственно наблюдаемое политическое поведение как определенная «реакция» на «стимулы» окружающей среды. В связи с этим бихевиористы отвергаются любые субъективные методы изучения политического поведения, связанные с различного рода интроспекциями и интерпретациями. Такая ограниченность бихевиористского подхода преодолевается в рамках необихевиоризма, представители которого стремятся выявить модели и стратегии поведения различных политических акторов в регионе, рассматривая это поведение не только как реакцию на внешнюю социальную реальность, но и как результат внутренних политических интенций.
При изучении региональных политических процессов основные положения необихевиоризма нашли наиболее полное выражение в теории политического обмена. Согласно этой теории, универсальным принципом политической жизни выступает обмен, который осуществляется на основе «закона выгоды» (частный случай базового для бихевиоризма «закона эффекта»). В рамках этого закона политическое поведение рассматривается как реакция (выплата) на стимул (награду), закрепленная в опыте удачного «обмена».
Предметом научного исследования в рамках институционального и неоинституционального подходов являются политические институты, которые рассматривается и как политические организации и как нормы («правил игры») политического взаимодействия. Институциональный подход направлен на изучение устойчивых форм организации и регулирования политических отношений как основы региональных политических процессов. В этом плане политические институты в регионе могут носить как формально-правовой (принудительный), так и неформально-конвенциональный (предписывающий) характер. В рамках институционального подхода политические институты рассматриваются как уже данная политическая реальность, в соответствии с которой политические акторы организуют политическое взаимодействие.
Неоинституционалисты в структуре региональных политических институтов выделяют: 1) формальные правила (конституции, законы, административные акты); 2) неформальные ограничения (традиции, обычаи, условности); 3) формы и способы принуждения, обеспечивающие соблюдение формальных правил и неформальных ограничений. Формальные политические институты, формы и способы их защиты устанавливаются и поддерживаются сознательно, чаще всего – силой органов государственной власти. Неформальные политические институты складываются спонтанно, без чьего-либо сознательного замысла, как побочный результат взаимодействия региональных политических субъектов, придерживающихся определенных ценностей и реализующих собственные интересы.
С позиций неоинституционализма региональные политические институты всегда имеют определенные значения, поскольку их существование сопряжено с конкретными выгодами и издержками взаимодействующих политических субъектов. Поэтому поведение политических субъектов постоянно изменяется в зависимости от соотношения между этими выгодами и издержками. Для характеристики взаимодействия политических субъектов в рамках неоинституционального подхода ключевыми являются понятия ограниченной рациональности и оппортунистического поведения.
В институциональной теории политические субъекты изображались как рациональные акторы, руководствующиеся принятой в региональном сообществе системой норм политического поведения. Неоинституционализм подчеркивает ограниченность человеческого интеллекта: знания, которыми располагают политические субъекты, всегда неполны, их прогностические способности не беспредельны. Поэтому решения политических акторов являются рациональными лишь до известных пределов, которые задаются неполнотой доступной им информации и ограниченностью их интеллектуальных возможностей.
Оппортунистическое поведение политических субъектов в неоинституционализме определяется как преследование собственных интересов, доходящее до «вероломства», включая любые формы политического обмана, фальсификации и дискредитации, нарушения взятых на себя политических обязательств. Поэтому взаимодействие политических субъектов на всех уровнях региональной иерархии сопровождается неизбежными затратами и потерями, для обозначения которых в неоинституционализме используется понятие трансакционных издержек. Согласно представлениям неоинституционалистов, негативные последствия ограниченной рациональности и оппортунистического поведения политических субъектов в регионе преодолеваются как правовыми нормами, так и существующими специфическими региональными политическими традициями и обычаями.
Неоинституциональный подход к изучению региональных политических процессов акцентирует внимание исследователей на трех взаимосвязанных вопросах: 1) каковы направления развития, отбора и смены различных политических институтов; 2) как осуществляется выбор тех или иных организационных политических форм в зависимости от характера существующей институциональной среды; 3) каковы особенности поведения политических субъектов в рамках различных организаций.
В качестве методологического основания изучения этих вопросов в последнее время широкое применение в неоинституциональных исследованиях получила теория игр. С позиций этой теории политические организации рассматриваются по аналогии со спортивными командами. Политические институты также рассматриваются по аналогии с действующими в спорте общими и частными «правилами игры». Общие правила игры разнообразны – от конституций до норм этикета, частные правила связаны с внутренними ограничениями в организациях, соблюдать которые обязаны их члены. Эти «правила игры» задают систему положительных и отрицательных стимулов, направляя поведение политических субъектов в регионе в определенное русло, и тем самым делая более предсказуемым сам политический процесс в регионе.
При изучении региональных политических процессов широко используются также положения теории рационального выбора. С точки зрения этой теории, политические субъекты действуют рационально в том случае, если преследуя свои политические интересы, они при выборе оптимального политического поведения руководствуется соотнесением прибылей и издержек. При этом политические действия субъектов ограничиваются определенными политическими институтами, или «правилами игры», которые лежат в основе устойчивых моделей взаимодействия между участниками регионального политического процесса. Теория рационального выбора позволяет перейти от дескриптивного изучения региональных политических процессв к аналитическому, основанному на выявлении интересов политических акторов и ресурсов их политической активности. При этом целью анализа становится поиск таких условий политической игры, при которых ее участники выбирают наиболее выгодные стратегии и модели политического поведения.
В изучении региональных политических процессов широко используются также принципы и методы системного, ситуационно-факторного и структурно-функционального анализа.
Системный анализ направлен на изучение региональных политических процессов как целостных образований, состоящих из устойчивых множеств политических элементов, находящихся в постоянном взаимодействии и выполняющих определенные функции. С позиций системного анализа региональные политические процессы представляет собой циклы, в которых можно выделить следующие фазы: 1) вход – воздействие среды на региональную политическую систему в форме ее поддержки и выдвижения к ней требований; 2) конверсия – преобразование требований в решения; 3) выход – реакция региональной политической системы в виде решений и действий; 4) обратная связь – возврат к исходной точке равновесия.
Методологическим принципом системного анализа является требование всестороннего учета разнообразных факторов, влияющих на политические процессы в регионах и определяющих возможные варианты их дальнейшего развития. В результате углубленного изучения различных информационных данных по специально разработанным программам частных исследований отдельных аспектов политических процессов в регионах проводится системно-диагностический их анализ, который дает не только информационным «срезом», показывающим состояние предмета исследования, но и позволяет определить тенденции политических процессов в регионах. На основе этих данных проводится также ситуационно-факторный анализ, позволяющий выделить основные факторы, определяющие политические процессы в регионах, дать рейтинговую оценку этих факторов и определить силу их воздействия на региональные политические процессы.
С позиций структурно-функционального анализа региональные политические процессы представляют собой воспроизводство и изменение определенных состояний региональных политических систем. Сторонники структурно-функционального анализа выделяют в этих системах устойчивые элементы и способы связей между ними, что в совокупности и образует структуры региональных политических систем. Каждый из таких элементов выполняет определенную функцию, которая является важной для поддержания целостности региональных политических систем. Поэтому главной задачей научного исследования региональных политических процессов в рамках структурно-функционального анализа является изучение основных элементов региональной политический системы, изменения их функций и способов связи между ними.
В настоящее время сложился коммуникативный подход к изучению региональных политических процессов. В рамках этого подхода региональные политические процессы рассматривается как продукты взаимодействия политических субъектов, структурируемого нормами и ценностями, к которым обращаются эти субъекты, пытаясь понять происходящие в политическом процессе изменения. Коммуникативное взаимодействие участников региональных политических процессов осуществляется на основе различного рода их знаний о «мире политики», имеющих для участников интеракций значение политического опыта. Центральным моментом при изучении взаимодействия политических субъектов выступает понятие коммуникативной интеракции как политического общения и обмена информацией, основным результатом которой является взаимопонимание между субъектами региональных политических процессов. Это взаимопонимание является основой свободного соглашения участников политических интеракций для достижения совместных результатов в определенной политической ситуации.
В рамках коммуникативного подхода региональные политические процессы рассматривается как автономизированные (самореферентные) и аутопойетические (самовоспроизводящиеся), основными элементами которых выступают политические интеракции. Эти интеракции образуются путем взаимосогласования коммуникативных действий и переживаний участников политических процессов и обеспечиваются «символически обобщенными средствами коммуникации». В региональных политических процессах таким символическим средством коммуникации выступает «региональная власть».
Ресурсно-акторный подход к исследованию региональных политических процессов связан с изучением ресурсов различных групп политического влияния в регионах. В рамках этого подхода региональные политические процессы рассматривается, с одной стороны, как проекции интересов элитных групп, реализуемых с помощью определенных ресурсов. С другой – как волнообразные циклы перехода от нестабильных политических взаимодействий к установлению относительного равновесия в форме либо старых, либо новых моделей баланса между региональными политическими элитами.
В рамках ресурсно-акторного подхода выделяют монократический (тоталитарный), плюралистический (соревновательно-коалиционный или консенсусный) и разъединенный (конкурентно-конфликтный) типы региональных политических элит.
Монократические элиты формируются в тех регионах, где возникли доминирующие элитные группы, контролирующие как экономические, так и политические ресурсы. Монократическими являются также господствующие в регионах элиты патриархально-клановго характера. В тех случаях, когда доминирующим элитным группам или кланам не удается сохранить решающий перевес над другими участниками политических процессов в регионах, создаются условия для формирования региональных политических элит разъединенного (конкурентно-конфликтного) типа.
Специалисты отмечают, что конкурентно-конфликтные элиты возникают обычно в регионах с моноресурсами, где контроль над ними становится средством сохранения власти господствующих элитных групп. В регионах, обладающих различными видами ресурсов, контроль элитных групп за этими ресурсами диверсифицирован. Поэтому взаимодействие между политическими элитами в таких регионах носит характер конфликтов интересов. В процессе этих конфликтов возникают предпосылки для компромиссов, «торгов» и выработки единых для всех элитных групп «правил игры» и формирования в регионе плюралистического (соревновательно-коалиционного или консенсусного) типа элиты.