Методологические основания региональных исследований
2.1. Геопространственный подход в региональных исследованиях.
В региональных исследованиях геопространственный подход задает, с одной стороны, приоритеты в постановке научно-исследовательских задач, а с другой – способы их решения. Базовым понятием этого подхода является геопространство как территориальный способ существования геообъектов, связанных с различными сферами жизнедеятельности людей. Свойствами геопространства являются: 1) протяженность (территория жизнедеятельности людей, включая границы расположения геообъектов), 2) структурность (взаимодействие геообъектов). При этом различают глобальное геопространство и локальное геопространство, или регион, как место жизнедеятельности людей в пределах определенной территории.
В региональных исследованиях геопространство рассматривается как целостность, в которой геообъекты, взаимодействуя между собой, выполняют определенные функции. Поэтому предметом региональных исследований выступают, прежде всего, геообъекты в их территориальном размещении и взаимодействии. В связи с этим выделение различных групп геообъектов, или геопространственных таксонов, в регионе является необходимым методологическим условием проведения такого рода исследований. Методологические трудности выделения таких таксонов на основе их общих свойств и признаков обусловлены тем, что они состоят из множества реальных геообъектов, связанных с жизнедеятельностью людей, экономического, социального, этнического, политического, культурного, идеологического и религиозного характера.
В основе геопространственного подхода лежит методология когнитивного моделирования, результатом которого являются когнитивные карты – представления ученых или экспертов о ситуации, в которой локализованы отдельно воспринимаемые геообъекты, как субъективные картины, имеющие, прежде всего, пространственные координаты. При этом выделяют два вида таких когнитивных карт: 1) «карта-обозрение» как одновременное представление пространственного расположения геообъектов; 2) «карта-путь» как последовательное представление связей между геообъектами по определенному маршруту. В региональных исследованиях к пространственным координатам добавляют временные и, соответственно, выделяют еще две когнитивные карты: 1) «карта-обозрение-динамика» как одновременное представление пространственного расположения геообъектов в динамике; 2) «карта-путь-динамика» как последовательное представление связей между геообъектами по определенному маршруту в динамике.
Геопространственный подход предполагает холистское (целостное) изучение региона как спатиальной (пространственной) области конфликтов и сотрудничества в разных ракурсах, что позволяет выявить его локальную специфику и место в глобальном геопространстве. В рамках этого подхода предметом изучения выступают не только те или иные регионы, но и процессы геопространственной регионализации, которая сопровождается созданием взаимодействующих и конкурирующих интеграционных группировок. При этом регионализация в настоящее время рассматривается как один из инструментов противодействия негативным последствиям глобализации.
В связи с этим надо отметить, что в современном мире можно выделить два мегатренда мирового развития – глобализацию и локализацию, одной из форм которой выступает регионализация. Глобализация обнаруживает себя в формировании единого экономического, политического и информационного геопространства. Регионализация как интеграция локальных сообществ и стремление их к автаркии, проявляется в расширении границ между ними. В рамках геопространственного подхода региональная граница свидетельствует о том, что в эпоху глобализации многообразие форм жизнедеятельности людей не только сохраняется, но и укрепляется. Регионализация, означающая, что различные формы жизнедеятельности людей не могут быть стандартизированы, характеризуется особым вниманием к особенностям тех или иных сегментов геопространственной реальности.
В рамках культуры глобализма регионализация рассматривалась как временное явление, наследие эпохи модерна. В настоящее время формируется культура неоглобализма, в рамках которой регионализация трактуется как неизбежное следствие глобализации. Представители культуры неоглобализма считают, что в современном мире разворачиваются процессы глобализации, однако чем быстрее мир подвергается глобализации, тем сильнее возрастает значение региональных различий, тем больше люди тяготеют к геопространственной локализации. Поэтому в современном мире региональные различия, являющиеся основой для самовыражения населения тех или иных геопространственных комплексов, сохраняют свою жизненную силу, противопоставляя свои интересы и ценности глобализму.
Основой изучении процессов глобализации и регионализации в современном мире является методология нового универсализма, в рамках которой сформировалась новая теория мироцелостности. Согласно этой теории в современном мире процессы глобализации и регионализации разворачиваются одновременно и взаимонеобходимо, глобализация порождает регионализацию, а регионализация – глобализацию. Такое понимание взаимозависимости глобализации и регионализации вписывается в концепцию глокализации, разработанную Р. Робертсоном[11]. Эта концепция, констатируя, что современный мир становится не только однородным и единым, но и иерархичным и фрагментарным, подчеркивает связь между гомогенизацией, которую несет с собой глобализация, и индигенизацией как торжеством локального и специфического.
В современном мире процессы регионализации разворачиваются одновременно на разных уровнях. На макроуровне регионализация обнаруживается в усилении цивилизационных границ, в актуализации цивилизационных различий, в стремлении цивилизационных локально-исторических общностей оградить себя от экспансии, прежде всего, западной цивилизации. На мезоуровне регионализация проявляется в интеграции отдельных государств или сопредельных территорий, входящих в состав различных государств. На микроуровне регионализация происходит в рамках границ отдельных государств. В связи с этим предметом региональных исследований соответственно выступают такие локальные геопространства, как цивилизации, трансграничные регионы и внутренние регионы.
Существуют различные концепции локальных цивилизаций. В рамках одной из них цивилизации рассматриваются как локально-исторические общности, представляющие собой единое целое в спатиальном, темпоральном и конативном отношениях. Спатиальные (пространственные) особенности локальной цивилизации определяются спецификой, с одной стороны, ее геопространственного ареала, с другой – символического универсума, или единого нормативно-ценностного пространства. Этот универсум как «цивилизационная матрица» является доминантной формой геопространственной интеграции, задающей принципы социальных взаимодействий как внутри локально-исторической общности, так и ее отношений с другими цивилизациями. Темпоральные (временные) особенности локальной цивилизации определяются спецификой ее социотипа развития – эволюционного, мобилизационного или инновационного. Конативный (поведенческий) параметр локальной цивилизаций определяется ее ментальной матрицей социального поведения, представляющей собой совокупность нерефлексивных когнитивных образов, ценностных предпочтений и поведенческих предрасположенностей.
В современном мире локальные цивилизации сохраняют свою значимость только в том случае, если им удается сформировать ответы на вызовы глобализации, формируя при этом собственные «вызовы» глобальным императивам. В связи с этим значимые локальные цивилизации, обнаруживая стремление к глобальному взаимодействию, стремятся к интериоризации универсальных идиом и значений, вырабатывая при этом собственные оценки универсальных символических форм и выражая их сквозь призму своих цивилизационных традиций и исторического опыта. В связи с этим локальные цивилизации в эпоху глобализации возможны лишь как «встреча цивилизаций». В результате преодолевает представление о локальных цивилизациях как дискретных локально-исторических образованиях.
Предметом региональных исследований на мезоуровне выступают трансграничные регионы, которые могут включать как различные государства, так и сопредельные территории отдельных государств. Формирование трансграничного региона, с одной стороны, может быть результатом естественно сложившейся территориальной общности вследствие особенностей, которые органично отделяют этот регион от соседних территорий. С другой стороны, он может быть искусственным образованием и появиться как реализация политического или социокультурного проекта. При изучении формирования трансграничного региона исследователи выделяют, во-первых, территориально-географические, социально-психологические и культурные факторы; во-вторых, экономические; в-третьих, политические. Отсутствие социально-психологических или культурных факторов существенно ослабляет систему региональных отношений, а отсутствие экономических или политических – приводит к ее разрушению.
На микроуровне предметом региональных исследований являются внутренние регионы, которые изучаются целым рядом научных дисциплин. При этом каждая дисциплина по-своему интерпретирует понятие региона как локального геопространства и, соответственно, определяет особенности предметного поля своих научных исследований.
Методологическую основу геопространственного подхода в региональных исследованиях составляют географическая, геоисторическая, геополитическая, геоэкономическая, георелигиозная, геоидеологическая и геокультурная парадигмы.