III. Профессиональные знания и умения

Для изучения и самооценки профессиональных знаний и умений используйте шкалу:

- балл «5» ставится, если знания и умения проявляются постоянно, типичны для данной личности, имеют высокий уровень развития, используются для решения учебных и практических задач;

- «4»-–знания и умения проявляются не постоянно, не всегда применяются при решении задач;

- «3» – знания и умения достигают необходимого уровня, не представляют из себя систему;

- «2» – знания и умения выражены слабо;

- «1» – знания и умения отсутствуют.

Знания и умения Шкала оценок
1. Методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений, закономерностей социализации обучения и воспитания)  
2. Теоретические (знание целей, принципов, содержания, методов и форм педагогической деятельности и закономерностей формирования и развития личности ребенка)  
3. Методологические (знание основ методики обучения и воспитания)  
4. Технологические (знание способов и приемов обучения и воспитания)  
Профессиональные умения 1. Информационные умения
1. Умение отобрать содержание необходимой информации  
2. Умение творчески переработать необходимую информацию  
3. Умение выразительно показать собственные чувства и отношение к тому, о чем идет речь  
4. Умение излагать материал логично, доступно, образно, выразительно  
5. Умение вызывать интерес слушателей к предлагаемой информации  
6. Умение видеть главное  
7. Умение излагать материал проблемно, побуждая слушателей к дискуссии  
8. Умение учитывать в ходе изложения особенности усвоения, восприятия, понимания информации слушающими и корректировать процесс изложения  
9. Умение сочетать изложение информации с руководством познавательной деятельностью слушающих по ее усвоению  
2. Умения постановки цели, планирования учебно-воспитательной деятельности
1. Умение определять конкретные учебно-воспитательные задачи, исходя из общей цели с учетом:  
а) возрастных и индивидуальных особенностей детей;  
б) уровня воспитанности коллектива и отдельных детей;  
в) конкретной социально-педагогической ситуации, сложившейся в коллективе;  
г) условий семейного воспитания.  
2. Умение проектировать конечный результат учебно-воспитательной работы на полугодие, год  
3. Умение определять способы достижения конечного результата  
4. Умение планировать этапы и средства педагогической деятельности по достижению конечного результата  
5. Умение планировать индивидуальную работу с детьми в коллективе  
6. Умение планировать дифферинцированный подход к учащимся  
3. Организаторские умения
1. Умение организовать себя  
2. Умение организовать отдельные виды учебно-воспитательной работы  
3. Умение организовать жизнедеятельность детей  
4. Умение организовать работу с родителями  
5. Умение организовать свой труд и труд детей в соответствии с основными принципами НОТ  
6. Умение координировать свою деятельность с деятельностью педагогов-предметников, воспитателей, администрации    
4. Коммуникативные умения
1. Умение конструировать предстоящее общение с детьми  
2. Умение сотрудничать с детьми, вступать в деловой контакт с каждым ребенком и подгруппой детей  
3. Умение вызывать доверие у детей, формировать чувство сопереживания и сопричастности к современной деятельности  
4. Умение создавать зону успеха каждому ребенку  
5. Умение слушать ребенка  
6. Умение отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию  
7. Умение верно воспринимать индивидуальность ребенка  
8. Умение целенаправленно влиять на ребенка  
9. Умение управлять инициативой в общении  
10. Умение выявить свой индивидуальный стиль в общении  
11. Умение организовать общение не «от себя», а «от детей»  
5.Умения анализа и самоонализа
1. Умение изучать коллектив и личность  
2. Умение осуществлять диагностику состояния воспитанности детей  
3. Умение анализировать конкретные педагогические ситуации  
4. Умение верно оценивать деятельность детей  
5. Умение подходить с педагогических позиций к анализу явлений жизни ДОУ  
6. Умение анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными  
7. Умение анализировать опыт других педагогов с целью общения и переноса эффективных форм, методов и приемов в практику своей работы  
8. Умение на основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать новые педагогические задачи  
9. Умение выявлять эффективность воспитательных дел и мероприятий  
10. Умение обучать учащихся анализу и самоонализу своей деятельности  
6. Умения морально-волевой саморегуляции
1. Умение быть всегда терпеливым  
2. Умение всегда владеть собой в любой ситуации  
3. Умение всегда управлять своими эмоциями  
4. Умение постоянно контролировать себя  
5. Умение быть деликатным и предупредительным в общении с людьми  
6. Умение владеть своим настроением  
7. Умение бороться с несправедливостью, нечестными поступками  
8. Умение проявлять к себе повышенную требовательность  
9. Умение поступиться своими интересами, потребностями ради других людей  
10. Умение правильно воспринимать и учитывать критику  
11. Умение быть корректным во взаимоотношениях с коллегами, администрацией  
7. Умения педагогической техники
1. Умение анализировать ситуацию с позиции ребенка и принимать решение в его пользу  
2. Умение предъявлять разумные требования к ребенку и обеспечивать условия их осуществления  
3. Умение заинтересовать, вдохновить  
4. Умение стимулировать положительные проявления в поступках детей  
5. Умение применять поощрение и наказание в их разумном сочетании  
6. Умение правильного речевого дыхания и артикуляции  
7. Умение владеть голосом, придавать ему различные интонации  
8. Умение владеть мимикой, жестами, придавать своему лицу необходимое выражение  
9. Умение транслировать собственную расположенность к детям, дружественность  
10. Умение создавать обстановку комфортности своим воспитанникам  
11. Умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в среде детей, каждого отдельного ребенка  
8. Прикладные умения
1. Умения художественного творчества: пение, танец, музицирование, рисование, вязание, фотографирование, киносъемка  
2. Умения технического творчества: конструирование и моделирование, радиотехника  
3. Умения сельскохозяйственного опытничества: садоводство, птицеводство, пчеловодство и т.п.  
4. Спортивные умения (по видам спорта)  
5. Военно-прикладные умения: вождение автомобиля, мотоцикла, стрельба и т.д.    
     




IV. Творческие умения

1. Умение самостоятельно, оригинально осмысливать педагогические проблемы и решать педагогические задачи  
2. Умение создавать в учебно-воспитательном процессе ситуации, способствующие развитию ребенка (ставить перед ним творческую цель, побуждать к ее решению и т.д.  
3. Умение создавать в учебно-воспитательном процессе ситуации реальной ответственности ребенка к получению знаний, побуждать их к жизнетворчеству  
4. Умение разрабатывать и осуществлять средства, способы и приемы обучения и воспитания, отличные от традиционных  

После того как вы ознакомитесь и заполните карту, суммируйте полученные данные по каждому отдельному компоненту и разделите на количество оценок (5). Полученный результат позволит вам определить уровень педагогической культуры.

4-5 -высокий уровень, на котором сформированы все компоненты педагогической культуры и ярко выражена потребность в дальнейшем ее совершенствовании:

2,5-4 – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов педагогической культуры и недостаточная сформированность других:

1-2,5 - низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов педкультуры, а также потребность в их формировании и профессиональном совершенствовании

Наши рекомендации