Структурно-функциональные параметры рецензии
I Вводная часть.
1 Тип рецензии (рецензия на прочитанную лекцию, рецензия на текст лекции).
2 Тема лекции.
3 Фамилия, имя, отчество преподавателя.
4 Фамилия, имя, отчество рецензента.
5 Состав аудитории (возрастной, профессиональный).
6 Организация лекции.
II Констатирующая часть.
1 Актуальность темы, содержания, вопросов, фактов.
2 Связь с практикой, практическая значимость.
3 Отражение современных проблем науки и перспективы развития (решения) выделенной проблемы.
4 Высокий теоретический уровень.
III Основные дидактические принципы.
1 Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
2 Сознательность и творческая активность слушателей при руководящей роли преподавателя.
3 Научность и посильная трудность обучения.
4 Систематичность и последовательность.
5 Связь обучения с жизнью.
6 Наглядность обучения и развитие теоретического мышления обучаемых.
7 Принцип прочности результатов обучения и развитие познавательных сил обучаемых.
8 Коллективный характер обучения и учет индивидуальных особенностей обучаемых.
9 Положительный эмоциональный фон обучения.
IV Основные функции.
1 Образовательная (передача информации для фиксации ее в памяти студента; передача информации для фиксации ее в конспекте).
2 Воспитательная (этическое, интеллектуальное и эмоциональное воспитание).
V Оценка тактики лекции.
1 Композиция лекции: название, структура, соблюдение принципов последовательности, непротиворечивости, определенности и доказательности; способ изложения (индуктивный, дедуктивный, логический, исторический, ступенчатый, концентрический, рациональный, эмоциональный); композиционно-стилистические приемы (диалогизация, импровизация, ретардация, инверсия, иллюстрация, информация, комментарий, описание, олицетворение, метафора, характеристика, нарратив, гипербола).
2 Культура мышления лектора: умение диалектически мыслить, владение материалом, творческий подход.
3 Культура речи и поведение лектора: умение найти адекватные средства для передачи содержания лекции с учетом целевых, временных и пространственных условий общения; соблюдение произносительных, словообразовательных и грамматических норм; пластика лектора.
VI Контакт лектора с аудиторией.
1 Поддержание осмысленности и непрерывности восприятия.
2 Активизация умственной деятельности.
3 Развитие познавательной способности и навыков усвоения.
4 Способность к контактности; психология отношений лектора и аудитории.
5 Ответы на вопросы.
VII Эффективность лекции.
1. Реакция слушателей.
2. Адекватность материала запросам аудитории.
VIII Резолюционная часть.
Общая оценка лекции по предлагаемым образцам:
- рецензируемая лекция заслуживает одобрения;
- рецензируемая лекция заслуживает одобрения при условии следующей доработки…;
- рецензируемая лекция вызывает принципиальные возражения по следующим причинам…
Вопросы для самоконтроля
1 Языковая норма. Нормы узуальные и кодифицированные. Роль нормы в становлении и функционировании литературного языка.
2 Определить понятия «национальный язык» и «литературный язык».
3 Особенности устной речи и письменной речи.
4 Монолог и диалог (полилог).
5 Функциональные стили современного русского литературного языка.
6 Взаимодействие функциональных стилей.
7 Научный стиль, его особенности.
8 Официально-деловой стиль и жанровое разнообразие.
9 Деловая беседа. Подготовка и проведение.
10 Язык и стиль распорядительных документов.
11 Язык и стиль коммерческой корреспонденции.
12 Публицистический стиль, жанровая дифференциация, отбор языковых средств.
13 Особенности устной публичной речи. Специфика жанров.
14 Подготовка речи.
15 Основные приемы поиска материала.
16 Основные виды аргументов.
17 Оратор и его аудитория.
18 Основные требования к публичной речи.
19 Особенности разговорных стилей.
20 Условия функционирования разговорной речи.
Итоговый тест
1 Язык – это:
а) набор текстов;
б) знание правил;
в) знаковая система;
г) умение говорить.
2 Речь – это:
а) сочетание знаков;
б) производство текстов;
в) умение говорить;
г) знание правил.
3 Процесс установления и поддержания контакта между людьми с помощью речи называется:
а) обратная связь;
б) речевое взаимодействие;
в) речевая ситуация;
г) речевой контакт.
4 Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы жизни общества, называют:
а) современным языком;
б) художественным языком;
в) письменным языком;
г) литературным языком.
5 Виды, жанры текстов, образующие литературную норму:
а) остаются неизменными со времен Пушкина;
б) никогда не менялись на протяжении всей истории письменности;
в) стали иными в последнее время под влиянием СМИ;
г) в разные эпохи были и будут разными.
6 Умение добиваться поставленной цели, используя все языковые возможности – это:
а) этический аспект речевой культуры;
б) коммуникативный аспект речевой культуры;
в) нормативный аспект речевой культуры;
г) эффективный аспект речевой культуры.
7 Речевой этикет менее всего регламентирует:
а) общение деловых партнеров;
б) общение начальника и подчиненного;
в) общение равных по статусу коллег;
г) общение близких людей, родственников.
8 Отличительным признаком устной речи является:
а) возможность редактирования порождаемых текстов;
б) отсутствие звукового и визуального сопровождения;
в) малый объем создаваемых текстов;
г) более позднее, по сравнению с письменной формой, возникновение.
9 Показателем социального статусы человека, с точки зрения особенностей его речи, не является:
а) использование жаргона;
б) интонация;
в) произношение;
г) наличие дефектов речи.
10 Основной приток лексических заимствований сегодня происходит из:
а) английского языка;
б) немецкого языка;
в) французского языка;
г) итальянского языка.
11 Открытые вопросы – это:
а) вопросы, предполагающие однозначный ответ;
б) вопросы, предполагающие развернутый ответ;
в) вопросы, в формулировке которых содержатся варианты ответов;
г) вопросы, не предполагающие ответа, так как он заранее известен.
12 Источником литературной нормы традиционно является:
а) речь носителей элитарного языкового типа;
б) книжные тексты;
в) художественная литература;
г) речь, понятная большинству.
13 Характерными чертами официально-делового стиля являются:
а) объективность, экспрессивность, стандартизованность, точность;
б) объективность, точность, ясность, синтаксическая осложненность;
в) точность, ясность, выразительность, полнота изложения;
г) ясность, точность, объективность, стандартизованность, полнота изложения.
14 Речевой этикет в деловом тексте проявляется в следующих компонентах:
а) основная часть документа, в том случае, если она написана от первого лица;
б) формулы обращения, выражения просьб, отказов, претензий, поручений, аргументация своего мнения;
в) наименование вида документа, указание на адресата, резолюция, заголовок к тексту, отметка о контроле;
г) введение и заключение любого делового документа.
15 Текст письма должен быть написан:
а) от третьего лица множественного числа: Просят Вас выслать…;
б) от третьего лица единственного числа: Ремонтно-монтажный трест «Строймакс» просит выслать…;
в) от первого лица единственного числа: Прошу выслать…;
г) от первого лица множественного числа: Просим выслать …
16 Самыми сильными позициями рекламного текста являются:
а) основная часть, заголовок, конец текста;
б) статистические данные, зачин, рифма;
в) зачин, конец текста, заголовок;
г) название рекламируемой фирмы, номера телефонов фирмы, информация о скидках.
17 Тезис, аргумент, вывод – это компоненты текста:
а) описания;
б) повествования;
в) рассуждения;
г) доказательства.
18 Дедуктивное рассуждение – это рассуждение:
а) от общего к частному;
б) от частного к общему;
в) рассуждение по аналогии;
г) рассуждение с дефиницией.
19 Публичное выступление обязательно предполагает:
а) зачитывание письменного текста;
б) импровизацию;
в) подготовленность текста;
г) использование разнообразных источников.
20 Устная речь отличается:
а) неподготовленностью;
б) информативностью;
в) диалогичностью;
г) импровизированностью.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1 Введенская, Л.А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение [Текст]: учебник / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – М.: КНОРУС, 2012. – 424с. (для бакалавров).
2 Русский язык и культура речи [Текст]/ под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой - М.: Юрайт-издат., 2011. – 358 с.
3 Дополнительная литература
4 Голуб, И.Б. Риторика [Текст]: учебное пособие / И.Б. Голуб.- М.: Эксмо, 2008. – 384 с.
5 Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие /И.Б. Голуб.- М.: Логос, 2007. – 432 с.
6 Десяева, Н.Д. Культура речи педагога [Текст]: учебное пособие / Н.Д. Десяева.- М.: Академия, 2006. – 192 с.
7 Колмакова, И.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Колмакова. - Чайковский: ЧГИФК, 2011. – 83с.
8 Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / под ред. проф. О.Я. Гойхмана. - М.: Инфра, 2008. – 240 с.
9 Стернин, И.А. Практическая риторика [Текст]:учебник для ВУЗов /И.А. Стернин. - М.: Академия, 2005. – 272 с.