Предмет и назначение культурологии.
Предмет и назначение культурологии.
Культура как система, ее структура
Функции культуры.
Феномены духовной культуры общества: религия, наука, искусство (определение, функции, современные проблемы).
К зачетному занятию составьте лаконичные (предельно краткие) письменные ответы на эти вопросы, опираясь на материал одного из учебников по культурологии.
Диалектический характер взаимосвязи между культурой и личностью.
Актуальные проблемы современной культуры.
9. Характеристика одной из культурологических концепций (на примере теории локальных культур Н. Я. Данилевского. Фрагменты работы "Россия и Европа» в следующем файле представлены.
Практические занятия по культурологии будут проводиться по вопросам №№ 2, 3, 7, 8, 9.
Проанализируйте предложенные тексты и составьте краткие ответы по указанным вопросам.
Важнейшие функции культуры
П. А. Сорокин главной функцией культуры считал ценностную (аксиологическую – от греч. axia – «ценность») функцию; он писал, что всякая великая культура есть единство, все составные части которого пронизаны единым принципом и составляют одну главную ценность – основу и фундамент культуры.
Ценности – это те приоритеты, которые выбирает человек, сообразуясь со своими интересами и потребностями. Ценности не есть что-то туманное, безотчетное, безответственное. Это «несущая конструкция» личности, проявляющаяся в ее ориентации относительно окружающего мира, относительно других людей и самого себя.
Ценностно-ориентирующаяся функция культуры проявляется в иерархии предпочтений и неприятий личности, в характере ее идеалов и реализуется в поведении человека. Идеал призван ответить на основополагающие вопросы бытия человека: зачем жить, для чего жить и как жить. Осознанный и превратившийся в глубокое внутреннее убеждение человека идеал истинного, доброго и прекрасного направляет мотивы его деятельности, конкретные поступки и поведение.
Идеалы – это концентрированное выражение духовного опыта народа, итог его многовековой созидательной деятельности. Объединение людей в единое целое на основе желаемого и «должного» поведения, следование воплощенным в культуре образцам обеспечивает сплоченность и жизнеспособность общества, продуктивную деятельность всех его институтов от государства в целом до отдельной семьи.
Ценности в любой культуре самобытны, разносторонни: это ценности религии, морали, права и политики. Деформация ценностей ведет к гибели породившую их культуру.
Так, американизацию западноевропейской культуры после второй мировой войны социолог Л. Г. Ионин назвал «формой культурной колонизации» (на которую, кстати, последовала соответствующая реакция со стороны европейских государств). Анализируя аналогичные процессы, протекающие в духовной жизни российского общества последних десятилетий ХХ века, он обоснованно констатировал: «От секса до бизнеса, от кулинарной практики до государственной организации – налицо активное внедрение и усвоение западных норм, ценностей, поведенческих и организационных моделей».
Безудержной пропаганде эротики и порнографии, жестокости и насилия, другим негативным проявлениям массовой культуры в нашей стране должна быть противопоставлена тщательно выверенная государственная политика. Но разве можно переоценить вклад в культурное просвещение народа, в изучение и освоение национальной культуры, в защиту отечественных духовных ценностей – российского учительства?
От его убежденности во многом зависит усвоение новыми поколениями россиян смысложизненных ориентаций, запечатленных в народной мудрости: «Под лежачий камень и вода не течет», «Делу время – потехе час», «Терпение и труд все перетрут», «Что посеешь, то и пожнешь», «Береги платье снову, а честь смолоду», «Красота приглядится, а ум пригодится». «С лица не воду пить» и т. п.
На основе ценностей культуры формируются нормы морали, «неписаные» правила поведения. Культура, побуждая человека поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами, выполняет регулятивную функцию. Выработанная обществом система стандартов и образцов поведения оказывает воздействие на все виды общения и деятельности человека: в быту, в семье, в учебе, труде и т. д.
Одна из важнейших функций культуры – функция трансляции социальной памяти. Нет иного «передатчика» всего богатейшего культурного наследия, накопленного многими прошедшими по Земле поколениями людей тем, кто еще только вступает в жизнь. «Я видел так далеко потому, что стоял на плечах гигантов», – так образно выразил это обстоятельство выдающийся физик Исаак Ньютон.
От эпохи к эпохе, от народа к народу культура передает все богатство социального опыта, накопленного в ходе истории. Если бы она не обладала таким уникальным свойством, человечеству каждый раз приходилось бы заново изобретать каменный топор, колесо, жилище, искусство, науку и т. д.
Разрыв культурной преемственности опасен. Народы, утратившие ее, сошли с исторической сцены. Творить свою судьбу в третьем и последующих тысячелетиях будут только те из них, которым удастся сохранить свою социальную память. Опасность утраты исторической памяти, к сожалению, явственно обозначилась в нашем обществе. Вот почему так важно педагогу самому не быть «Иваном, не помнящим родства».
Следующая функция культуры – коммуникативная (от лат. слова communicatio – сообщаю, связываю). Культура выступает универсальным средством информации, общения, взаимопонимания между эпохами, народами, отдельными людьми. В этом качестве она прошла длительный путь от сигнальных костров и звуков тамтамов, фольклора и изобретения письменности до сложной системы компьютерных связей.
Именно эта функция культуры помогает осознать, что мировая культура является созданием всего рода человеческого и воспринимать утрату культурных завоеваний даже самого малого народа как невосполнимую утрату человечества. Планетарность, общечеловечность культуры в наше время проявляется в наличии самых современных средств коммуникации и связи, которые обеспечивают доступ к огромным информационно-культурным блокам.
Культурная коммуникация невозможна без овладения языком культуры. В связи с этим ученые выделяют еще одну ее функцию – семиотическую (от греч. слова – semeion – знак).
Овладеть культурой – это значит овладеть ее знаковыми системами, начиная от разговорного языка до языка программирования. Стать специалистом в той или иной науке – это значит овладеть языком ее терминов и понятий. Без овладения символикой, знаково-образной и понятийной структурой языка искусства невозможно общение с миром художественной культуры.
Во всех названных выше функциях раскрывается природа культуры как стержневой, сущностной характеристики общества.
Исследователи называют и другие функции культуры, например, познавательную, рекреативную и т. д. Но главное ее предназначение, главная функция – человекотворческая, или креативная (от лат. слова – creatio – созидаю). Человек есть и начало, и результат развития культуры, и ее цель, и замысел и ее воплощение. Общей мерой уровня культуры той или иной конкретно-исторической эпохи является развитие человека, его отношение к себе и людям, к окружающему миру, к природе.
Поясните на конкретных примерах основные функции культуры
Культура и личность
Актуальность проблемы взаимодействия личности и культуры, общества и личности обусловлена особенностями современного этапа истории человечества.
Западные культурологи, социологи, философы поставили ее в связи с изучением процессов в информационном обществе, которое явилось результатом индустриализации, демографического взрыва, роста производства товаров массового потребления, развития средств массовой информации.
Современное информационное общество уводит человека в виртуальный мир. Вездесущая реклама побуждает его мечтать о вещах, которых у него никогда не будет: о лазурных небесах, о соблазнительных красотках, об идеальном счастье, подкрашенном с помощью яркой компьютерной графики. Под воздействием виртуальной реальности человек бежит к экрану телевизора или монитору компьютера, набирает номер телефона или погружается в интернет, забывается в видеоиграх или перелистывании страниц модных глянцевых журналов.
В результате человек не только не стремится к осознанию себя частью общества, но стремится уйти от него в мир своих переживаний, грез и иллюзий.
Кризис нашей эпохи – это кризис идентичности. Идентичность означает прежде всего осознание человеком своей принадлежности к определенному человеческому сообществу, самоотождествление его с другим человеком, группой. Идентичность – это способ усвоения ценностей и идеалов не только той социальной группы, к которой принадлежит человек, но также всех достижений мировой культуры.
Западные исследователи констатируют, что человек, живущий в обществе, которое ориентирует все его помыслы и усилия в направлении «Приготовься хотеть!», начинает тяготиться своей идентичностью. В таком мире человек убежден, что разные идентичности можно принимать и сбрасывать, как при смене наряда.
При распаде идентичности возрастает значение ориентации на индивидуальный успех при забвении всех общественных обязательств. Исследования социологов свидетельствуют, что современный человек движим установкой на развитие личных способностей, высокий уровень личных доходов, идей о том, что «нужно постоянно двигаться вперед». В поисках самоосуществления люди меняют профессии, разрушают браки и вступают в кратковременные связи, увлекаются нетрадиционной медициной.
Образчиком бегства от социальных связей и социальной ответственности являются лица, которые заполняют ночные клубы, кафе, вечерние проспекты крупных городов: часто их уши плотно закрыты наушниками – они погружены в мир музыки, чтобы полностью отрешиться от мира реальности. Стремление избежать идентичности прочитывается в их безликой универсальной одежде, в бессодержательном времяпрепровождении в развлекательных заведениях, в масках безмятежной отрешенности на лицах.
Утрачивая свою идентичность, человек информационного общества превращается в потребителя «хлеба и зрелищ».
Исчезновение Гражданина и замена его Потребителем означает катастрофу человеческой истории и культуры. Одним из первых об этом заявил американский ученый Эрих Фромм, назвав «человека потребляющего» больной личностью больного мира. Действительно, потребительское общество, раздувая потребности обывателя, ведет к безудержному росту производства, а, в конечном счете, – к непредсказуемым экономическим, экологическим, социальным и политическим последствиям, к глобальным конфликтам, встающим перед человечеством.
Актуальность исследования проблемы «культура – личность» обусловлена рядом особенностей состояния духовной культуры в современной России. У нас сформировался обширный рынок псевдокультуры. В обществе широко распространяются сомнительные рецепты избавления от социальных недугов, начиная от откровенно шарлатанских, примитивно грубых, заканчивая утонченным иррационально-мистическими конструкциями. К сожалению, товар этого рынка пользуется большим спросом. Общий объем детективной литературы – образчика второсортной, сниженной культуры – почти в 20 раз превышает тиражи мировой и отечественной классики. На сеансы магов, колдунов, экстрасенсов устремляются десятки и сотни тысяч россиян. Тиражируются работы псевдонаучного характера, авторы которых не утруждают себя обоснованием выдвигаемых «концепций», а читатель, доверяя печатному слову, принимает их за истину.
Многоликое явление бескультурья, невежества может оказаться серьезным препятствием на пути преодоления российским обществом кризисного состояния, социально-политических отношений, духовности и нравственности.
Расстановка смысловых акцентов в диалоге «культура – личность» требует выявления сути понятия «личность». По мере накопления знания о человеке оно менялось; в современной литературе единой концепции личности нет.
Иногда для обозначения отдельной личности употребляется понятие индивидуальность. В научном обороте встречается также понятие «индивид». Когда хотят подчеркнуть, что человек – представитель рода человеческого, вида – homo sapiens, – употребляют термин «индивид». Индивидуальность – своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность особенного, отдельного индивида.
Личность – нечто большее. Это индивид, осознавший свою индивидуальность и свою принадлежность обществу и реализовавший и то, и другое.
Личностью человек становится тогда, когда он осознает свою индивидуальность, обладает самосознанием, свободой, ответственностью. Свобода личности – это не произвол, а сознательно следование ценностным установкам «по зову души». Подлинная свобода личности немыслима без персональной, ни на кого не перелагаемой ответственности как за себя, так и за других. Ответственность побуждает человека делать выбор между добром и злом, рождает духовные потребности. Чем больше свобода и сферы действия, тем больше и ответственность. Свобода без ответственности – мнимая свобода, она ведет к «расчеловечиванию» человека. Именно такое понимание свободы культивируют сторонники ценности индивида, его первенства по отношению к обществу в своих учреждениях: «ад – это другие», «коллектив – враг личности».
Также и ответственность без свободы – мнимая ответственность, отрицание самоценности индивида, превращение его в пассивный объект внешней манипуляции, в винтик безличной общественной машины приводит к торжеству жестокого, бесчеловечного мира, описанного в антиутопиях Е. Замятина, О. Хаксли, Д. Оруэлла.
Передаются ли сущностные характеристики личности – самосознание, свобода и ответственность – генетическим путем? Ребенок появляется на свет, не обладая никакими знаниями об окружающем мире. Если бы на земле вдруг исчезли все люди старше двух лет, то младенцы, которые выжили бы, выросли бы дикарями. Они не смогли бы воспользоваться плодами рук и ума человечества, не смогли бы разговаривать друг с другом, так как не знали бы языка.
Безусловно, задатки, или врожденные качества – это необходимые естественные предпосылки, без которых невозможно развитие личности. К ним относятся те потенции человеческого мозга, которые обусловливают формирование способностей усваивать полученную извне информацию, самостоятельно перерабатывать ее и создавать новую.
Разговорный язык, научные знания, трудовые навыки, ценностные предпочтения – т. е. все то, что делает человека человеком, приобретается им в процессе социализации, под непосредственным воздействия социальной среды, в процессе активного общения с другими людьми. Нельзя не согласиться со следующим утверждением Э. Ильенкова: «Личностью, субъектом, носителем человеческой деятельности ребенок станет тогда, когда сам начнет осуществлять эту деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности».
Развитие личности – это двуединый процесс – социализации и индивидуализации, т. е. присущего лишь данной личности способа освоения культуры. Творческое освоение культуры есть там, где необходим слом старых подходов, стереотипов, где формируются новые навыки, новые потребности, где возникают новые формы отношения человека к человеку, человека к самому себе.
Творя человека, культура сама продолжает оставаться культурой только во взаимодействии с творящим человеком. Культура – это открытая система, не сводящаяся к копированию ранее достигнутого. Более того, она предполагает в качестве обязательного условия своего развития новаторство, реализацию творческих возможностей личности. Особенно наглядно это проявляется в деятельности выдающихся ученых и изобретателей, писателей, художников. Силой своего гения они взрывают устоявшиеся нормы, каноны, представления, творят новые ценности, обогащают предметный мир культуры. Эта деятельность требует высоких познаний, высочайшего мастерства, колоссальной энергии и воли, способности переосмыслить и сохранить все ценное, что накоплено предыдущей культурой.
Невозможно переоценить благотворное воздействие на творческие возможности человека выдающихся личностей, внесших огромный вклад в сокровищницу культуры. «Александр Пушкин – парадный вход в русскую культуру. Он, пишет И. Ильин, принадлежит к одареннейшим личностям мировой истории. Пушкин воплотил в зримый образ душу своего народа во всей ее широте и сердечной глубине, стойкости и стремлении к свободе; воплощение это состоялось в прекрасной художественной форме. Величие Пушкина и в том, что свободная высота его гения породнила его самого и его народ с прекрасным и вечным, что создали другие народы».
Оценивая жизненный путь выдающегося русского ученого – географа Н. М. Пржевальского, А. П. Чехов писал: «…подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают …такие люди, как Пржевальский, дороги тем, что смысл их жизни, подвиги, цели и нравственная физиономия доступны пониманию даже ребенка».
Но, может быть, творческая деятельность в культуре – это удел гениев (или «элиты», как утверждают некоторые современные авторы)?
Закрыт ли доступ к творчеству для большей части человечества? Может ли каждый стать личностью, интересной и важной для других, а не только для себя?
Французский писатель-гуманист ХХ века Ромен Роллан высказал глубокую убежденность в творческом даре каждой личности, в том, что все радости жизни – радости творческие: любовь, гений, действие. «Как хорошо стоять с инструментом у верстака, пилить, строгать, сверлить… Радость верной руки, понятливых пальцев. Радость разума, который запечатлевает в дереве, в железе и камне стройную прихоть своей благородной фантазии», - вот какой монолог произносит столяр-краснодеревщик Кола Брюньон, герой его одноименного романа.
Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский так отвечал на поставленные нами вопросы: «Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, каким бы хрупким ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев».
Творческими потенциями обладает каждый человек с нормальными природными задатками. Он уникален и самоценен, обладает возможностями постоянного творческого развития в активном диалоге с миром культуры, вобравшей плоды творческих усилий других людей.
Удовлетворение лишь материальных, физиологических потребностей не делает человека личностью. Для этого необходимо удовлетворение его духовных запросов и интересов. Не в присвоении вещей и наслаждении их обладанием заключается самореализация личности. Ее подлинное богатство – это богатство ее реальной деятельности и содержательное общение с другими людьми. Творческая личность не совпадает с идеалом всестороннего потребителя. Сведение человеческих потребностей к потреблению вещей и зрелищ – следствие отчуждения человека от реального процесса производства и от других людей.
Гуманизация и гармонизация общественных отношений – насущная потребность сегодняшнего дня. Они призваны дать подлинную перспективу освобождения труда и саморазвития личности. Потеря авторитета и престижа добросовестного, квалифицированного и созидательного труда, подмена трудовых идеалов целями наживы, чистогана, прибыли – свидетельства опасного общественного кризиса.
Необходимы целенаправленные усилия по возрождению трудовой морали, трудовой доблести, уважительное отношение к человеку труда.Труд в России – больше, чем труд. Это способ творческого самовыражения личности. Это – синтез хозяйства и духовности. По определению философа-экономиста С. Н. Булгакова, труд имеет универсальное, космическое значение, он «есть условие всякой человеческой деятельности – философствования Канта и пахоты земледельца».
Целостная личность, раскрываясь в трудовой деятельности, обнаруживает масштаб своей культуры, нравственности, профессионализма.
Противоречивый процесс социализации личности есть процесс овладения богатствами накопленной обществом культуры. Важнейшими институтами социализации является семья, вся система учреждений образования и воспитания. Главное внимание в их деятельности должно направляться на помощь учащемуся, студенту в личностном, социальном и профессиональном самоопределении. Школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний. Россия возродится и выйдет из системного кризиса, если развитие институтов образования и воспитания пойдет по пути синтеза культурной традиции с процессами модернизации и обновления.
Формирование личности как творца и созидателя культуры немыслимы без ее собственной активности по самообразованию и самовоспитанию. Самообразование – это процесс приобретения человеком общих и профессиональных знаний по собственной инициативе. Оно требует усилий души и интереса к осваиваемому. Самообразование – необходимый, но не единственный элемент саморазвития личности. Сюда относится и самовоспитание – сознательная деятельность человека по формированию потребности в творческом труде. Самовоспитание – это принцип самодисциплины, сознательной ответственности, повседневного самоконтроля.
Пожалуй, нет такого человека, который не искал бы ответ на вопрос о смысле и счастье жизни. Именно культура вносит смысл в жизнь человека, дает ответ на вопрос о счастье как о реализации всей полноты бытия. Смысл и счастье жизни – творчество в культуре, в преобразовании, в преодолении конечности бытия.
Первое такое преодоление – в своих детях, жизнь в семье.
Человек вечен также и в создаваемой им культуре, в ее духовных ценностях. Поэтому жизнь в родине, в родной культуре, роде человеческом – другой вариант обретения бессмертия. Не удача, не счастливый случай, не кратковременный успех, не мимолетная радость, а освоение всех богатств, накопленных культурой и собственное творчество во всех сферах деятельности – вот подлинное счастье человека, решившего стать личностью.
вопросы для обсуждения
1. Какие аргументы Вы можете привести для обоснования актуальности проблемы «культура – личность»?
2. Соотнесите понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Как трактуются эти понятия в педагогике и психологии?
3. Подготовьте сообщение (по Вашему выбору) о выдающейся личности, вклад которой в культуру бесспорен.
4. Каков характер взаимосвязи в системе «культура – общество – человек»?
Трансляции информации
В доиндустриальном обществе основным способом трансляции культурной информации был личный контакт «человек – человек»- прямой способ трансляции от учителя к ученику. В более позднюю эпоху он трансформировался в книжный тип культуры, где основным носителем культурной информации стала книга. Новое время принесло с собой новый способ трансляции информации – аудиовизуальный, экранный.
Некоторые черты экранной культуры особенно ярко прослеживаются в сравнении с культурой книжной.
У книги в культуре особое место. С детства нас учили почтительному и уважительному отношению к книге как таковой. Вера в печатное слово была почти абсолютной и непререкаемой. Ставшая афоризмом булгаковская фраза «рукописи не горят» приобретала дополнительный смысл, когда речь шла о печатном слове. Сказано – написано – почти сделано… В сознании каждого из нас слово «книга» – не абстрактная категория, это книга, прочитанная в детстве, книга, на героев которых хотелось быть похожим, книга, с которой существует личная, кровная связь. Книга – странный культурный феномен. Она обладает индивидуальностью, уникальностью, несмотря на тиражированность (Лермонтовская поэзия осталась лермонтовской, несмотря на то, что в 80-годы книги М. Ю. Лермонтова издали 18-миллионным тиражом). Если говорить о художественной литературе, то мы увидим, как читаемый текст воздействует на нас, как изменяемся мы, если книга затронула самые глубинные струны души. И в то же время – мы не ощущаем насилия над собой. Наше воображение сколь угодно долго может рисовать нам любимого героя или героиню, мы может придумывать новый конец, мы можем жить в литературном пространстве, не растворяясь в нем, помня, что все это лишь литература.
Перелом в сознании происходит тогда, когда появляется экранное изображение. Сто лет, отделяющие нас от изобретения братьями Люмьер кинематографа, похожи на сто жизней: как можно сравнивать тот экранный мир и современную компьютерную графику; наивные сюжеты, похожие на сказки, зачаровывающие людей конца XIX века, и современную интерактивную игру, где ты можешь воплотиться в кого угодно и ощутить себя таковым. Мир грез и мир виртуальной реальности.
Уникальная способность экранного пространства, в отличие от книжного, – в его определенности, безвариативности, при видимости выбора. Действительно, вспомним любую интерактивную игру, где нам предлагается выбор. Но это выбор чисто внешний: оружия, персонажа, за которого вы будете играть, «картинки», на фоне которой будут происходить действия, которые как раз и безальтернативны (об этом свидетельствует минимизированный набор «сюжетов» компьютерных игр). Внешний характер компьютерной игры – квинтэссенция того, что предлагает нам экран сегодня. Рассмотрим лишь одну ситуацию, достаточно повторяющуюся и носящую бытовой характер.
Индустрия развлечений и масс-медиа сегодня во многом эволюционизировали. Они приобрели тотальный характер и стали претендовать на «производство жизненного стиля» (Л. Ионин).
Рассмотрим банальный рекламный ролик. Предположим, что рекламируют лекарство от простуды. Правда, о самом лекарстве вы получите минимальную информацию, зато вам покажут, каким должен быть человек, покупающий это лекарство, уровень его социального благополучия, интерьер, его окружающий и т. п. Рекламные видеоролики «продают» не отдельно взятое лекарство, банку или шоколадку, они призваны формировать представление о стиле жизни в самом широком смысле этого слова. В зрителе должно возникнуть жгучее желание приобщиться к романтическому стереотипу «красивой жизни». И если взрослые смотрят такую рекламу с раздражением, то дети к рекламному идеалу относятся более чем серьезно. Возникает то, что называется видеократия, – власть образа, который, воздействуя на все органы чувств, формирует определенный стереотип поведения, манипулируя сознанием человека.
Сегодня много говорят об экологии – защите окружающей среды. В свете нашей проблемы назрела необходимость говорить об экологии человека, о защите его внутреннего мира, о сохранении его уникальности. Потому что угроза достаточно серьезна: формируя реальность видео-образа, экранная культура деформирует мышление, и его первооснову – язык.
Проблема чистоты языка, его сохранения стала насущной но только потому, что мы стали «шпрехать по-русски», но и потому, что языковой «стандарт» – это стандарт культуры, основа ее нормального развития. Почему нужно читать классику? Совсем не за тем, чтобы сдать экзамены за среднюю школу. Классика – это живое слово, незаштампованное, оригинальное, это образная речь, позволяющая видеть мир в его разнообразии и целостности. Когда современные средства массовой информации предлагают нам нечто среднее между «новоязом» и блатным языком, они, сами того не понимая, формируют очень определенную реальность, в которой и предлагают нам жить. Уже давно известно: «Границы языка – границы моего мира».
Исследования свидетельствуют, что современные дети, переставшие читать, но активно играющие в компьютерные игры и потребляющие рекламу, стали отставать от сверстников в психическом развитии. Они хуже формулируют свои мысли (их суждения клишированы и однозначны), утрачивают способность к комбинаторному мышлению (легко выполняя только жестко алгоритмизированные действия), перестают творчески относиться к занятиям.
Совершенно не случайным поэтому видится тот факт, что в США организовано «Общество борьбы за освобождение Америки от телевидения» с филиалами в Канаде, Польше, Чили, Новой Зеландии и др. странах. В экономически благополучной Америке все чаще можно встретить лозунги «Убей свой телевизор!» или «Минздрав предупреждает: телевизор способствует неграмотности». Дело в том, что просмотр телепрограмм находится на третьем месте среди самых распространенных занятий (на первых двух – сон и работа). Члены «Общества» не так наивны, что верят в то, что они смогут отвратить население страны от телеприемников (в одном Нью-Йорке количество телеканалов уже давно перевалило за 100). Свою задачу они видят в другом: заставить задуматься, что несет с собой телевидение, предложить хотя бы раз выйти из запрограммированной ситуации работа – телевизор – сон, попытаться найти в себе и в мире нечто новое.
Для этого один раз в год проводят бестелевизионные недели, публикуют списки рекомендуемых занятий вместо бессмысленного переключения каналов (особенно приятно, что на первом месте в этих списках стоит чтение книг. Весь вопрос заключается в том, сможет ли человек, столь долго обходившийся без книги, стать настоящим читателем, ведь книга требует не только времени, но работы и физической и душевной, а это развращенному экранному сознанию очень непросто).
Таким образом, став реальностью сегодняшнего дня, экранный тип трансляции информации принес с собой массу проблем, решение которых тесно связано с проблемой самостоятельности человека.
Предмет и назначение культурологии.