Позитивизм и классическая модель научного исследования
Классическая модель научного исследования сформировалась в русле позитивизма ХIХ в., и поэтому она являлась сциентистской формой социального познания, в качестве эпистемологического эталона которого выступало естествознание. Позитивизм утверждался в социальной науке в качестве доминирующего течения под лозунгом отказа от умозрительных рассуждений о социальной реальности, свойственных спекулятивной метафизике и основанной на ней социальной философии.
В противовес умозрительному социально-философскому теоретизированию позитивисты стремились к созданию «положительной» социальной теории, которая должна была, по их мнению, быть такой же доказательной и общезначимой, как и теории в естественных науках. Доказательность социальной теории позитивисты видели, прежде всего, в обоснованности ее фактами, поэтому одним из принципов классической модели научного исследования стал эмпиризм.
Каждая наука, утверждали позитивисты, начинает с открытия фактов, но затем она переходит к обнаружению связей между ними. Поэтому позитивизм поставил перед социальным познанием задачу установить всю совокупность фактов, относящихся к данному социальному явлению.
Стремясь к систематичности и целостному воспроизведению социальной реальности, ученые-позитивисты опирались на «теорию факторов». Согласно этой теории в социальной действительности действуют самые различные самостоятельные силы (географические, экономические, социальные, политические, духовные, психологические), взаимодействие которых и определяет социальное развитие. Тем самым «теория факторов» обусловливала необходимость перехода от простого описания социальных явлений и отражающих их фактов к установлению существующих между ними связей. Поэтому другим принципом классической модели социального исследования стал холизм. Теоретически позитивисты исходили из принципа «равноправия факторов» в социальном процессе. Однако в исследовательской практике при изучении конкретных взаимосвязей между различными факторами они постоянно тяготели к когнитивному редукционизму, сводя социальный процесс то к социально-экономическим, то географическим, то психологическим основаниям.
Позитивисты считали, что цель ученого – это познание социальной реальности в целом, такой, какой она есть в действительности, и установление общих законов социального развития. При этом особое внимание уделялось позиции исследователя как «нейтрального наблюдателя» который, не должен был давать оценок социальным фактам: его дело – сказать, каковы они есть на самом деле. Классическая модель научного исследования исходила из жесткого противопоставления его субъекта и объекта. Она строилась на абсолютизации позиции исследователя как «нейтрального наблюдателя», на допущении возможности преодоления субъективности в процессе воспроизводства объективной реальности в научном сознании. Поэтому принципом классической модели научного исследования становится объективизм.
В классической науке принцип объективизма основывался на примате субъектно-объектной дихотомии и необходимости реконструкции социальной реальности такой, какой она есть на самом деле с помощью научных методов научного исследования, воздерживаясь при этом от ценностных суждений. С позиций объективизма социальное знание, являясь результатом взаимодействия в научном исследовании субъекта и объекта, способно адекватно отражать социальную реальность саму по себе, то есть существующую вне культуры ученого и его научного сознания.
Предельным выражением объективистского пафоса классической модели научного исследовании был приоритет «мертвых» форм социальных связей перед «живыми» коммуникациями, склонность к всестороннему социальному проектированию, стремление к предельной точности и отчетливости научных понятий. Поэтому преодоление субъективности в ходе научного исследования достигалось путем «свободы от ценностей» и превращения изучаемых жизненных практик в «мертвый» корпус социальных фактов, которые рассматривались как «вещи», изолированных от того «живого» научного контекста, в котором они реально существовали.