Региональное управление: методологические проблемы региональных исследований
В региональных исследованиях существуют различные подходы к пониманию характера и задач регионального управления, среди которых выделяются в первую очередь научный и деятельностный. Научный подход включает, во-первых, представления о том, что региональный социум, как надындивидуальная реальность, является социальной системой с жесткой детерминистской связью между ее элементами, а также прошлым, настоящим и будущим ее состояниями. Во-вторых, в рамках этого подхода существует убеждение, что только наука дает объективные знания о развитии региональных сообществ, опираясь на которые можно разрабатывать рациональные способы регионального управления. В этих способах не учитывается человеческий фактор, а само региональное управление рассматривается как административное принуждение, позволяющее «совладать» с людьми и неопределенностями социальной среды. Научный» подход предполагает также разделение функций между учеными, занимающимися изучением регионального социума, и управленцами, использующими научные знания в своей практической деятельности. Основу такого разделения составляет принципу «ученые знают – политики могут».
В рамках деятельностного подхода региональному социуму придается человеческое измерение. В связи с этим сторонники этого подхода считают, что в региональном управлении надо не просто учитывать «человеческий фактор», а опираясь на человеческий капитал. Поэтому разработка программ развития регионального социума должна опираться не только на научные знания о его актуальном состояния, но и учитывать менталитет его различных социальных групп, который в ходе социальных трансформаций может изменяться.
Деятельностный и научный подходы различаются логикой управления. Логика научного управления, или «управления ради цели», предполагает в первую очередь прогнозирование развитие регионального социума на основе научных знаний о его актуальном состоянии. На основе такого прогнозирования разрабатывается идеальная модель регионального развития, разрабатывается его концепция и программа, включающая цель и задачи развития, средства их решения, направления деятельности административных структур, а также предусматривающая создание необходимой инфраструктуры. Затем на этапе реализации программы осуществляется корреляции задач и средств их решения в зависимости от полученных результатов и оценки эффективности управленческих практик.
Логика деятельностного подхода в региональном управлении, или «управлении ради процесса», иная. В начале дается оценки состояния регионального социума, выявляются возможные варианты его развития, в том числе и с учетом человеческого капитала и особенностей менталитета различных социальных групп. Затем разрабатывается соответствующая программа деятельности региональной администрации, формируется институциональная база ее реализации и осуществляется управленческая деятельность как «жизнь в пути», предусматривающая анализ, контроль и рефлексию. Тем самым парадигма системного моделирования, характерная для научного подхода, уступает место парадигме органического развития и целепоисковой управленческой деятельности.
Методологические трудности, связанные с изучением регионального управления обусловлены наличием различных представлений о том, что такое управленческая деятельность. В рамках деятельностного подхода управленческая деятельность – это активность управляющего субъекта, направленная на предмет управленческого воздействия, в качестве которого выступают социальные отношения, процессы и социальные практики, имеющие человеческое измерение.
Эта активность, имеющая целенаправленный характер, опирается на определенные средства, приводящие к конкретным результатам. Поэтому структура управленческой деятельности может быть представлена в виде схемы «субъект – цель – средства – действия – предмет – результат». Целью управленческой деятельности является формирование социальных отношений, наполненных новыми значениями и смыслами. Основное средство управленческой деятельности – это власть как способность ее субъекта осуществлять эту деятельность, опираясь на различные ресурсы. Предмет управленческой деятельности – актуальное состояние регионального социума. Результат управленческой деятельности – новые социальные структуры, институты, процессы, социальные практик, наполненные человеческим содержанием.
Основными функциями управленческой деятельности являются: 1) социальная интеграция регионального социума на основе общих интересов и ценностей); 2) социальная консолидация регионального сообщества на основе региональной идентичности; 3) социальная мобилизация – привлечение социальных ресурсов регионального сообщества для достижения общезначимых целей; 4) защита интересов регионального социума; 5) обеспечение социальной стабильности, социального развития, приемлемого уровня и качества жизни регионального сообщества; 6) артикуляция и представление интересов регионального социума на национальном уровне.
Управленческая деятельность, носящая целерациональный характер, опирается на научные знания о среде и предмете» управленческого воздействия. Это – знания научного характера, дающие представление о сложившейся в региональном социуме социальной ситуации и тенденциях изменения «предмета» регионального управления, позволяющие проигрывать возможные сценарно-базовые варианты развития этой ситуации и «предмета» управленческого воздействия. Знания о среде и «предмете» управленческого воздействия разделяют на системно-диагностические и системно-прогностические. Системно-диагностические знания получают с помощью методов ситуационно-факторного и ретроспективного анализа, выясняя: 1) состояние среды и «предмета» управления, выявляя роль и силу воздействия в них тех или иных факторов; 2) тенденции развития «предмета» управления. Системно-прогностические знания получают на основе системно-диагностических знаний с помощью методов сценарного прогнозирования, направленных на проигрывание возможных сценарно-базовых вариантов изменения сложившейся ситуации и «предмета» управления.
При изучении регионального управления надо обращать внимание на его типы и стили управленческой деятельности. Можно выделить следующие три типы регионального управления. Первый тип – директивный, или принудительный, организационным ресурсом которого является сплоченность и воля «своих», жестко и враждебно противостоящим «чужим». Это – управление с позиций силы, в основе которой лежат принципы «игры с отрицательной суммой»: противники стремятся нанести ущерб друг другу, а «побеждает» тот, у кого он оказался меньшим. Второй тип регионального управления – функциональный, акцентирующий внимание на «правилах игры», которые учитывают разнообразие существующих в региональном сообществе социальных ролей и социальных институтов. Это – управление, основанное на компромиссе и логике «игры с нулевой суммой»: в конечном счете, каждый должен получить ровно столько, сколько отдает, а общий и частный «выигрыш» заключается в недопущении «ущерба». Третий тип – коммуникативный базирующийся на «правилах игры», которые допускают их изменение по ходу дела на заранее оговоренных принципах. Это – управление сотрудничества, основу которого составляют принципах игры с положительной суммой»: делибирация (содержательное обсуждение, «взвешивание») политических альтернатив позволяет находить и использовать такие инновации, которые приводят к общему «выигрышу».
Стили управленческой деятельности – это процедуры принятия политических решений. Параметрами выделения стилей управленческой деятельности являются: 1) подходы субъекта управленческой деятельности к решению управленческих задач; 2) отношения субъекта управленческой деятельности, принимающего политические решения с другими участниками политического процесса и социальными группами. Можно выделить такие подходы субъекта управленческой деятельности к решению управленческих задач, как реактивный и креативный. Реактивный подход, или управление, связанное с «латанием дыр», характеризуется установкой реагирования на создавшуюся, часто неожиданно социальную ситуацию. Креативный подход, или «развивающее управление», характеризуется установкой предвидения возможного изменения социальной ситуации и творческой активности субъекта управленческой деятельности, направленной на изменение этой ситуации в нужном направлении.
Отношения субъекта управленческой деятельности, принимающего политические решения, с другими участниками политического процесса и социальными группами могут строиться на основе: 1) принятия управленческих решений путем согласования интересов различных участников политического процесса и социальных групп; 2) навязывания политических решений другим политическим субъектам и социальным группам без учета их интересов и ценностных ориентаций.
Различные комбинации этих параметров (реактивность/креативность, согласование/навязывание) позволяют выделить четыре стиля управленческой деятельности: 1) реактивно-консенсусный; 2) реактивно-принудительный; 3) креативно-консенсусный; 4) креативно-принудительный.
При изучении регионального управления следует также выделять парадигмы и модели управленческой деятельности. Парадигмы управленческой деятельности – это системы установок, которых придерживаются субъекты регионального управления, решая управленческие задачи. Модели управленческой деятельности – это когнитивные аналоги сложившихся региональных управленческих практик. В управленческих практиках можно выделить классическую, неклассическую и неоклассическую парадигмы управленческой деятельности.
Классическая парадигма характеризуется следующими чертами: во-первых, ее основой является классическая рациональность; во-вторых, она представляет собой управление простыми системами, эволюция которых имеет линейный характер; в-третьих, отношения между «управляющей системой» и «управляемой системой» носит субъект-объектный характер. Характерными чертами неклассической парадигмы являются: во-первых, она базируется на неклассической рациональности; во-вторых, это – управление «живыми» системами простыми системами, развития которых носит человекоразмерный характер; в-третьих, отношения между «управляющей системой» и «управляемой системой» носит субъект–субъектный характер.
Характерные черты неоклассической парадигмы – это: во-первых, в ее основе лежит неоклассическая рациональность; во-вторых, она представляет собой управление сложными (многомерными) системами, развитие которых имеет нелинейный характер; в-третьих, отношения между «управляющей системой» и «управляемой системой» носит как субъект-объектный, так и субъект-субъектный характер.
В рамках классической парадигмы можно выделить «механистическую» модель управленческой деятельности, названную так, потому что предполагает руководство абстрактными людьми с помощью жестких правил и распоряжений. Эта модель представляет собой программно-целевую, нормативистскую управленческую деятельность, так как будущее состояние регионального социума или его сегментов конструируется как модели идеального устройства, с учетом их актуального состояния. «Механистическая» модель является «жесткой», поскольку она предполагает применение мер принуждения к тем элементам управляемой социальной системы, которые препятствуют движению к общей цели.
Сильная сторона этой модели заключается в широком использовании научных методов разработки стратегии и программ развития регионального социума. Конкретный характер этих программ дает возможность региональной администрации мобилизовывать ресурсы и управленческие концентрировать усилия, направленные на ее выполнению и осуществлять достаточно эффективный контроль. Слабость «механистической» модели управленческой деятельности заключаются в представлениях, во-первых, о том, что будущее состояние регионального социума может быть сконструировано в качестве сложной системы, во-вторых, о том, что можно найти «оптимальные решения» проблем еще до их осуществления на практике. В результате возникает иллюзия о том, что власть всесильна, если она опирается на науку.
Таким образом, особенности «механистической» модели, во-первых, состоят в том, что предметом ее управленческой деятельности, опирающейся на науку, являются «мертвые» системы (надындивидуальная реальность). Во-вторых, эта модель, представляя собой «управление ради цели», является программно-целевой. В-третьих, для нее характерно внешнее (принудительное) управление.
В рамках неклассической парадигмы можно выделить «органическую» модель управленческой деятельности и такую модель, которая получила название «governance-управления». «Органическая» модель называется так, потому что она представляет собой руководство абстрактными людьми с помощью жестких правил и директивных распоряжений, а людьми реальными, которыми управляют, опираясь на человеческий капитал. Поэтому в «органической» модели управленческой деятельности особое значение придается человеческим, а не техническим, технологическим, финансовым и прочим «материальным» ресурсам. Поэтому в этой модели учитываются, прежде всего, внутренние возможности регионального социума к собственному развитию. Являясь «мягкой», «органическая» модель изменяет поведение тех элементов управляемой социальной системы, которые препятствуют движение к общей цели, не путем внешнего принуждения, а создавая внутренние условия для трансформации этого поведения в желательном направлении.
Основу «органической» модели управленческой деятельности составляют принципы профессионализма и простоты. В рамках принципа профессионализма предполагается учитывать в управлении качественные характеристики как управляемых, так и управляющих, а также создание необходимых условий для повышения их профессионального уровня.
Принцип простоты предполагает автономизацию субъектов управленческой деятельности. В результате региональные администрации всех уровней начинают обладать достаточной степенью самостоятельности для принятия управленческих решений. Автономизация субъектов управленческой деятельности способствует также созданию атмосферы творчества и ответственности в системе регионального управления при условии постоянного роста профессионализма управленцев и развития человеческих ресурсов.
Таким образом, если «механистическая» модель управленческой деятельности может быть описана схемой «цель – средства – принуждение», то «органической» модель – схемой «цель – человеческие ресурсы – автономия». Особенности «органической» модели, во-первых, состоят в том, что предметом ее управленческой деятельности, опирающейся на человеческие ресурсы, являются» «живые» человекоразмерные системы. Во-вторых, эта модель, представляя собой «управление ради процесса», является не только целерациональной, но и ценностнорациональной. В-третьих, для нее характерно внутреннее (направляющее) управление.
В рамках модели «governance-управления» внимание акцентируется не просто на человеческих ресурсах, а на использовании человеческого потенциала как основы управленческой деятельности. Для этой модели характерны следующие черты: во-первых, эффективное управление, отдавая приоритет человеку, служит людям, а не люди – управлению; во-вторых, это стремление к пониманию человека для раскрытия его потенциала и осуществления эффективного социального контроля, придерживаясь принципа «контроль служит человеку», а не наоборот; в-третьих, создание условий, расширяющих возможности субъектов осуществлять управленческие действия по собственному усмотрению.
Особенности модели «governance-управления», во-первых, состоят в том, что предметом ее управленческой деятельности является сам человек. Во-вторых, эта модель ориентирована, прежде всего, на раскрытие потенциала субъектов управленческой деятельности. В-третьих, для нее характерно управление, опирающееся на понимание человека и контроль помощью «мягкой силы».
В рамках неоклассической парадигмы можно выделить «синтетическую» и «синергетическую» модели управленческой деятельности. «Синтетическая» модель управления широко используется в период модернизации, поскольку сама модернизация, с одной стороны, ориентируется на некие универсальные образцы, которые задаются более развитой социальной системой, а с другой, – предполагает не просто копирование этих образцов, а их приспособление к иной социокультурной среде путем мобилизации органического потенциала самого модернизируемого сообщества.
Сильной стороной «синтетической» моделей является осознание представителями властных структур того, что есть границы силового воздействия этих структур на поведение элементов управляемой системы, и поэтому в управлении необходимо учитывать «механизмы» саморегулирования и гомеостазиса. Однако, несмотря на привлекательность ориентации этой модели на органичность развития, она имеют ту же слабость, что и программно-целевая модель регионального управления. Эта слабость выражается в том, что будущее состояние объекта управления (регионального сообщества) привносится извне и при этом без внимания остается вопрос, почему и каким образом тот или иной «образец» социального развития утвердил себя, какая духовная интенция жизнедеятельности скрывается за ним.
Особенности «синтетической» модели, во-первых, состоят в том, что предметом ее управленческой деятельности являются многомерные региональные системы. Во-вторых, эта модель опирается на конструирование идеальных образцов регионального развития и мобилизацию органических возможностей региональных сообществ. В-третьих, для нее характерно управление, опирающееся на раскрытие потенциала субъектов управленческой деятельности.
«Синергетическая» модель управленческой деятельности основывается на представлениях о том, что региональное сообщество представляет собой сложноорганизованную социальную систему, развитие которой носит вероятностный характер. Поэтому «синергетическая» модель связана не с поиском идеалов социального развития и конструированием его желательных моделей, а с использованием законов самоорганизации сложных систем в целях инициирующе-резонансного управляющего воздействия.
Основу многих моделей регионального управления сегодня составляют представления о развитии управляемых систем, согласно которым результаты этого развития, зависимые от внешнего управляющего воздействия, прямо пропорциональны затраченным усилиям. С позиций синергетики такого рода представления, упрощая процесс управления, представляют опасность для управляющих, поскольку их управленческие действия могут не дать нужного результата, если не будут учитывать тенденции развития регионального социума как сложноорганизованной системы.
Взгляд на региональный социум как сложноорганизованную систему в рамках синергетического подхода предполагает, что актуальное состояние этой системы не определяет однозначно ее будущее, поскольку в региональном сообществе одновременно существует несколько возможных путей его развития, органически заложенных в самой системе. Поэтому задачи регионального управления заключаются, во-первых, в выявлении спектра потенциально возможных путей развития регионального социума; во-вторых, в умении выбирать наиболее оптимальный из них; в-третьих, инициировать в рамках этого пути предпочтительные тенденции саморазвития этого социума. Такие инициирующие управленческие действия могут привести к значительным (резонансным) результатам при минимальных усилиях управляющих. Однако это может произойти только в том случае, если эти действия, топологически согласовываясь со свойствами управляемой сложноорганизованной системы, будут соответствовать основным тенденциями ее самоорганизации.
В рамках «синергетической» модели управленческой деятельности основой ее эффективности являются два принципа: 1) региональное управление – это выбор, ограниченный спектром потенциально возможных путей развития регионального социума как сложноорганизованной системы; 2) управление – это инициирующее воздействие на эту систему, позволяющее, во-первых, выводить ее на собственный и одновременно желательный аттрактор развития; во-вторых, добиваться резонансных результатов, двигаясь по выбранному пути.
Таким образом, особенности «синергетической» модели, во-первых, заключаются в том, что предметом ее управленческой деятельности являются региональные социумы как сложноорганизованные и саморазвивающиеся системы. Во-вторых, эта модель опирается на выбор одного из потенциально возможного пути развития этих систем. В-третьих, для нее характерно «управление саморазвитием» регионального сообщества, опирающееся на инициируеще-резонансные управляющие воздействия.
При изучении регионального управления надо обращать внимание на стили управленческой деятельности, которая всегда связана с принятием управленческих решений. Поэтому стиль управленческой деятельности представляет собой определенную процедуру принятия такого рода решений. Стиль управленческой деятельности обусловлен, прежде всего, интеллектуальными особенностями его субъекта.
Интеллект субъекта управленческой деятельности – это его мыслительные способности разрабатывать ее стратегию, ставить цель, определять средства и действия ее достижения. Иными словами, интеллект – это способность ставить управленческие задачи и находить способы их решения. Количественная оценка уровня интеллекта зависит от его коэффициента (IQ). Качества интеллекта определяются пытливостью, глубиной и гибкостью ума, логичностью мышления, доказательностью, критичность, рефлексивностью и широтой мышления.
Пытливость ума качество интеллекта, проявляющееся в стремлении разносторонне познавать то или иное явление в существенных отношениях, лежит в основе активной познавательной деятельности. Глубина ума, как способность отделять главное от второстепенного, позволяет различать необходимое и случайное. Гибкость ума, как способность широко использовать имеющийся опыт и преодолевать шаблонность мышления, дает возможность оперативно рассматривать предметы в новых связях и отношениях.
Логичность мышления – это строгая последовательность и взаимосвязь рассуждений. Это качество интеллекта дает возможность представлять предметы во всевозможных их внутренних и внешних связях. Доказательность мышления связана с использованием аргументов, служащих обоснованием суждений и умозаключений. Это качество интеллекта позволяет убеждать окружающих в правильности принятых решений. Критичность мышления – это способность выделять в предмете размышлений позитивные и негативные моменты. Такое качество интеллекта дает возможность использовать знания о позитивных и негативных моментах в принятии управленческих решений. Рефлексивность мышления как способность размышлять по поводу собственной мыслительной деятельности и оценивать ее результаты, позволяет отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат поставленным задачам. Широта мышления связана со способностью охватывать вопрос в целом, позволяет видеть многовариантность в решении задач, не теряя из виду исходных данных соответствующих эти задачам.
Все это позволяет выделить такие позитивные качества интеллекта, как отсутствие страха перед непривычным, внутреннее стремление к новому, способность к рациональному и интуитивному решению актуальных проблем и сложных задач, способность к прогнозированию развития ситуации и предвидению возможных последствий принимаемых решений. Вместе с тем можно выделить такие негативные качества интеллекта, как целевое мышление и ригидность мышления. Целевое мышление проявляется в его сужении до крайне ограниченных житейских пределов, в котором начинают доминировать расхожие стереотипы и схематизированные матрицы. Ригидность мышления – это негибкость мышления, когда в нем начинают преобладать предвзятое отношение к явлениям, преувеличение чувственного его впечатления, приверженность к шаблонным оценкам.
Управленческая деятельность зависит также особенностей эмоционального интеллекта (EQ) ее субъекта. EQ – это способность субъекта управления понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих на основе интеллектуальных процессов. EQ – это иной способ быть «умным», выражающийся в том, как обращается управленец с самим собой и выстраивает взаимоотношения с другими субъектами управленческой деятельности. Составляющими эмоционального интеллекта являются: самосознание, самоконтроль, эмпатия (способность к сопереживанию), навыки отношений.
Кроме того, можно выделить низкий, средний и высокий уровни EQ в управленческой деятельности. Низкий уровень EQ характеризуется следующими чертами: 1) эмоциональные реакции в той или иной управленческой проявляются на основе условных рефлексов; 2) мотивация к управленческой деятельности обусловлена внешними стимулами, без особого ее понимания и обсуждения; 3) слабый самоконтроль и высокая зависимость управленческой деятельности от ситуации. Характерные черты среднего уровня EQ состоят в следующем: 1) управленческие действия носят достаточно произвольный характер; 2) высокий уровень самоконтроля и самооценки; 3) наличие определенной стратегии эмоционального реагировании; 4) ощущение благополучия и позитивного отношения к себе. Для высокого уровня EQ характерны: 1) наличие самостоятельно выработанной системы ценностей и установок управления; 2) инициативность в принятии управленческих решений; 3) способность найти выход из любой сложной управленческой ситуации; 4) способность к конструктивному решению управленческих задач.
Руководитель с высоким EQ четко знает, почему он ведет себя в различных управленческих ситуациях так, а не иначе, и при этом он чувствует себя свободным от различных условностей. Мотивация управленческой деятельности у такого руководителя обусловлена не внешними, а исключительно внутренними факторами. Таким руководителем исключительно сложно манипулировать, он ощущает высокий уровень психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми. Выбор управленческих действий, адекватных ситуации, осуществляется таким руководителем без чрезмерных волевых усилий, как бы интуитивно. Характерный признак руководителя с высоким EQ – это доброжелательность. Руководитель с высоким EQ приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности.
Интеллектуальный и эмоциональный интеллекты играют большую роль в управленческой деятельности. При IQ и EQ можно приблизительно сравнить соответственно с тем умом и смекалкой, которые связаны между собой, но в то же время являются разнонаправленными и имеющими различные цели и содержание. Считается, что эмоциональный интеллект (смекалка) куда более важный фактор для успеха в управленческой деятельности, чем «обычный» интеллект (ум). IQ показывает возможности субъекта оперировать информацией и использовать логические правила мышления. Однако для успеха в управленческой деятельности этого недостаточно. Субъекту управленческой деятельности надо еще, как минимум, понимать как собственные чувства и эмоции, так и чувства и эмоции других субъектов регионального управления. Благодаря IQ субъекты управленческой деятельности становятся умными руководители, а благодаря EQ руководители являются эффективными управленцами.
В зависимости от EQ можно выделить такие стили управленческой деятельности, как 1) руководитель-диктатор; 2) авторитетный руководитель; 3) руководитель-партнер; 4) демократичный руководитель; 5) образцовый руководитель; 6) руководитель-наставник.
Руководитель-диктатор требует немедленного исполнения всех своих указаний. Его девизом является призыв: «Делай, как я сказал!». Такие руководители, проявляя инициативность и самоконтроль, стремлением к достижению результатов любым путем. Данный стиль эффективен, если региональный социум находится в состоянии кризиса, необходимы крутые перемены, требуется взаимодействие с «трудными» социальными группами.
Авторитетный руководитель мобилизуют массы на осуществление своих идей. Он умеет вдохновить людей, излагая им свои идеи, его девиз – «Все за мной!». Для него характерны самоуверенность, эмпатия, стремление к переменам. Данный стиль управленческой деятельности востребован, когда требуется изменить общий курс и для этого необходимы новые вдохновляющие идеи.
Руководитель-партнер создает вокруг себя атмосферу мира и согласия, устанавливает дружеские отношения. Его девиз: «Самое главное – люди!». Общими его характеристиками является эмпатия, умение наладить доброжелательные отношения со всеми частниками системы управления. Этот стиль особенно эффективен, когда в системы управления существуют проблемы и конфликты или необходимо найти новую мотивацию для сотрудников.
Демократичный руководитель умеет вовлечь всех в процесс работы и добивается единства во взглядах. Их девизом – «А вы что скажете?». Для них характерны сотрудничество, коллективное руководство, общение. Такой стиль необходим, когда нужно достичь согласия во взглядах, вызвать чувство сопричастности или получить важную информацию от ценных сотрудников.
Образцовый руководитель, показывает подчиненным личный пример и ждет от них отличной работы и целеустремленности. Он задают высокие стандарты управленческой деятельности, провозглашая лозунг «Делай как я! Сейчас!». Он характеризуется сознательностью, стремлением получить результат, инициативностью. Этот стиль хорошо подходит, когда нужно быстро добиться результатов от мотивированной и компетентной управленческой команды.
Руководитель-наставник – это руководитель, который готовит сотрудников к успехам в ближайшем будущем. Он развивают подчиненных, предлагая – «попробуйте это». Поощряя развития других, он постоянно стремится к эмпатии и самоанализу. Такой стиль необходим для того, чтобы помочь субъектам системы управления повысить эффективность управленческой деятельности, постоянно поднимая уровень профессиональной компетентности.
Многие теоретики регионального управления уверены, что основа успеха в управленческой деятельности – это высокий уровень IQ и EQ. Однако при этом упускается из виду еще один, важный фактор управленческой деятельности – VQ (коэффициент жизненной энергии или способность руководителя заряжать энергией себя и окружающих). VQ – это врожденное качество. Каждый человек с рождения обладает тем или иным уровнем жизненной силы, поэтому одни люди более энергичны, резки, торопливы, нетерпеливы, стремительны, активны и неутомимы, чем другие. Чем выше VQ, тем сильнее мы хотим развиваться, контролировать происходящее с физической, интеллектуальной и даже эмоциональной точек зрения. В региональном управлении можно выделить два уровня VQ: 1) потенциальный (врожденная жизненная сила); 2) реальный (энергия, с которой решаются те или иные управленческие задачи. Реальный VQ всегда ниже, чем потенциальный.
В системе регионального управления современный руководитель, чтобы быть эффективными, должен одинаково хорошо владеть разными стилями управленческой деятельности. При этом самые успешные руководители умеют почти незаметно переходить от одного стиля к другому в зависимости от ситуации.
В системе регионального управления особую роль играет разработка стратегии управленческой деятельности как ее общего план а и способа управленческих действий, направленных на достижение основной цели, являющейся наиболее актуальной для регионального социума, поэтому собственно разработка стратегии начинается с определения такой основной цели.
Разработка стратегия как общего плана управленческой деятельности должна опираться, прежде всего, на теорию стратегического планирования, которое возникло, с одной стороны, в русле недоверия к возможности однозначно предсказывать будущее управляемой системы, а с другой – как потребность действовать быстро и широкомасштабно в условиях, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов.
В «стратегическом планировании» приоритет отдается цели, нежели средствам их достижения, поскольку в ситуации непредсказуемости конкретный выбор средств зависит от быстро меняющейся обстановки. «Стратегическое планирование» в ситуации неопределенности стремится к альтернативному предвосхищению того, что может случиться при определенном стечении обстоятельств, и разработать в соответствии с этим разные варианты действий при различных сценариях развития это ситуации. Поэтому «стратегическое планирование» заботится в первую очередь об использовании возможностей и альтернатив управленческой деятельности. «Стратегическое планирование» носит мультипликационный характер, нацеленное на одновременное выполнение частных программ с обязательным учетом социальных последствий и реакций населения. В ситуации региональной нестабильности предпочтительней выглядит «стратегическое планирование» на среднесрочную перспективу.
Стратегия управленческой деятельности разрабатывается с помощью методов системно-диагностического и ситуационно-факторного анализа, сценарно-базового прогнозирования, а также рейтинговой оценки факторов развития. Системно-диагностический анализ является не только одномоментным информационным «срезом», показателем состояния управляемой системы, но и позволяет определить тенденции текущего экономического, социального и политического и духовного развития регионального социума. Ситуационно-факторный анализ позволяет выделить основные факторы, направляющие развитие тех или иных процессов в управляемой системе. Сценарно-базовое прогнозирование дает возможность построить модели возможного развития управляемой системы с учетом имеющихся тенденций, а также силы воздействия тех или иных факторов внутреннего и внешнего характера. Рейтинговая оценка факторов развития помогает достаточно корректно выявить «точки роста» и возможные «зоны прорыва» в развитии регионального сообщества.
Разработка стратегия управленческой деятельности как способа управленческих действий, направленных на достижение основной цели и на выполнение частных программ, должна вестись с учетом кадастра проблем, которые надо будет решать, а также учетом тех «точек роста», воздействуя на которые управляющий субъект сможет инициировать развитие управляемой системы в возможном и желательном направлении. Определить основную цель, кадастр проблем, управленческие приоритеты, а также «точки роста» можно только предварительно изучив состояние и тенденции развитие управляемой системы (регионального общества).
В целом разработка стратегии управленческой деятельности предполагает: 1) установление основных тенденций в развитии регионального социума; 2) рейтинговую оценку факторов, влияющих на эти тенденции; 3) определении возможных вариантов дальнейшего развитии регионального сообщества; 4) выбор наиболее оптимального варианта этого развития; 5) выявление «точек роста» и возможных «зон прорыва» в развитии регионального сообщества; 6) выявлении ожиданий различных социальных групп; 7) определении основной цели управленческой деятельности; 8) составление «кадастра проблем» как приоритетов управленческой деятельности; 9) прогнозировании предполагаемой реакции различных социальных групп на управленческие решения и возможные их последствия.
При разработке стратегии управленческой деятельности важным самостоятельными аспектами является изучение, во-первых, структуры управления и управленческой культуры его субъектов, во-вторых, технологий взаимодействия субъектов управленческой деятел