Чайковский государственный институт
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования -
ЧАЙКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра философии и социально-гуманитарных наук
Колмакова И.А.
Методические указания по изучению дисциплины
«русский язык и культура речи»
для студентов I курса очной формы обучения
направлений подготовки 49.03.01 «Физическая культура»,
49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», 44.03.01 «Педагогическое образование»
Чайковский, 2015
УДК 811
ББК 81.2Рус
К 60
Рецензент: ст. преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук Чайковского государственного института физической культуры С.А. Малькова.
Печатается по решению учебно-методического совета
Чайковского государственного института физической культуры.
Протокол № 9 от 02.07.2015 г.
К60 | Методические указания по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи» / Сост. И.А. Колмакова. - ФГБОУ ВПО – ЧГИФК, Чайковский: ФГБОУ ВПО - ЧГИФК, 2015. - 107с. |
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам I курса очной формы обучения в правильной организации работы над изучением учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».
В пособии раскрыты основные темы изучаемой дисциплины, даны задания к практическим занятиям, предложены разнотипные задания для выполнения самостоятельной работы, определены требования к выполнению контрольной работы, указана основная и дополнительная литература, приведен словарь ключевых понятий и терминов.
Студент имеет возможность проверить степень усвоения материала, обратившись к вопросам, данным в конце каждой темы, и решению теста, и подготовиться к экзамену.
Методические указания предназначены для студентов I курса очной формы обучения, обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 «Физическая культура», 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», 44.03.01 «Педагогическое образование».
УДК 811
ББК 81.2Рус
К 60
© Колмакова И.А., составление, 2015
© Чайковский государственный институт
физической культуры, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
Часть I краткое содержание основных тем 6
Тема 1 Общие сведения о речи 6
Тема 2 Стили современного русского языка 16
Тема 3 Научный стиль 20
Тема 4 Официально-деловой стиль. реклама 27
Тема 5 Публицистический стиль 34
Тема 6 Разговорная речь 44
Тема 7 Язык как биосоциальное явление 52
ЧАСТЬ II ПРАКТИКУМ 57
Тема 1 Человек в зеркале общения 57
Тема 2 Литературный язык – высшая форма национального языка 58
Тема 3 Речевое взаимодействие 61
Тема 4 Функциональные стили современного русского языка 62
Тема 5 Научный стиль 63
Тема 6 Официально-деловой стиль 66
Тема 7 Публицистический стиль 69
Тема 8 Разговорные стили 70
Тема 9 Методика подготовки публичного выступления 72
Тема 10 Искусство диалога 74
Тема 11 Хочешь узнать человека – заговори с ним 75
ЧАСТЬ III САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 79
Тема 1 определение ключевых понятий дисциплины 79
Тема 2 Основные требования к речи 79
Тема 3 Художественные средства языка. Языковой анализ текста 85
Тема 4 Аннотация на художественное произведение 86
Тема 5 Подготовка выступления 86
ЧАСТЬIV ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 88
Проверочное занятие 88
Основные требования к выполнению контрольной работы 88
Вопросы для самоконтроля 93
Итоговый тест 94
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 97
СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ А 107
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы, освещаемой настоящим пособием связана с состоянием современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой среды общения) в сфере специалистов, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Низкий уровень речевой культуры является серьезной помехой как в выполнении профессиональных обязанностей, так и в общем процессе самореализации личности.
Современный писатель Захар Прилепин, говоря о состоянии сегодняшней культуры и месте языка в ней, отметил: «Язык – это не только несколько десятков тысяч слов, которые мы помним (на самом деле обходимся минимальны запасом), а пространство национального мифа, национальной поэзии, национальной культуры. Нация, разучившаяся читать, забывшая собственную мифологию, строчку Есенина – или подменившая это суррогатом, - превращается в толпу, кучкующуюся на куске земли – и то по недосмотру соседнего народа» («Аргументы и факты – Прикамье», № 43, 2013 г.).
Глубокая обеспокоенность современным состоянием русского языка прозвучала в заявлении «о реформе образования, ее итогах и перспективах», которое было принято 22 ноября 2012 г. на заседании Ученого совета филологического факультета МГУ им. Ломоносова: «Неспособность внятно формулировать мысли – внешнее выражение неспособности самостоятельно мыслить: потребитель «информации» в лучшем случае научится ориентироваться в ней, но не сможет осуществить ее экспертизу, а, значит, и оказывать сколько-нибудь существенное воздействие на информационное пространство». Образовательные реформы (особенно в сфере языка) названы филологами МГУ «Национальной катастрофой, чреватой сломом механизмов и исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции».
Методические указания по дисциплине подготовлены с целью помочь студентам правильно организовать изучение курса «Русский язык и культура речи». Предлагаемый курс интегративен: в основе его лежат как традиционные дисциплины (общее языкознание, русский язык, стилистика, поэтика), так и сравнительно новые (психология речи, социолингвистика, семиотика, культурология, теория коммуникации и др.). Однако главный предмет курса определен достаточно четко, – это речь человека, взятая в её различных аспектах.
В лекционном курсе рассматриваются основные вопросы, по которым при подготовке к практическим занятиям и выполнении заданий самостоятельной работы студентам трудно составить себе достаточно ясное представление.
Практические занятия направлены на закрепление практических навыков владения современным русским языком, знаний особенностей функциональных стилей современного русского языка и аспектов речевой культуры.
Решающее значение для усвоения программы имеет самостоятельная работа студентов. Её правильная организация будет способствовать формированию привычки и потребности в самостоятельной работе над овладением культурой речи, что является необходимым компонентом профессиональной подготовки студента вуза.
В результате работы над дисциплиной «Русский язык и культура» студенты должны:
знать:
- аспекты речевой культуры;
- виды и формы современного русского языка;
- особенности функциональных стилей современного русского языка и сферы их использования;
- правила и приемы речевого воздействия на слушателей;
- основные заповеди культуры речевого общения;
уметь:
- готовить устные и письменные тексты для различных ситуаций и адресатов адекватно коммуникативной задаче;
- самостоятельно работать над пополнением словарного запаса и совершенствованием техники речи;
владеть:
- нормами литературного языка;
- умением продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты (устные и письменные) на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
- навыками участия в диалогических и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.
В пособии к каждой теме даны контрольные вопросы, отвечая на которые студент может проверить, как усвоен материал. Выполнение письменных заданий является формой подведения итогов самостоятельного изучения материала.
Условием получения допуска к экзамену является контрольная работа, цель выполнения которой – углубленное теоретическое изучение книжно-письменных функциональных стилей и практическое освоение навыков продуцирования текстов в научном стиле.
Часть Iкраткое содержание основных тем
Тест
1 Выбор стиля речи НЕ зависит от …
а) функций речи;
б) среды общения;
в) владения языковыми нормами;
г) индивидуальных манер и привычек.
2 К экспрессивным стилям НЕ относится …
а) торжественный;
б) официальный;
в) разговорно-бытовой;
г) фамильярный.
3 В книжно-письменной лексике НЕ используются …
а) общеупотребительные слова;
б) термины;
в) диалектизмы.
4 В книжно-письменной речи используется фразеологизм …
а) лиха беда начало;
б) рог изобилия;
в) белыми нитками шито;
г) втирать очки.
5 К книжно-письменным стилям НЕ относится …
а) разговорный;
б) публицистический;
в) научный;
г) официально-деловой.
6 К основным особенностям устно-разговорных стилей НЕ относится …
а) неофициальность;
б) непринужденность;
в) строгое соблюдение литературной нормы;
г) экспрессивность.
7 К основным средствам достижения желаемой экспрессивной окраски речи НЕ относится …
а) оценочная лексика;
б) лексические синонимы;
в) метафоризация, полисемия;
г) жаргон.
8 Художественная литература может существовать …
а) только в устной форме;
б) только в письменной форме;
в) как в устной, так и в письменной форме;
г) в книжной и разговорной форме.
9 Отличительным признаком устной речи является …
а) возможность редактирования порождаемых текстов;
б) отсутствие звукового и визуального сопровождения;
в) малый объем создаваемых текстов;
г) более позднее, по сравнению с письменной формой, возникновение.
10 Не существует такого понятия, как …
а) публицистический стиль;
б) стиль романа;
в) сатирический стиль;
г) письменный стиль.
11 К книжным специальным текстам относится …
а) газетная статья;
б) закон;
в) дневник;
г) роман.
12 Предсказуемость адресата выше …
а) в книжных специальных текстах;
б) в книжных неспециальных текстах;
в) в разговорных текстах;
г) в массово-коммуникативных текстах.
13 Чередование стандарта и экспрессии характерно для текстов …
а) книжных специальных;
б) книжных неспециальных;
в) разговорных;
г) массово-коммуникативных.
14 По тематике и быстроте потери актуальности схожими являются тексты …
а) книжные специальные и книжные неспециальные;
б) книжные неспециальные и массово-коммуникативные;
в) разговорные и массово-коммуникативные;
г) разговорные и книжные неспециальные.
15 Среди изменений, коснувшихся лексики русского языка, НЕ отмечается такое явление, как …
а) заимствование иностранных слов;
б) возвращение в речь вышедших из употребления слов;
в) уменьшение количества экспрессивной лексики;
г) создание новых значений существующих слов.
16 В книжную среду НЕ входят следующие тексты …
а) выступление на семинаре;
б) заявление в деканат;
в) информационная заметка;
г) переписка в чате.
17 Источником литературной нормы традиционно считается …
а) речь носителей элитарного языкового типа;
б) книжные тексты;
в) художественная литература;
г) речь, понятная большинству.
Тема 3НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
План:
1 Функции научного стиля.
2 Языковые особенности.
3 Основные жанры.
4 Общие требования к научному тексту.
5 Композиция письменного научного текста.
6 Учебная лекция.
1 Основные функции научного стиля – сохранение и передача новой информации. Этим определяется монологический характер языка науки. В отличие от языка художественной литературы, научная речь выделяет в слове не конкретное и образное, а абстрактное и общее.
Основные требования, предъявляемые к научному тексту – доказательность, информативность и логическая стройность.
2Языковые особенности научного стиля:
1) лексика, состоящая из 3-х основных пластов (общеупотребительные слова, общенаучные и термины);
2) употребление слов в их точных значениях;
3) отсутствие экспрессии;
4) сухость и строгость изложения;
5) преобладание имен существительных и прилагательных;
6) использование глаголов в настоящем времени;
7) ослабленное значение лица;
8) повышенное употребление слов среднего рода и абстрактной лексики;
9) преобладание сложноподчиненных предложений с причинно-следственной связью;
10) строгий порядок слов;
11) правильное, четкое выделение абзацев;
12) цитирование со ссылками на первоисточник;
13) наличие формул, схем, диаграмм.
3 Тексты, обслуживаемые научным стилем, делятся на реферативные и исследовательские. Нередко одна работа сможет соединять черты и реферата, и исследования.
Основные жанры: монография, учебник, научная статья, реферат, рецензия, научное выступление, лекция.
4Общие требования к научному тексту:
1) четкое осмысление существа вопроса;
2) самостоятельность в нахождении достаточного количества материала и его осмысление;
3) умение критически осмысливать литературу по теме, аргументировано доказывать свою точку зрения и делать выводы;
4) наличие метатекста, то есть наличие не только фактической информации об объекте исследования, но и того, как автор организует эту фактическую информацию;
5) правильное оформление работы.
5Композиция научного письменного текста.
Особенностью композиции научного текста является то, что она отражает последовательность фаз научного исследования: осознание проблемы (введение), поиск способов решения и доказательство выдвинутой гипотезы (основной части), решение исследовательской задачи (заключение).
I. Вводная часть.
1) Обоснование актуальности проблемы (исследования).
2) Характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий; историография вопроса.
3) Выделение предмета исследования.
4) Выдвижение гипотезы.
5) Обоснование выбранной теории (метода).
6) Предварительное формирование выводов.
II. Основная часть.
1) Методика и техника исследования.
2) Достигнутый результат.
III. Заключительная часть.
1) Краткое изложение научного исследования.
2) Окончательная формулировка выводов.
3) Список литературы.
6 Одним из распространенных жанров, обслуживаемых научным стилем, является учебная (академическая) лекция(рисунок 2).
Особенности методики лекции:
1) свободный стиль изложения;
2) логика, последовательность, доказательность;
3) эмоциональность;
4) четкость выделения основных вопросов и ее проблемный характер;
5) убежденность лектора;
6) уважительное отношение к аудитории;
7) способность привлечь внимание слушателей.
Типичные методические ошибки:
1) бесплановость, хаотичность;
2) неясная композиция;
3) отступление от намеченного плана изложения;
4) смысловые разрывы, «скачки» в изложении;
5) незавершенность последовательности отдельных фраз.
Рисунок 2 – Лекционное занятие |
Основные дидактические принципы:
1) фундаментальность;
2) научность;
3) проблемность;
4) системность;
5) доступность и доказательность;
6) сознательность и активность.
Контрольные вопросы
1) Основные функции и языковые особенности научного стиля.
2) Общие требования, предъявляемые к научному тексту.
3) Композиция научного текста.
4) Основные дидактические принципы учебной лекции.
Тест
1 К подстилям научного стиля НЕ относится …
а) собственно научный;
б) вузовский;
в) научно-популярный;
г) научно-учебный.
2 Систему понятий данной науки составляет ее …
а) синтаксис;
б) тезаурус;
в) общенаучная лексика;
г) грамматика.
3 Для научных текстов НЕ характерно широкое использование …
а) сложноподчиненных предложений;
б) однородных членов;
в) диалектизмов;
г) терминов.
4 К числу жанров научной речи НЕ относится …
а) доклад;
б) научно-популярная беседа;
в) доверенность;
г) лекция.
5 В научном стиле НЕ употребляется …
а) абстрактная лексика;
б) книжная лексика;
в) эмоционально-экспрессивная лексика;
г) общенаучная лексика.
6 Текст, целью которого является изложение процесса получения знаний, называется …
а) описанием;
б) повествование;
в) рассуждение;
г) доказательство.
7 Текст, целью которого является изложение последовательных изменений, происходящих с объектом, называется …
а) описанием;
б) повествование;
в) рассуждение;
г) доказательство.
8 Максимально краткое описание, цель которого назвать главные и отличительные признаки объекта, называется …
а) описанием;
б) повествование;
в) рассуждение;
г) доказательство.
9 Для научного стиля НЕ характерны такие особенности, как …
а) предварительное обдумывание информации;
б) нормированность речи;
в) сжатость информации;
г) тяготение к устно-разговорным приемам, к диалогу.
10 К общим требованиям к научному тексту НЕ относится …
а) четкое осмысление существа вопроса;
б) самостоятельность в нахождении достаточного количества материала и его осмысление;
в) доказательность и доходчивость;
г) умение критически осмысливать литературу по теме, аргументировано доказывать свою точку зрения, делать выводы.
11 К языковым особенностям научного стиля НЕ относится …
а) отсутствие экспрессии;
б) преобладание имен существительных и прилагательных;
в) ослабление значения лица;
г) использование речевых стандартов.
12 К научно-информативному подстилю НЕ относится …
а) монография;
б) реферат;
в) аннотация;
г) тезисы.
13 Учебник, учебное пособие, методическое пособие относится к …
а) собственно научному подстилю;
б) научно-справочному подстилю;
в) учебно-научному подстилю;
г) научно-популярному подстилю.
14 Текст, отражающий главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные, называются …
а) реферат;
б) аннотация;
в) монография;
г) очерк.
15 Сжатая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения называется …
а) реферат;
б) аннотация;
в) монография;
г) очерк.
16 Тезис, аргумент, вывод – это компоненты текста …
а) описания;
б) повествования;
в) рассуждения;
г) доказательства.
17 Устная научная речь отличается …
а) неподготовленностью;
б) информативностью;
в) диалогичностью;
г) импровизированностью.
18 Функция воздействия устной научной речи максимальна …
а) в докладе;
б) в сообщении;
в) в дискуссии;
г) на защите курсовой.
19 Для более точного выражения своей мысли в устной научной речи употребляются «цепочки» …
а) антонимов;
б) агнонимов;
в) синонимов;
г) омонимов.
20 Хороший лектор …
а) контролирует процесс слушания в аудитории;
б) обращается только к тем, кто его слушает;
в) не интересуется, внимательно ли его слушают;
г) следит за звуком своего голоса.
Тест
1 К числу важнейших стилевых черт официально-делового стиля НЕ относится …
а) точность, не допускающая разночтений;
б) безличность;
в) непосредственность речи;
г) официальность.
2 В официально-деловом стиле НЕ употребляется …
а) сложно-сокращенные слова;
б) профессиональные термины;
в) многозначные слова;
г) слова с официально-деловой окраской.
3 К лексике официально-делового стиля относятся слова …
а) невесомость, кислотность, изменяемость;
б) глупыш, дурочка, белобрысый;
в) нижеподписавшиеся, неисполнение, податель;
г) экстремисты, широковещательные, позитивные.
4 К подстилям официально-делового стиля НЕ относится …
а) законодательный;
б) канцелярский;
в) ораторский;
г) дипломатический.
5 К числу жанров официально-деловой речи НЕ относится …
а) расписка;
б) листовка;
в) приказ;
г) распоряжение.
6 К характерным чертам официально-делового стиля НЕ относится …
а) стандартизованность;
б) полнота изложения;
в) объективность;
г) сочетание экспрессии и стандарта.
7 К особенностям морфологии официально-делового стиля НЕ относится …
а) употребление собирательных существительных;
б) активное использование кратких прилагательных;
в) частое использование инфинитивов;
г) использование личных и указательных местоимений, частиц и междометий.
8 Характерными чертами официально-делового стиля являются …
а) объективность, экспрессивность, стандартизованность, точность;
б) объективность, точность, ясность, синтаксическая осложненность;
в) точность, ясность, выразительность, полнота изложения;
г) ясность, точность, объективность, стандартизованность, полнота изложения.
9 По виду оформления различают …
а) внешние и внутренние документы;
б) простые и сложные документы;
в) подлинники, копии, дубликаты и выписки;
г) организационные, распорядительные и информационно-справочные документы.
10 По месту составления различают …
а) внешние и внутренние документы;
б) простые и сложные документы;
в) подлинники, копии, дубликаты и выписки;
г) организационные, распорядительные и информационно-справочные документы.
11 По содержанию различают …
а) внешние и внутренние документы;
б) простые и сложные документы;
в) подлинники, копии, дубликаты и выписки;
г) организационные, распорядительные и информационно-справочные документы.
12 Интернациональные свойства русской деловой речи НЕ проявляются …
а) в увеличении количества заимствований;
б) в сближении этикетных языковых формул;
в) в расширении контактов с зарубежными партнерами;
г) в унификации делового текста в результате использования электронных средств создания и ведения документации и др.
13 Агнонимы – это …
а) слова, пришедшие в русский язык из других языков;
б) авторы сочинения, письма, скрывшие свое имя;
в) слова противоположного по значению;
г) единицы родного языка, непонятные или малопонятные его носителям.
14 Проблема агнонимов и заимствований стала актуальной для составления и понимания русской деловой документации …
а) в связи с татаро-монгольским нашествием;
б) в 40-е гг. XX в.;
в) во времена реформ Петра I;
г) в последние десятилетия XX в.
15 Унификация – это …
а) авторское оформление каждого документа, основанное на уникальности каждой конкретной ситуации делового общения;
б) следование лексическим и грамматическим законам русского языка в оформлении документов;
в) единообразие однофункциональных текстов официально-делового стиля по составу и форме;
г) следование положениям лингвистических школ, признанных в качестве общепринятых и отраженных в академических словарях и грамматиках.
16 Речевой этикет в деловом тексте проявляется в следующих компонентах …
а) основная часть документа, если она написана от первого лица;
б) формулы обращения, выражение просьб, отказов, претензий, поручений, аргументация своего мнения;
в) наименование вида документа, указание на адресата, резолюция, заголовок к тексту, отметка о контроле;
г) введение и заключение любого делового документа.
17 Языковые формулы «прошу предоставить информацию …», «… просим выслать …» используются в основной части …
а) письма-запроса;
б) письма-предложения (оферта);
в) письма-рекламации;
г) письма-ответа.
18 Письмо-оферта пишется с целью …
а) добиться возмещения убытков;
б) получить информацию о товарах и услугах, предлагаемых продавцом, или получить коммерческое предложение;
в) сделать коммерческое предложение;
г) дать ответ на полученное письмо.
19 Текс делового письма НЕ может быть написан …
а) от третьего лица множественного числа: Просят Вас выслать …;
б) от третьего лица единственного числа: Ремонтно-монтажный трест «Сроймакс» просит выслать …;
в) от первого лица единственного числа: Прошу выслать …;
г) от первого лица множественного числа: Просим выслать…
20 Основными целями рекламного текста являются …
а) сообщение информации, предписание или указание; эстетическое воздействие;
б) сообщение информации, убеждение, воздействие, аттракция;
в) убеждение, эстетическое воздействие, соблюдение этикета;
г) убеждение, воздействие, предписание или указание.
Тест 1.
1 К стилеобразующим особенностям публицистического стиля НЕ относится …
а) тяготение к устно-разговорным приемам, к диалогу;
б) яркость, доступность, понятность;
в) строгое соответствие литературным нормам;
г) сочетание экспрессии и стандарта.
2 К подстилям публицистического стиля НЕ относится:
а) дипломатический;
б) ораторский;
в) радио-тележурналистский;
г) газетно-журнальный.
3 Для публицистических текстов характерно широкое использование …
а) общественно-публицистической лексики;
б) слов в переносных значениях;
в) эмоционально-окрашенной лексики;
г) всего вышеперечисленного.
4 К публицистическому стилю относятся слова …
а) мышление, отражение, излучение;
б) авангард, свершения, мощь;
в) неизбрание, непризнание, невозвращение;
г) истец, ответчик, свидетель.
5 Для синтаксиса публицистического стиля характерно …
а) преобладание сложных предложений;
б) преобладание простых предложений;
в) насыщенность клишированными оборотами (в связи, на основании и т.п.);
г) строгое соблюдение правил построения и оформления текста.
6 К числу жанров публицистического стиля НЕ относится …
а) очерк;
б) аннотация;
в) фельетон;
г) газетная статья.
7 Форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе лиц, организации или обществу в целом, называется …
а) речевой агрессией;
б) журналистским расследованием;
в) фельетоном;
г) речевой манипуляцией.
8 Вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент, называется …
а) речевой агрессией;
б) журналистским расследованием;
в) фельетоном;
г) речевой манипуляцией.
9 Публичное выступление обязательно предполагает …
а) зачитывание письменного текста;
б) импровизацию;
в) подготовленность текста.
10 Вспомогательные материалы предназначены для …
а) облегчения запоминания слушателями;
б) привлечение богатого иллюстративного материала;
в) демонстрации технической компетентности докладчика.
11 Поиск материала предполагает …
а) использование разнообразных источников;
б) опору на авторитетный источник;
в) использование компьютерных технологий.
12 Дольше всего готовятся …
а) самые короткие выступления;
б) самые длинные выступления;
в) выступления перед профессионалами.
13 В публичном выступлении НЕ рекомендуется …
а) заменять причастные обороты придаточными определительными предложениями;
б) использовать цепочки отглагольных существительных («нанизывание падежей»);
в) информацию подавать порциями, оформляя каждую ее часть отдельным тезисом;
г) использовать сложные синтаксические конструкции.
14 Когда оратор и слушатели во время выступления испытывают сходные чувства, принято говорить о ___________ сопереживании.
а) интеллектуальном;
б) эмоциональном;
в) провокационном;
г) выразительном.
15 Важнейшим условием поддержания внимания аудитории является …
а) эффективность выступления;
б) провокационный характер выступления;
в) эмоциональность выступления;
г) содержательность выступления.
16 К видам публичной речи по их цели НЕ относится …
а) убеждающая речь;
б) доклад;
в) информационная речь;
г) развлекательная речь.
17 К какому виду публичной речи относится выступление на митинге?
а) убеждающая;
б) этикетная;
в) развлекательная;
г) информационная.
18 К какому виду публичной речи относится тост?
а) убеждающая;
б) этикетная;
в) развлекательная;
г) информационная.
19 Опровержение – это установление ложности какого-либо изложения с использованием логических средств и доказанных положений. Различают три способа опровержения:
а) критика тезиса;
б) критика аргументов;
в) критика демонстрации;
г) критика оратора.
20 К сильным аргументам НЕ относится …
а) заключение экспертов;
б) показания свидетелей или очевидцев событий;
в) доводы личного характера;
г) научные аксиомы.
Тест 2
1 Жанр полемики отличается от дискуссии …
а) наличием ведущего;
б) наличием зрителей;
в) целью спора;
г) наличием проблемы.
2 К запрещающим стратегиям ведения полемики относится …
а) стратегия дискредитации точки зрения собеседника;
б) стратегия дискредитации личности собеседника;
в) стратегия нападения на доказательства собеседника;
г) стратегия самозащиты от нападений собеседника.
3 Публичный научный или политический спор, преследующий цель путем сопоставления различных точек зрения найти правильное решение проблемы, называется …
а) дискуссия;
б) диспут;
в) полемика;
г) дебаты.
4 Публичный, заранее подготовленный спор на какую-либо общественно значимую проблему, называется …
а) дискуссия;
б) диспут;
в) полемика;
г) дебаты.
5 Публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее, называется …
а) дискуссия;
б) диспут;
в) полемика;
г) дебаты.
6 Успешность коммуникации менее всего зависит от …
а) уровня культуры речи собеседников;
б) содержания передаваемого сообщения;
в) соблюдения протокола общения;
г) количества собеседников.
7 Среди тенденций в развитии русской речи специалисты НЕ отмечают …
а) проникновение жаргона в общественную речевую практику;
б) активное заимствование иностранных слов;
в) нарушение норм литературного языка;
г) строгость стиля выступлений массмедиа.
8 Среди изменений, коснувшихся лексики русского языка, НЕ отмечается также явление, как …
а) заимствование иностранных слов;
б) возвращение в речь вышедших из употребления слов;
в) уменьшение количества экспрессивной лексики;
г) создание новых значений существующих слов.
9 Выразительность и эмоциональность речи НЕ связана с использованием …
а) стилистических фигур;
б) тропов;
в) диалога.
10 Повторение отдельных слов и оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание, называется …
а) анафора;
б) эпифора;
в) инверсия;
г) антитеза.
11 Повторение отдельных слов и выражений в конце нескольких предложений, называется ...
а) анафора;
б) эпифора;
в) инверсия;
г) антитеза.
12 Инверсия – это …
а) намеренное повторение во фразе одинаковых гласных звуков;
б) выражение ответной мысли посредствам сходства;
в) изменение порядка слов в предложении с целью усиления выразительности речи;
г) оборот, в котором для усиления речи соединяются противоположные понятия и образы.
13 Градация использована в предложении …
а) Ты мечтою открыта для света, ты душою открыта для тьмы …;
б) Ангелы опальные, светлые, печальные …;
в) В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет…;
г) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – все будет так. Исхода нет.
14 Оксюморон – это …
а) замена понятий по принципу: часть вместо целого и наоборот, единственное число вместо множественного и наоборот;
б) сочетание контрастных по значению слов;
в) образное определение, характеризующее свойство какого-либо лица, предмета;
г) одинаковое начало отрезков текста.
15 Ошибка в использовании паронимов допущена в определении …
а) адресант – лицо или организация, посылающее почтовое отправление (отправитель);
б) заглавный – относящийся к заглавию (заглавная роль);
в) демократичный – относящийся к демократии, демократу;
г) логичный – правильный, разумный, последовательный.
16 Укажите номер слова, лексическое значение которого определено правильно:
а) альянс – союз на основе договорных обязательств;
б) демагогия – необходимость выбора из 2-х возможностей;
в) имидж – целенаправленно сформированный образ;
г) инсинуация – клевета.
17 Ошибки НЕТ в предложении …
а) Проходит процесс формирования рыночных структур;
б) Логика феодальных пут дала свои результаты;
в) Многие граждане справедливо считают, что государство уже не ставит целью заботу о каждом;
г) На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание.
18 Ошибки НЕТ в предложении …
а) Он приехал на стройку два года тому назад;
б) На научном семинаре автор изложил главную суть книги;
в) Середина 60-х годов знаменательна расцветом «сурового стиля»;
г) Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.
19 Ошибка допущена в предложении …
а) Известно, какую важную роль в воспитании играет литература;
б) Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку;
в) Только при этих условиях руководитель сумеет сыграть авангардную роль на производстве;
г) Я вам зуб даю на отсечение – зачет вы не сдадите.
Тема6 РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
План:
1 Определение устно-разговорных стилей.
2 Основные функции.
3 Стилеобразующие черты.
4 Языковые особенности.
5 Правила ведения диалога.
6 Диалог – спор. Правила поведения в споре.
1 Разговорная речь обслуживается двумя стилями: литературно-разговорным и разговорно-бытовым.
Литературно-разговорный – это стиль речи средне-образованных людей в более или менее официозных условиях: работа, театр, гос. учреждение и др.
Разговорно-бытовой – это речь людей того же круга в условиях раскованности.
2 Главное назначение разговорных стилей – передача информации, преимущественно в устной форме (исключение – частные письма, записки, дневники), этим определяется и основная функция – коммуникативная, т.е. функция общения.
3 Стилеобразующие черты разговорных стилей:
1) неофициальность;
2) непринужденность;
3) экспрессивность;
4) отсутствие предварительного отбора языковых средств;
5) автоматизм речи;
6) обыденность содержания;
7) большая роль звуковой стороны речи (повышение и понижение тона, удлинение гласных, скандирование слогов, паузы, изменение темпа речи).
4Языковые особенности разговорных стилей