Путешествия в структуре образа жизни молодежи
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Путешествия в структуре образа жизни молодежи
1.1. Молодежь как социально-демографическая группа. 5
1.2 Особенности образа жизни современной российской молодежи. 10
1.3 Путешествия как характерная черта образа жизни современной российской молодежи 16
2. Отношение молодежи к путешествиям
2.1 Программа исследования. 21
Заключение. 28
Список использованных источников. 30
Приложение А. Анкета. 34
ВВЕДЕНИЕ
Люди всегда путешествовали, чтобы открыть новые земли, познакомиться с соседями, найти сокровища, проверить свои силы, обрести неведомые ранее знания и, наконец, стать иными, чем они были до того, как покинули родной порог. В настоящее время потребность людей в путешествиях питает целую индустрию по оказанию туристских услуг.
В результате социально-экономических и политических трансформаций в нашей стране в течение 1990-х гг. туризм утратил социальную ориентированность и приобрел коммерческий характер. Большая открытость внешней политики и падение «железного занавеса» активизировали выездной туризм, а включение России в мировое политическое пространство и в процессы глобализации послужило интенсификации развития отечественного туризма, появлению новых форм и видов, их качественному разнообразию и культурной насыщенности. Это привело к положительной динамике потребления россиянами туристических услуг. Современная типичная стратегия европейского туриста состоит в поиске подлинности и обретении аутентичного опыта. В этой связи встает вопрос о приоритетах и предпочтениях российских туристов. Путешествия сегодня теоретически доступны всем, но на практике - в разной степени для различных групп населения. Важными факторами осуществления туристской активности является наличие свободных финансовых и временных ресурсов, которые влияют на иерархию предпочтений российских туристов.
Известно, что в современном мире наибольшей чувствительностью и потребностью в досуговых инновациях отличаются бизнесмены и молодежь (не исключение здесь и Россия). Однако, если для первой группы действительно характерен высокий уровень материальной обеспеченности и экспериментирование в области заполнения свободного времени в путешествиях не вызывает социально противоречивых последствий, то для молодежи завышенный уровень досуговых потребностей становится социальной проблемой.
Таким образом, весьма ограниченными возможностями для путешествий обладает такая социальная социально-демографическая группа, как молодежь. В то же время, для молодежи путешествия являются одним из наиболее предпочитаемых видов досуга.
В связи с изложенным, актуальность настоящей работы заключается в том, что привлекательность путешествий для молодежи требует изучения отношения указанной социально-демографической группы к путешествиям, а также места путешествий в жизни молодежи.
Цель курсовой работы: анализ путешествий как элемента образа жизни современной российской молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать молодежь как социально-демографическую группу;
- определить особенности образа жизни современной российской молодежи;
- проанализировать путешествия как характерную черту образа жизни современной российской молодежи;
- разработать программу исследования отношения молодежи к путешествиям.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды следующих ученых: В.К. Данилкина [4], А.В. Зайцева [7], Е.Н. Ильиной [9], Н.С. Мартышенко [22], Е.В. Петровой [28], А.Ф. Радченко [29], Г.А. Фомченковой [35,36] и других.
Данная курсовая работа содержит введение, две главы, заключение. Первая глава посвящена изучению места путешествий в структуре образа жизни молодежи. Вторая глава содержит программу социологического исследования на тему «Отношение молодежи к путешествиям».
ПУТЕШЕСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ
ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ПУТЕШЕСТВИЯМ
Программа исследования
Тема: Отношение молодежи к путешествиям.
Путешествия как элемент досуга стали неотъемлемой частью жизни общества развитых стран, одним из средств удовлетворения досуговых потребностей людей. По экспертным оценкам в этот период в мире ежегодно совершается до 900 млн. туристских поездок; в сфере туризма занято более 250 млн. человек (примерно 7-8% общей численности занятых в мировой экономике); на долю туризма приходится 7% общего объема инвестиций, примерно 10% мирового валового продукта, 5% общей суммы налоговых поступлений, треть мировой торговли услугами. Туризм - одна из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики многих стран.
Под "молодёжным туризмом» следует понимать особый вид путешествий для группы лиц, объединенных общей целью организации отдыха. Данное направление туризма не только расширяет кругозор и социальные контакты, знакомит с достопримечательными местами России и зарубежья, но и привлекает к активным видам спорта.
Молодежный туризм становиться все более актуальным в настоящее время, это обусловлено следующими причинами: возможность путешествия по территории России; экономичный вид отдыха; приобретение новых друзей; укрепление здоровья и умение ориентироваться на местности; подготовка к экстремальным жизненным ситуациям; наличие скидок при организации групповых туров; расширение кругозора.
Для комплексного изучения отношения молодежи к путешествиям стоит учитывать особенности представителей указанной социально-демографической группы, а именно:
- Для них очень важно самовыражение, стремятся выделиться из толпы, быть индивидуальными;
- Уверены в себе, не боятся обращать на себя внимание и высказывать новые мысли и идеи.
- Стремятся изменить мир, патриотичны, хотят сделать свои страны и мир лучше.
- Социально активны, оптимистичны.
- Цель их жизни – получение удовольствия в максимальном размере.
- Свобода выбора.
- Способны к инновациям и предпринимательству.
- Стремятся себя реализовать, найти смысл жизни.
- Долг и мораль в системе ценностей занимают большое место.
- Привлекает волонтерская работа, семья, а деньги – на последних ролях.
- Великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие — им легче общаться с единомышленником, проживающим на другом краю планеты, чем с соседом по подъезду.
- Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят.
- Благодаря развитию социальных сетей, для представителей молодежи важна собственная роль в обществе. Хотя из-за специфики онлайн-общения коммуникативные навыки у них нарушены, общественные связи упрочились.
Объект исследования: жители города Твери в возрасте от 14 до 30 лет.
Предмет: система отношений молодежи к путешествиям.
Цель: исследовать отношение молодежи к путешествиям.
Задачи:
- Установить допустимый размер бюджета путешествия для разных возрастных групп молодежи;
- Изучить, какие виды отдыха наиболее популярны среди молодежи;
- Выяснить, какое время года наиболее привлекательно для путешественников из числа молодежи;
- Установить, насколько важно для путешественников из числа молодежи посещение конкретного места;
- Изучить предпочтения молодежи между российскими и зарубежными туристическими маршрутами;
Операционализация семантическая:
В социокультурном аспекте путешествия, как и туризм в целом, являясь индикатором уровня жизни населения, способствуют сохранению культурного наследия и исторических ценностей, формированию взаимного интереса людей различных национальностей, ведет к росту толерантности и уважения между ними, стабилизации межэтнических и международных отношений.
Наряду с этим социальная эффективность туризма подразумевает доступность большинства видов туризма для различных социальных слоев общества, включая многодетные семьи, молодежь, пенсионеров, инвалидов. Государственная социальная политика в области туризма должна быть нацелена на предоставление скидок и льгот на различные туристские услуги для определенных социальных групп. Однако в настоящее время социальная эффективность современного российского туризма, в силу экономических и социальных проблем достаточно низка.
В то же время изменения, происходящие в современном российском обществе, сформировали новую идеологию путешествий и туристской деятельности: если в традиционном российском сознании путешествие воспринималось, прежде всего, как возможность почувствовать свою приобщенность к миру высших духовных ценностей, то для большинства современных туристов наиболее значимым является понимание путешествия как «поиска себя», апробация значимых ролей социального поведения: т.е. туризм теряет ранее присущие ему социально и культурно развивающие функции. Эти изменения вызывают ряд негативных, в определенной степени социально опасных тенденций, т.к. в массовой культуре тиражируется ориентация на туризм как на некую сверхценность, на модель «человека отдыхающего и путешествующего» не отягощенного социальными обязательствами.
Возникновение индустрии массового туризма, смена социокультурных приоритетов в мотивации путешествий отдельных групп российского населения обусловливают необходимость его анализа как одного из важнейших показателей различий между социальными слоями современного российского общества. Социологический метод исследования туризма позволяет анализировать цели, интересы, мотивы, привычки и традиции как гостей, так и жителей принимающей страны, изучать индивидуальное и групповое поведение туристов.
В настоящее время изучение туризма как социального явления приобретает более сложную структуру, в отличие от прежнего периода, когда анализировались лишь узкие аспекты туризма, такие, как экономические коллизии, территориальные перемещения, подготовка кадров в туристском бизнесе и т.п. В то же время практически отсутствуют комплексные исследования по вопросам, касающихся туризма как многомерного интегративного явления в социокультурном пространстве. Практически не проводятся исследования роли туризма в развитии личности и в реализации ее жизненных установок. Так же дискуссионным и неразработанным остается вопрос о соотношении туризма и миграции.
Структурная операционализация:
Отношение молодежи к путешествиям:
а) Бюджет путешествия, длительностью 7 дней (расчете на 1 человека):
1) до 20 000 рублей;
2) 20 000 – 40 000 рублей;
3) 40 000 – 60 000 рублей;
4) более 60 000 рублей;
б) Предпочитаемые виды путешествий:
1) самостоятельное изучение достопримечательностей;
2) экскурсионное сопровождение;
3) занятие экстремальными видами спорта;
4) иное.
в) Предпочитаемое для путешествий время года:
1) зима;
2) весна;
3) лето;
4) осень.
Факторная операционализация:
Отношение молодежи к путешествиям.
а) Пол:
1) Мужской;
2) Женский.
б) Возраст респондентов:
1) от 14 до 16 лет;
2) от 17 до 20 лет;
3) от 21 до 25 лет;
4) от 26 до 30 лет.
Гипотезы:
- Молодежь в подавляющем большинстве предпочитает наиболее бюджетные варианты отдыха;
- Наиболее востребованным видом путешествий будет активный отдых, связанный с экстремальными и (или) спортивными мероприятиями;
- Наиболее привлекательным временем для путешествий у молодежи является лето, вторым по популярности – осень;
- Для большинства представителей молодежи важно посещение конкретного места;
- Молодежь, при наличии соответствующей возможности, предпочитает совершать путешествия за границей.
Метод исследования: для сбора социологической информации применяется метод анкетирования. Этот метод является наиболее распространенным. Позволяет систематизировать полученные данные и сравнить по различным критериям.
Выборка: Поскольку исследование является пилотажным, объем выборки не рассчитывается, а принимается за 100 респондентов. Целенаправленная выборка со связанными квотами (пол, возраст).
Пол возраст | Мужчины | Женщины | Всего |
14-16 | |||
17-20 | |||
21-25 | |||
26-30 | |||
Итог: |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из результатов проведенной работы, можно говорить о том, что цель настоящей работы, а именно изучение путешествий как элемента образа жизни современной российской молодежи, достигнута.
Молодежь - это социально-демографическая группа переживающая период становления социальной зрелости адаптации к миру взрослых и будущие изменения имеющая подвижные границы своего возраста которые зависят от социально-экономического развития общества уровня культуры условий жизни. На сегодняшний день возможно определить возрастные границы для молодежи от 14 до 30 лет. В пределах указанного возраста можно говорить о наличии особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.
Молодежь, как наиболее динамично реагирующая группа на все то, что не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени (благо, именно эта демографическая группа обладает им в наибольшей степени по сравнению с работающим населением). Указанные особенности проявляются и в такой форме проведения досуга, как путешествия.
Для молодежи характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию и наличия свободного времени. Молодые россияне любят путешествовать, и планы поехать в какую-либо страну присутствуют практически у каждого. Однако в силу ряда объективных причин путешествия для некоторых представителей молодежи остаются недоступной формой проведения досуга.
В силу особенностей молодежи, представители указанной социально-демографической группы предпочитают более дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, веселый вечерний отдых (бары, диско, лотереи, конкурсы и т.д.). В то же время, культурная и познавательная составляющие путешествий очень важны для представителей современной российской молодежи, что является ее особенностью.
ПРИЛОЖЕНИЕ А. АНКЕТА
Анкета
Здравствуйте! Студент кафедры Социологии и социальных технологий проводит социологическое исследование на тему «Отношение молодежи к путешествиям». Просим Вас ответить на предложенные вопросы. Выбранные ответы следует обвести кружком. Опрос анонимный, все данные будут обобщены.
Благодарим за сотрудничество.
Ваш пол?
1. мужской;
2. женский.
Ваш возраст?
1. до 30 лет;
2. от 30до 50 лет;
3. старше 50 лет
Спасибо!
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Путешествия в структуре образа жизни молодежи
1.1. Молодежь как социально-демографическая группа. 5
1.2 Особенности образа жизни современной российской молодежи. 10
1.3 Путешествия как характерная черта образа жизни современной российской молодежи 16
2. Отношение молодежи к путешествиям
2.1 Программа исследования. 21
Заключение. 28
Список использованных источников. 30
Приложение А. Анкета. 34
ВВЕДЕНИЕ
Люди всегда путешествовали, чтобы открыть новые земли, познакомиться с соседями, найти сокровища, проверить свои силы, обрести неведомые ранее знания и, наконец, стать иными, чем они были до того, как покинули родной порог. В настоящее время потребность людей в путешествиях питает целую индустрию по оказанию туристских услуг.
В результате социально-экономических и политических трансформаций в нашей стране в течение 1990-х гг. туризм утратил социальную ориентированность и приобрел коммерческий характер. Большая открытость внешней политики и падение «железного занавеса» активизировали выездной туризм, а включение России в мировое политическое пространство и в процессы глобализации послужило интенсификации развития отечественного туризма, появлению новых форм и видов, их качественному разнообразию и культурной насыщенности. Это привело к положительной динамике потребления россиянами туристических услуг. Современная типичная стратегия европейского туриста состоит в поиске подлинности и обретении аутентичного опыта. В этой связи встает вопрос о приоритетах и предпочтениях российских туристов. Путешествия сегодня теоретически доступны всем, но на практике - в разной степени для различных групп населения. Важными факторами осуществления туристской активности является наличие свободных финансовых и временных ресурсов, которые влияют на иерархию предпочтений российских туристов.
Известно, что в современном мире наибольшей чувствительностью и потребностью в досуговых инновациях отличаются бизнесмены и молодежь (не исключение здесь и Россия). Однако, если для первой группы действительно характерен высокий уровень материальной обеспеченности и экспериментирование в области заполнения свободного времени в путешествиях не вызывает социально противоречивых последствий, то для молодежи завышенный уровень досуговых потребностей становится социальной проблемой.
Таким образом, весьма ограниченными возможностями для путешествий обладает такая социальная социально-демографическая группа, как молодежь. В то же время, для молодежи путешествия являются одним из наиболее предпочитаемых видов досуга.
В связи с изложенным, актуальность настоящей работы заключается в том, что привлекательность путешествий для молодежи требует изучения отношения указанной социально-демографической группы к путешествиям, а также места путешествий в жизни молодежи.
Цель курсовой работы: анализ путешествий как элемента образа жизни современной российской молодежи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать молодежь как социально-демографическую группу;
- определить особенности образа жизни современной российской молодежи;
- проанализировать путешествия как характерную черту образа жизни современной российской молодежи;
- разработать программу исследования отношения молодежи к путешествиям.
Теоретической основой курсовой работы послужили труды следующих ученых: В.К. Данилкина [4], А.В. Зайцева [7], Е.Н. Ильиной [9], Н.С. Мартышенко [22], Е.В. Петровой [28], А.Ф. Радченко [29], Г.А. Фомченковой [35,36] и других.
Данная курсовая работа содержит введение, две главы, заключение. Первая глава посвящена изучению места путешествий в структуре образа жизни молодежи. Вторая глава содержит программу социологического исследования на тему «Отношение молодежи к путешествиям».
ПУТЕШЕСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЕЖИ