Особенности образа жизни современной российской молодежи
Категория «образ жизни» широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни людей: экономики, социологии, социальной психологии, истории, теории культуры и т.п. Сегодня это понятие функционирует как социально установившаяся научная категория. Возрастание интереса к социокультурной жизнедеятельности людей в связи с их образом жизни обусловлено как общественно-практическими, так и научно-теоретическими факторами[2, с. 76].
Образ жизни - понятие, применяемое в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Образ жизни определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно-экономической формации.
Все существующие в обществе социальные различия - между классами и социальными слоями, между городом и деревней, между людьми умственного и физического труда, между квалифицированными и неквалифицированными работниками - находят своё отражение в их образе жизни[31, с. 82].
Первое, что обращает на себя внимание: современному поколению молодежи сегодняшняя жизнь в стране нравится гораздо больше, чем их предшественникам, а также поколению отцов. Об этом, в частности, говорят почти две трети (64%) представителей молодого и меньше половины (45%) старшего поколения[35, с. 120].
Многие молодые россияне, находясь еще «на старте» своей профессиональной карьеры, лучше своих предшественников и лучше старшего поколения оценивают свое материальное положение. Почти каждый пятый из представителей сегодняшних молодых людей говорит о нем как о благополучном (в старшей возрастной группе этот показатель равен 15%)[35, с. 121].
При этом отношение молодежи к жизни в России сегодня напрямую зависит от уровня их материального положения. Чем выше молодежь оценивает свое материальное положение, тем больше ей нравится сегодняшняя жизнь в стране. Так, 87% россиян в возрасте 17-26 лет, которые оценивают свое материальное положение как благополучное, жизнь в России в целом нравится и только 13% не нравится. Для молодежи с плохим материальным положением ситуация противоположна: 60% говорят, что сегодняшняя жизнь в стране им в целом не нравится и только 40% молодых людей говорят об обратном[27, с. 101].
Сегодня для молодежи, впрочем, как и 10 лет назад, одним из основных жизненных устремлений является хорошее образование. Если говорить о работе, к которой стремится современная молодежь, то она в первую очередь должна быть интересной. 90% молодых людей говорят о том, что они либо уже добились, либо им по силам устроиться на интересную работу. На престижную работу они ориентированы в несколько меньшей степени: 20% говорят о ее наличии и 65% считают, что смогут ее получить. Еще меньшая часть молодежи заявляет о возможности сделать карьеру[33, с. 4-5].
Особая ценность для современной молодежи - возможность заниматься любимым делом.
Сфера досуга и отдыха – важнейшая сфера повседневности, к тому же за годы экономических перемен в стране претерпевающая в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой. Молодежь, как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени (благо, именно эта демографическая группа обладает им в наибольшей степени по сравнению с работающим населением).
Повседневное общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие тип социальной жизни различных групп современной молодежи, являются важнейшими характеристиками избираемого ею стиля жизни, одними из главных критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой или средой[26, с. 318]. Является ли молодежный досуг качественно иным по сравнению с остальными возрастными группами или всего лишь дополняет традиционно сложившийся и общепринятый тип проведения свободного времени, существенно расширяя его в каких-то параметрах, а в остальных – напротив следуя ему как часть исконно российского мейнстрима.
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо подчеркнуть, что сфера отдыха и досуга россиян тесно связана как с устоявшимися традициями и привычками, так и с новыми возможностями, открывающимися перед населением в условиях рыночной экономики. Это и новые способы общения, рекреации, развлечений; и новые технологии, завоевывающие Россию и распахивающие перед ее гражданами прежде закрытые границы в остальной мир; и глобальная индустрия досуга, тиражирующая массовую унифицированную культуру[21, с. 122].
Как правило, люди часто предпочитают отдыхать дома и поэтому самые распространенные и не требующие никаких дополнительных затрат домашние формы проведения свободного времени (телевизор, чтение, хозяйственные заботы или просто ничегонеделание) при отсутствии любой социальной активности вне дома и любых попыток как-то разнообразить свой досуг внутри дома являют собой самый «простой» тип досуговой активности. Если говорить об особенностях образа жизни современной молодежи, то стоит признать явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации.
Исследования показывают, что молодежный досуг обладает ярко выраженной спецификой на фоне предпочтений их родителей. И если в элементах «просто» отдыха поколения остаются во многом сходны (что естественно, исходя из большинства устоявшихся традиций просмотра телевидения, общения с друзьями, ничегонеделания или помощи родителям по хозяйству, если попросят), то по многим другим избираемым способам проведения свободного времени молодежь явно опережает своих родителей. Прежде всего, это касается посещения ночных клубов, молодежных дискотек, музыкальных тусовок (здесь разрыв десятикратный), увлечения спортом, компьютером, посещения кафе, баров и ресторанов. Не слишком-то современную молодежь привлекает социально-гражданский компонент досуга (участие в гражданских инициативах, различных клубных ассоциациях, объединениях по интересам, как, впрочем, и политика – на этом мы намерены остановиться чуть позже).
Молодежь, как и все социальные слои, не является чем-то гомогенным, полностью стандартизированным. Если рассмотрим развитие форм молодежного досуга в динамике, то отметим, что с течением времени интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкались на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени как, чтение, хобби, различные дополнительные занятия, сохраняют свою значимость и сегодня.
Активный досуг, о котором идет речь как о параметре качества жизни, начинается только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счет внедомашних видов культурной, рекреационной, общественной или иной значимой деятельности[12, с. 168]. Одних увеселительных мероприятий для этого явно недостаточно. Посещение кино, театров, музеев, концертов, клубов, ресторанов, кафе и т. п., включенность в деятельность различных образовательных, оздоровительных, общественно-политических или гражданских институтов, любая другая социальная активность вне дома требуют заметных дополнительных затрат (как материального, так и интеллектуального плана). Однако именно это и придает социальной жизни людей наибольшую полноту. Поэтому «активный» внедомашний тип досуга, венчающий собой иерархическую лестницу типологии досуговой активности, наиболее богат, разнообразен и социально привлекателен для наиболее продвинутых социальных слоев, включая образованную и социализированную молодежь[8, с. 52].
При этом по мере взросления человек меняет свои досуговые приоритеты. В свою очередь у подростков на первое место выходят существенные для них компании — формальные и неформальные, то есть ранжирование приоритетов происходит между досуговыми учреждениями и виртуальным облаком — сообществом, и только потом идут несущественные — школа и дом. Если рассмотрим юношество, то центр досугового общения перемещается в общественные места: дискотеку, кафе, парк — любое «культовое» для той или иной возрастной группы место. Однако назад отодвигаются двор, школа, официальные культурно-досуговые учреждения и семья, но виртуальное облако остается приоритетным[14, с. 85].
В последнее время наметилась тенденция в объединении многих форм и видов досуговой деятельности с выделением основных функций: саморазвитие, развлечение, отдых, общение. Понятно, что каждую функцию надо рассматривать и исследовать сперва отдельно, а потом во взаимосвязи с другими используя системный метод. Между тем, как показывают социологические исследования старшеклассников, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений[11, с. 217].
Однако иметь много свободного времени и достойно его проводить не всегда у всех получается. Дело в том, что в настоящее время наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, количество свободного времени у многих представителей молодого поколения сокращается в связи с повышением учебной нагрузки и ответственности за будущую карьеру. Это только повышает ценность свободного времени как такового, о чем многие прямо заявляют при ответе на вопрос о том, удается ли иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие. Пока российская молодежь не слишком удовлетворена своими возможностями в этой сфере жизни[25, с. 103].
С другой стороны, необходимо обратить внимание и на прямо противоположную тенденцию, определяющую специфику молодежного досуга. В связи с увеличением продолжительности периода получения образования молодежь (и в первую очередь, представители молодого среднего класса, формирующие костяк студенчества) имеет гораздо больше свободного времени, чем их «отцы», что влияет на стиль их жизни, напрямую связываемый и диктуемый досугом. Не секрет, что жизнь молодежи в известном смысле организована вокруг досуга, причем именно внедомашнего[35, с. 122].
Подводя итог вышесказанному, в качестве особенностей образа жизни современной российской молодежи можно выделить: стремление к интересной и познавательной деятельности, равно как и к активному отдыху. Правда возможности выбора интересного досуга напрямую связаны как с материальным положением отдельных групп молодежи, так и наличием свободного времени как такового, ограниченного учебным и трудовым процессами.