На соискание ученой степени кандидата культурологии по специальности 24.00.01 -теория и история культуры

Кемерово 2004

Оглавление. Введение ..............................................................стр.3

Глава1. Казачество как культурно-исторический феномен

1.1. Деятельная интерпретация культуры - методологическое средство исследования субкультурных общностей ........... стр.13

1.2. Культура сибирского казачества как субкультура национальной русской культуры .............................. стр.31

Примечания ................................................................. стр. 62

Глава 2.Специфика материальной культуры

казачества Западной Сибири 2.1.Отличительные черты жилых и военных

казачьих построек ................................................ стр. 65

Характерные особенности бытового уклада

жизни казаков..................................................... стр. 81

Примечания ...................................................... стр. 103

Глава 3. Традиционная духовная культура сибирского казачества

Календарные праздники и обряды, основанные

на верованиях и религиозных представлениях ......... стр. 106

Семейные праздники и обряды как источник

познания жизни этноса.......................................... стр. 126

Жанровое разнообразие песенного фольклора

и его специфика..................................................... стр. 147

Примечание.......................................................... стр. 169

Заключение........................................................... стр. 174

Список литературы................................................. стр. 177

Приложение.......................................................... стр. 192

Введение

Актуальность темы исследования.С конца 80-х годов XX столетия и по настоящее время в России происходят глубинные политические, социальные и культурные изменения. Динамика этих изменений слабо отрефлексирована не только потому, что мы сами являемся их участниками, а значит, нет исторической дистанции в осмыслении их характера и результатов. Но потому, что нет социальной и гносеологической установки для их анализа, которая разделялась бы большинством российского научного сообщества в культурологической науке. Естественным шагом в этом плане является обращение исследователей к истории российской действительности, в частности к истории русской культуры, чтобы найти некую прочную социокультурную основу для рефлексии над процессами современности.

Данное обращение многоплановое. Не характеризуя его во всей глубине и сложности, отметим, что все большее внимание уделяется проблемам, связанным сизучением и сохранением богатейшего наследия народной культуры, мудрость и духовная красота которой сохранилась в памятниках древнего зодчества, старинных предметах быта, традиционных праздниках и обрядах. В условиях растущего национального самосознания наблюдается, в частности, живой интерес к этнонациональной и региональной культурам составной частью которого является, например конкретная субкультура российской культуры - культура казачества Западной Сибири, имеющей внутренние, родственные черты с общероссийской культурой и в то же время обладающая комплексом специфических культурных особенностей.

В плане современных динамических процессов в России исследование культуры казачества Западной Сибири имеет не только культурологическое, но и политическое, экономическое, социальное значение, т.к. затрагивается целый комплекс проблем: трактовка казачества как особого социального слоя в социально-демографической структуре российского общества, необходимости его возрождения, наличие _^для этого соответствующих

политических, экономических, социокультурных условий и т.п. Культурологическое исследование указанных проблем отражает лишь один аспект данной проблематики, но он является важным для её комплексного исследования.

Казачество Западной Сибири исследовано в конкретно-историческом и демографическом аспектах. Отсутствуют исследования в собственно культурологическом контексте, что не позволяет сформировать целостный социокультурный образ казачества. Культурологическое виденье обозначенной проблематики позволяет следующим образом сформулировать проблему настоящего диссертационного исследования: каков характер взаимосвязи материальных и духовных культурных составляющих, обусловивших возникновение и функционирование традиционной культуры казачества Западной Сибири.

Степень научной разработанности проблемы.Анализ состояния разработанности проблемы позволяет выделить два взаимосвязанных направления: историко-этнографическое и регионально-культурологическое. Историко-этнографическое направление позволило проследить путь возникновения казачества на территории России и зарождения его в Сибири. Так, проблема генезиса казачества, рассматриваемая автором диссертации опирается на ряд трудов Е. Савельева, Н. Костомарова, С. Соловьева, С. Платонова, Н. Карамзина, А. Гордеева позволившие: 1) рассмотреть значение этнонима «казак»; 2) проследить происхождение казачества как сословия. Основоположниками исследования Сибири и её населения, были Б. Миллер, И. Фишер, Д. Садовников, М. Геденштром, П. Буцинский, П. Висковатов, Н. Карамзин, В. Мирзоев, С. Соловьев, Б. Бессонова, Е. Савельева, Н. Костомаров, С. Платонов, А. Гордеев. Заслуга этих исследователей заключается в попытке проследить формирование, становление и развитие сибирского казачества как социального слоя на территории Западной Сибири

выделив этапы: 1) освоение и завоевание казачеством сибирских земель (1581 - 1618 гг); 2) становление казачьих поселений и их хозяйственное развитие (1618-1861 гг); 3) трансформирование и расширение традиций и обычаев казачества среди коренного населения и переселенцев (1861-1917 гг).

Регионально-культурологическое направление в самой культурологии как научное направление только складывается. Но в своей основе оно опирается, с одной стороны на фундаментальные положения культурологии, а с другой стороны конкретные исследования культур в регионах. В обосновании и развитии избранной тематики настоящего исследования были положены труды отечественных исследователей культуры - В.М. Межуева, В.В. Давыдова, Э.Г. Юдина, Э.С. Маркаряна, а также зарубежных ученых — Г. Гегеля, И. Гердера, Т. Куна и др.

Регионально-культурологическое направление позволило рассмотреть и изучить материальную и духовную культуру Сибирского казачества. Проблема изучения материальной культуры русскоязычного населения, в том числе и казачества Западной Сибири, повлекла за собой появление достаточно большого количества публикаций. Различные аспекты материальной культуры сибирского казачества нашли отражение в публикациях: Л. Скрябиной, Н. Емельянова, Е. Ащепкова, В. Кимеева, О.Шелегиной, В. Александрова, М. Сорокина, Ф. Кузьминой, С. Токарева, 3. Бояршиновой, П. Дочевского, А. Копылова, А. Лебедевой, В. Шункова идр. Следует выделить исследование В Кочедамова, посвященное разработке важнейшего аспекта материальной культуры казаков — жилые и военные постройки.

Таким образом, анализ научных публикаций по изучению данной проблемы свидетельствуют о том, что существующие работы ориентированы на материальную культуру русскоязычного населения в том числе и казачества. Не достаточно освещены такие аспекты материальной культуры

сибирских казаков как: ремесло, медицина, промыслы (ботничество, охота, рыболовство и т.д.). Такая постановка вопроса позволяет нам утверждать об отсутствии комплексного рассмотрения и изучения данной проблемы.

Вопрос, касающийся изучения традиционной духовной культуры сибирского казачества, достаточно долгое время не поднимался и не освещался. Лишь в начале 1990-х годов, в связи с самоидентификацией казачества в России и на отдельных её территориях, данная проблема частично стала затрагиваться в ряде научных работ. Так особый интерес для диссертационного исследования представляют работы В. Реммлера, заслугой которого стало изучение календарных и семейных праздников и обрядов, а также традиционного единоборства. Однако, отмечая проработку проблемы, касающейся комплексного изучения духовной культуры, следует отметить, что она рассматривается лишь на уровне научных статей. Так обрядово-праздничная культура частично рассмотрена в работах М. Жигуновой, Т. Золотовой, М. Плахотнюк, что в целом позволяет сказать об отсутствии работ обобщенного характера.

Проблемы песенной культуры сибирских казаков позволяющие проследить степень сохранности жанров «внешнего» быта и «внутреннего» быта рассматриваются в работах В. Логиновского, Э. Элиасова, б. Путилова, В. Сидельникова, М. Багизбаева, В. Щурова, Е. Аркина, Н. Шульпекова. Однако, отсутствие теоретического обоснования позволяющего выделить характерные особенности песенного творчества казаков Западной Сибири (строение хоровой фактуры, тип многоголосия, диалект, характер исполнения) не позволило наиболее полно отразить в диссертационном исследовании. Это привело к проведению анализа экспедиционных материалов и существующих публикаций.

Проблемой настоящего исследованияявляется противоречивый характер адаптации казачества Сибири к современным социально-историческим условиям российской действительности, обусловленный спецификой взаимосвязи материальных и духовных составляющих

традиционной субкультуры сибирского казачества, сформировавшихся в процессе его возникновения и бытования в сибирском регионе.

Объектом исследованиявыступают культурно-исторические процессы в Сибири в период XVII- XX вв.

Предметом исследованияособенности традиционной культуры сибирского казачества в период XIX - XX вв.

Цель исследования:анализ условий возникновения и бытования сибирского казачества в его социальных и культурных аспектах.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

1. Выявление исторических этапов формирования сибирского казачества их отличительных черт по отношению к формированию российского казачества.

2. Проанализировать особенности сибирского казачества как субкультурного слоя в российской культуре.

3. Рассмотреть традиционно-бытовой уклад казачества Западной Сибири в его отличительных чертах.

4. Реконструировать и выделить специфические особенности календарных и семейно-бытовых праздников и обрядов, бытовавших в XIX - начале XX вв.

5. Классифицировать песенный фольклор сибирских казаков в соответствии с их жизненным назначением.

6. Выявить особенности казачьей музыкальной традиции Кузбасса. Методологическая основа исследования включает в себя

использование деятельностного подхода к изучению культурных процессов, разработанного в работах В.М. Межуева, В.В. Давыдова, Э.Г. Юдина, Э.С. Маркаряна, В. Б. Земскова, И. Смирнова и др.

Анализ этнографического и фольклорного материалов в процессе исследования опирался на привлечение элементов системного анализа. Это послужило базой в дальнейшем для применения метода классификации.

Изучение процесса возникновения как российского, так и сибирского казачества в своей основе опиралось на диалектику исторического и

логического, что позволило выделить основные этапы возникновения и функционирования сибирского казачества. Применение сравнительно-исторического метода дало возможность эксплицировать специфические черты в истории этого субкультурного слоя. Эмпирической базой исследования послужили результаты применения архивно-документального метода.

Метод включенного наблюдения в полевых исследованиях позволил не только собрать и выявить степень сохранности казачьего фольклора, но прежде всего классифицировать материал песенного фольклора и зафиксировать его особенности в Кузбассе.

Необходимыми научными процедурами в процессе исследования были анализ и синтез, индукция и дедукция.

В качестве нормативной методологической базы использовались научные труды крупных представителей в области культуры, фольклора, этнографии Н. Емельянова, В. Александрова, 3. Бояршиновой, Н. Миненко, О, Шелегиной, В. Шункова, А. Оксеонова, Л, Элиасова, В Реммлера и др.

Научная новизнадиссертационного исследования заключается в следующем:

1. выявлены и проанализированы основные этапы становления сибирского казачества, зафиксирована его социальная структура. Первый этап -освоение и заселение казачеством сибирских земель, начиная с Ермака (1581) и завершая основанием Кузнецкого острога (1618).Второй этап хозяйственное освоение кузнецкого края казачеством в период 1618—1861до отмены крепостного права. Третий этап - внедрение и расширение традиций и обычаев казачества среди коренного населения Кузнецкого края (1861-1917). Четвертый этап - эволюция казачества и казачьей культуры в Кузбассе с 1917 по настоящее время.

2. С позиций деятельностного подхода выявлено, что в многообразной сфере жизнедеятельности доминирующим видом культурной деятельности у

казаков была военная деятельность - защита российских границ и территории Отечества.

3. Доминантный вид деятельности в субкультуре казачества обусловил социальный статус казачества как закрытого социального слоя с характерным для него структурой социального управления - гражданской и военной.

4. Специфическими чертами субкультуры казачества, включавшая в себя в качестве внутренних элементов материальную и духовную составляющие, являлись следующие: постройки, одежду, пищу, календарные и семейные праздники и обряды, песенное творчество.

5. Реконструирована празднично-обрядовая культура казачества подтверждающая общерусское происхождение, но сохраняющая индивидуальность сословия.

6. Классифицирован песенный фольклор казачества в соответствии с их жизненным назначением.

7. Выявлены специфические особенности сольного и хорового исполнительства сибирских казаков жанровое разнообразие, особенности строения хоровой партитуры, тип многоголосия, признаки диалекта, исполнительские особенности).

Наши рекомендации