Экранная культура – новый способ
Трансляции информации
В доиндустриальном обществе основным способом трансляции культурной информации был личный контакт «человек – человек»- прямой способ трансляции от учителя к ученику. В более позднюю эпоху он трансформировался в книжный тип культуры, где основным носителем культурной информации стала книга. Новое время принесло с собой новый способ трансляции информации – аудиовизуальный, экранный.
Некоторые черты экранной культуры особенно ярко прослеживаются в сравнении с культурой книжной.
У книги в культуре особое место. С детства нас учили почтительному и уважительному отношению к книге как таковой. Вера в печатное слово была почти абсолютной и непререкаемой. Ставшая афоризмом булгаковская фраза «рукописи не горят» приобретала дополнительный смысл, когда речь шла о печатном слове. Сказано – написано – почти сделано… В сознании каждого из нас слово «книга» – не абстрактная категория, это книга, прочитанная в детстве, книга, на героев которых хотелось быть похожим, книга, с которой существует личная, кровная связь. Книга – странный культурный феномен. Она обладает индивидуальностью, уникальностью, несмотря на тиражированность (Лермонтовская поэзия осталась лермонтовской, несмотря на то, что в 80-годы книги М. Ю. Лермонтова издали 18-миллионным тиражом). Если говорить о художественной литературе, то мы увидим, как читаемый текст воздействует на нас, как изменяемся мы, если книга затронула самые глубинные струны души. И в то же время – мы не ощущаем насилия над собой. Наше воображение сколь угодно долго может рисовать нам любимого героя или героиню, мы может придумывать новый конец, мы можем жить в литературном пространстве, не растворяясь в нем, помня, что все это лишь литература.
Перелом в сознании происходит тогда, когда появляется экранное изображение. Сто лет, отделяющие нас от изобретения братьями Люмьер кинематографа, похожи на сто жизней: как можно сравнивать тот экранный мир и современную компьютерную графику; наивные сюжеты, похожие на сказки, зачаровывающие людей конца XIX века, и современную интерактивную игру, где ты можешь воплотиться в кого угодно и ощутить себя таковым. Мир грез и мир виртуальной реальности.
Уникальная способность экранного пространства, в отличие от книжного, – в его определенности, безвариативности, при видимости выбора. Действительно, вспомним любую интерактивную игру, где нам предлагается выбор. Но это выбор чисто внешний: оружия, персонажа, за которого вы будете играть, «картинки», на фоне которой будут происходить действия, которые как раз и безальтернативны (об этом свидетельствует минимизированный набор «сюжетов» компьютерных игр). Внешний характер компьютерной игры – квинтэссенция того, что предлагает нам экран сегодня. Рассмотрим лишь одну ситуацию, достаточно повторяющуюся и носящую бытовой характер.
Индустрия развлечений и масс-медиа сегодня во многом эволюционизировали. Они приобрели тотальный характер и стали претендовать на «производство жизненного стиля» (Л. Ионин).
Рассмотрим банальный рекламный ролик. Предположим, что рекламируют лекарство от простуды. Правда, о самом лекарстве вы получите минимальную информацию, зато вам покажут, каким должен быть человек, покупающий это лекарство, уровень его социального благополучия, интерьер, его окружающий и т. п. Рекламные видеоролики «продают» не отдельно взятое лекарство, банку или шоколадку, они призваны формировать представление о стиле жизни в самом широком смысле этого слова. В зрителе должно возникнуть жгучее желание приобщиться к романти-ческому стереотипу «красивой жизни». И если взрослые смотрят такую рекламу с раздражением, то дети к рекламному идеалу относятся более чем серьезно. Возникает то, что называется видеократия, – власть образа, который, воздействуя на все органы чувств, формирует определенный стереотип поведения, манипулируя сознанием человека.
Сегодня много говорят об экологии – защите окружающей среды. В свете нашей проблемы назрела необходимость говорить об экологии человека, о защите его внутреннего мира, о сохранении его уникальности. Потому что угроза достаточно серьезна: формируя реальность видео-образа, экранная культура деформирует мышление, и его первооснову – язык.
Проблема чистоты языка, его сохранения стала насущной но только потому, что мы стали «шпрехать по-русски», но и потому, что языковой «стандарт» – это стандарт культуры, основа ее нормального развития. Почему нужно читать классику? Совсем не за тем, чтобы сдать экзамены за среднюю школу. Классика – это живое слово, незаштампованное, оригинальное, это образная речь, позволяющая видеть мир в его разнообразии и целостности. Когда современные средства массовой информации предлагают нам нечто среднее между «новоязом» и блатным языком, они, сами того не понимая, формируют очень определенную реальность, в которой и предлагают нам жить. Уже давно известно: »Границы языка – границы моего мира».
Исследования свидетельствуют, что современные дети, переставшие читать, но активно играющие в компьютерные игры и потребляющие рекламу, стали отставать от сверстников в психическом развитии. Они хуже формулируют свои мысли (их суждения клишированы и однозначны), утрачивают способность к комбинаторному мышлению (легко выполняя только жестко алгоритмизированные действия), перестают творчески относиться к занятиям.
Совершенно не случайным поэтому видится тот факт, что в США организовано «Общество борьбы за освобождение Америки от телевидения» с филиалами в Канаде, Польше, Чили, Новой Зеландии и др. странах. В экономически благополучной Америке все чаще можно встретить лозунги «Убей свой телевизор!» или «Минздрав предупреждает: телевизор способствует неграмотности». Дело в том, что просмотр телепрограмм находится на третьем месте среди самых распространенных занятий (на первых двух – сон и работа). Члены «Общества» не так наивны, что верят в то, что они смогут отвратить население страны от телеприемников (в одном Нью-Йорке количество телеканалов уже давно перевалило за 100). Свою задачу они видят в другом: заставить задуматься, что несет с собой телевидение, предложить хотя бы раз выйти из запрограммированной ситуации работа – телевизор – сон, попытаться найти в себе и в мире нечто новое. Для этого один раз в год проводят бестелевизионные недели, публикуют списки рекомендуемых занятий вместо бессмысленного переключения каналов (особенно приятно, что на первом месте в этих списках стоит чтение книг. Весь вопрос заключается в том, сможет ли человек, столь долго обходившийся без книги, стать настоящим читателем, ведь книга требует не только времени, но работы и физической и душевной, а это развращенному экранному сознанию очень непросто).
Таким образом, став реальностью сегодняшнего дня, экранный тип трансляции информации принес с собой массу проблем, решение которых тесно связано с проблемой самостоятельности человека в принятии решений, с его самостоянием.