У детей старшего дошкольного возраста
Карточка анализа занятия
Уровни оценок | |||||
Критерии анализа | Высокий | Средний | Низкий | ||
Соответствие программного содержания возрасту ребенка. | |||||
2. | Наличие элементов нового, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли ребенка. | ||||
3. | Воспитательное воздействие программного материала. | ||||
4. | Выполняются ли гигиенические требования | ||||
5. | Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования). | ||||
6. | Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий. | ||||
7. | Этапы занятий и их связь. | ||||
8. | Длительность этапов. | ||||
9. | Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязь | ||||
10. | Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет). | ||||
Приемы обеспечения эмоциональности, интереса детей. | |||||
12. | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. | ||||
13. | Приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания. | ||||
14. | Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя. | ||||
15. | Индивидуальная работа с детьми. | ||||
16. | Качество работы. | ||||
17. | Поведение детей в процессе работы. | ||||
18. | Оценка работы (воспитателями, детьми). | ||||
19. | Качество анализа работ детьми и воспитателем. | ||||
Карточка анализа формирования
первоначальных учебных навыков и умений
У детей старшего дошкольного возраста
Ф.И. ребенка________________________________________________
Дата________________________________________________________
Уровни оценок | |||||
Критерии анализа | Высокий | Средний | Низкий | ||
1. | Умение слышать и принимать учебное задание. | ||||
2. | Умение слышать объяснение воспитателя. | ||||
3. | Умение выполнять задание по плану воспитателя или по собственному плану. | ||||
4. | Реакция на оценку воспитателя по ходу выполнения задания или в конце его. | ||||
5. | Умение слышать ответы товарищей. | ||||
6. | Умение излагать свои мысли понятно для окружающих. | ||||
7. | Умение адекватно оценивать собственную деятельность и ее результат. | ||||
8. | Степень осознания ребенком учебной задачи (Что должен был сделать? Чему научиться? Чему научился?) | ||||
9. | В чем проявлялось развитие познавательной самостоятельности детей? | ||||
Выводы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка анализа занятия
(поведение ребенка на занятии)
Уровни оценок | ||||
Критерии анализа | Высокий | Средний | низкий | |
1. Особенности поведения | ||||
11.1. | Слушает воспитателя внимательно или отвлекается. | |||
11.2. | Выполняет задание рассеянно или сосредоточенно. | |||
2. Особенности процесса выполнения | ||||
2.1. | Самостоятелен от начала до конца. | |||
2.2. | Подражает соседу. | |||
2.3. | Работает быстро или медленно. | |||
2.4. | Увлечен заданием или нет. | |||
2.5. | Выполняет его старательно или небрежно. | |||
2.6. | Успевает закончить или оставляет работу незавершенной. | |||
2.7. | Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки; обращается к воспитателям за помощью или с вопросом; не обращается, но в помощи нуждается. | |||
3. Как оценивает полученный результат | ||||
3.1. | Любуется своей работой, удовлетворен. | |||
3.2. | Огорчается, смущается ошибками и недоделками. |
Карточка анализа руководства играми детей
Цель____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О.педагога_______________________________________________________________________возрастная группа____________________________________________________________________
дата________________________________________________________________________________
Уровни оценок | |||||
Критерии анализа | Высокий | Средний | низкий | ||
1. | Правильно ли воспитатель понимает свою роль в руководстве игрой? | ||||
2. | Насколько полно использует игру в целях всестороннего развития детей? | ||||
3. | Как учитывается воспитателем уровень развития игровой деятельности? | ||||
4. | Полно ли раскрыты в содержании игры те или иные события или явления, каков характер ролевых и товарищеских отношений между детьми, доиграли ли дети до конца? | ||||
5. | Достаточно ли воспитатель обогащает детей знаниями о том явлении, которое они отражают в игре? (Беседы с детьми.) | ||||
6. | Оправдано ли педагогически внесение в игру той или иной игрушки, правильно ли она вносится? | ||||
7. | Обсуждается ли с детьми прошедшая игра? Формируется ли у них оценочное отношение не только к выполнению ролей, но и ко всей игре в целом? | ||||
8. | Достаточно ли хорошо оснащена игра необходимым игровым материалом? | ||||
9. | Доступен ли игровой материал для использования его детьми? | ||||
Выводы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ
(И. С. Морозова)
Фамилия, инициалы ________________________________________________________
Дата _______________________Предмет _______________________________________
1. Получение информации о запросах ребенка и его продвижении в обучении | 1. ОЦЕНИВАНИЕ ПРОДВИЖЕНИЯ ВОСПИТАННИКА НА ЗАНЯТИИ: А) контролируются отдельные слабые \ сильные воспитанники Б) требуется ответ от конкретных воспитанников для оценивания В) воспитанники побуждаются оценивать свою собственную работу Г) ищутся причины трудностей и непонимания в работе каждого ребенка |
2. Способы организации педагогических воздействий воспитателя на ребенка | 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМЛЕМОГО ВЕРБАЛЬНОГО ОБЪЯСНЕНИЯ: А) дикция способствует пониманию речи воспитателя Б) подача материала (объем \ скорость) нормальная В) устная речь правильная Г) произношение правильное 3. ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЛАДЕНИЯ ПРОГРАММОЙ А) демонстрация материала (информация) точна, своевременна Б) комментарии и реакции на вопросы детей точны, адекватны В) содержание материала предъявляется в логической последовательности Г) предоставляется возможность для разных уровней усвоения материала |
3. Организация времени занятия, предметно –развивающей среды | 4. УДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРОГРАММНЫМ ЗАДАЧАМ А) привлекается внимание детей перед объяснением материала Б) используется игровая ситуация, сюрпризный момент В) дидактические пособия и средства обучения доступны для детей Г) эффективность работы группы стимулируется эмоционально 5. СОЗДАНИЕ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ, БЛАГОПРИЯТСТВУЮЩИХ ОБУЧЕНИЮ: А) групповая комната приведена в порядок, чиста Б) познавательная активность совместима с окружающими условиями В) дидактический материал соответствует программным задачам Г) пособия расположены упорядоченно с учетом возрастных особенностей |
4. Общение, взаимодействие воспитателя с детьми | 6. ОБЪЯСНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СОДЕРЖАНИЕМ ЗАНЯТИЯ А) объяснения содержания ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов Б) общение адекватно, ошибок в общении мало В) используемые игровые моменты оптимизируют усвоение материала Г) основные наиболее трудные моменты материала выделены 7. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПРИ НЕПОНИМАНИИ МАТЕРИАЛА ДЕТЬМИ А) определение областей непонимания материала и повторное объяснение Б) стремление к устранению непонимания материала В) использование различных слов, примеров Г) разъяснения даются с учетом актуального уровня развития ребенка 8. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАКЦИИ, ВОПРОСОВ ДЕТЕЙ ПРИ ИЗЛОЖЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ МАТЕРИАЛА ВОСПИТАТЕЛЕМ: А) пояснения (вопросы: примеры) запрашиваются у воспитанников Б) выясняются воспитанники, желающие дать пояснения В) реакции и идеи детей принимаются с благодарностью Г) идеи детей используются на занятии 9. ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЕТЯМ ОБ ИХ ПРОГРЕССЕ: А) вербальная похвала относительно результатов деятельности детей Б) невербальное поощрение успехов воспитанников В) особая обратная связь предоставляется воспитанникам при неадекватном выполнении работы Г) воспитанникам предоставляются предложения по улучшению выполнения работы |
5. Демонстрация воспитателем соответствующих методов обучения | 10. ПРИЕМЛЕМОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ: А) каждый метод обучения соответствует программным задачам занятия Б) один из методов используется приемлемо В) два и больше методов используются приемлемо Г) каждый метод используется приемлемо 11. АДАПТАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ А) материал занятия соответствует возрастным особенностям детей Б) все воспитанники имеют возможность для реализации познавательных потребностей В) соответствующее время отводится для достижения программных целей Г) воспитатель использует индивидуальный подход к каждому 12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ: А) средства обучения соответствуют возрастным особенностям детей Б) средства обучения используются с учетом личностных особенностей В) дидактические материалы соответствуют возрастным особенностям детей Г) используемые дидактические материалы способствуют активизации познавательной активности воспитанников 13. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АКТИВНОСТИ В ЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ: А) занятие начинается со стимулирующего введения Б) устанавливается необходимая связь с пройденным материалом В) используются игровые моменты Г) занятие имеет логическое окончание |
6. Поддержка творческой атмосферы на занятии | 14. ПЕРЕДАЧА ЛИЧНОГО ЭНТУЗИАЗМА: А) энтузиазм передается посредством зрительного контакта, мимики Б) энтузиазм передается посредством голосовых интонаций и модуляций В) энтузиазм передается энергичной позой Г) энтузиазм передается жестами 15. СТИМУЛЯЦИЯ ИНТЕРЕСА ВОСПИТАННИКОВ: А) формулируется важность темы занятия Б) используются игровой, сюрпризный момент В) интерес стимулируется с помощью юмора Г) занятие персонализируется с помощью использования опыта детей 16. ДЕМОНСТРАЦИЯ ТЕПЛОТЫ И ДРУЖЕЛЮБИЯ: А) приятный тон голоса Б) имена детей используются в теплой, дружеской манере В) теплота, дружелюбие демонстрируется посредством юмора, улыбок Г) используется тактильный контакт с воспитанниками 17. ПОМОЩЬ ДЕТЯМ В ВЫРАБОТКЕ ПОЗИТИВНОЙ САМООЦЕНКИ А) речь воспитателя свободна от сарказма и насмешек Б) воспитатель относится с пониманием к любым высказываниям ребенка В) персонализированное поощрение за хорошую работу Г) персонализированное одобрение, поддержка при столкновении с трудностями в работе |
7. Поддержка воспитателем на занятии приемлемого поведения воспитанников | 18.ПОДДЕРЖАНИЕ ВКЛЮЧЕННОСТИ ДЕТЕЙ В ЗАНЯТИЕ: А) варьирование стимуляции путем изменения голоса, жестов воспитателя Б) поиск активного включения в работу пассивных учащихся В) поощрение участия воспитанников в работе Г) плотность занятия соответствует программному содержанию 19. РУКОВОДСТВО ДЕТЬМИ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫМИ В ЗАНЯТИЕ: А) использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения этих воспитанников в работу на занятии Б) использование вербальных средств В) использование средств поддержки внимания и заинтересованности 20. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НАРУШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: А) управление поведением всей группы детей на занятии Б) дети редко нарушают течение занятия В) нарушители сталкиваются с быстрой реакцией воспитателя Г) детям предоставляется вербальная / невербальная связь относительно неприемлемого поведения |
КЛЮЧ ДЛЯ ВЫЧИСЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНО НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ УРОВНЯ ВЛАДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СПОСОБНОСТЯМИ
Наименование педагогических способностей | Номера индикаторов каждой педагогической способности | Полное количество индикаторов по каждой способности | Минимально необходимое количество индикаторов по каждой способности |
1. Получение информации о запросах ребенка и его продвижении в обучении | А, Б, В, Г ИТОГО – 4 | А + 1 = 2 ИТОГО – 2 | |
2. Организация времени занятия, предметно –развивающей среды | А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 8 | А, Б, В, Г А, Б, В ИТОГО – 7 | |
3. Организация времени занятия, предметно –развивающей среды | А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 8 | А, Б, В Любые три ИТОГО – 6 | |
4. Общение, взаимодействие воспитателя с детьми | А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 16 | А + 2 Б + 1 А, Б А, Б + 1 ИТОГО – 10 | |
5. Демонстрация воспитателем соответствующих методов обучения | А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 16 | А, Б + 1 А, Б + 1 А, В А, В + 1 ИТОГО – 11 | |
6. Поддержка творческой атмосферы на занятии | А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 16 | А, Б + 2 А, В + 1 А + 2 А + 1 ИТОГО – 11 | |
7. Поддержка воспитателем на занятии приемлемого поведения воспитанников | А, Б, В, Г А, Б, Г А, Б, В, Г ИТОГО – 11 | Г + 2 В + 2 А, В, Г ИТОГО – 9 |
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА
(Л.М. Митина)
№ | Характеристики вербального и невербального поведения педагога | УРОВНИ | |||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | Высший | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
РЕЧЬ (педагог говорит грамотно, убедительно, содержательно, использует яркие, необычные примеры, факты, идеи, проблемные вопросы, основываясь на личном опыте детей, пользуется юмором) | |||||||
ГОЛОС (с помощью голосовых интонаций и модуляций педагог проявляет эмпатию, искренность, доверие, оптимизм к ребенку) | |||||||
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (педагог использует широкий спектр жестов, поз, мимических реакций для проявления доброжелательного отношения ко всем детям группы и облегчения усвоения материала «помогающее поведение») | |||||||
ДВИЖЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ГРУППЫ (в течение занятия педагог передвигается по группе вправо, влево, вперед и назад, оказывается перед детьми, за их спиной, стоит или сидит рядом с детьми и т.д.) | |||||||
ЭМОЦИИ (проявление личного энтузиазма и положительных эмоций помогает педагогу «заражать» группу, вовлекать детей в общий процесс творчества, стимулировать их интерес к познанию нового) | |||||||
ВОЗДЕЙСТВИЯ (педагог изобретательно использует вербальные и невербальные средства воздействия на основные системы переработки информации детьми – оптическую, акустическую, кинестетическую) | |||||||
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ (педагог постоянно видит и слышит каждого ребенка группы, замечает и грамотно реагирует на малейшие изменения во внешнем облике и внутреннем состоянии детей) | |||||||
ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ (педагог гармонично сочетает вербальную и невербальную формы поведения, стараясь ограничивать вербальную, чтобы дети могли больше говорить на занятии сами, высказывать свои мысли и идеи, обмениваться взглядами) | |||||||
ВИДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (педагог использует разные виды взаимодействия на занятии): А) педагог-группа: педагог объясняет материал всей группе, задает вопросы, отвечает на вопросы детей; Б) педагог-ребенок: педагог объясняет что-либо одному ребенку, спрашивает его, отвечает на его вопросы; В) ребенок-ребенок: педагог просит одного ребенка объяснить что-либо другому ребенку или организует кооперативную работу детей в малых группах; Г) педагог - дети: дети работают самостоятельно, а педагог наблюдает за тем, когда и кому помощь нужна | |||||||
ПАУЗЫ (педагог организует короткие перерывы в работе детей (физкультминутки) для снятия напряжения, усталости) |
ТЕХНИКА САМОМЕНЕДЖМЕНТА
(Л. Зайверт)
Функция | Рабочие приемы, методы | Достигаемый результат (выигрыш во времени за счет…) |
1. Постановка целей | Определение цели, ситуационный анализ, целевые стратегии и методы достижения успеха, формулирование цели | Мотивация, устранение слабых сторон, распознавание преимуществ, концентрация усилий на узких местах, фиксация сроков и ближайших шагов |
2. Планирование | Годовое, месячное планирование, декадное планирование, планирование дня, принципы временного менеджмента, менеджмент с помощью дневника времени | Подготовка к реализации цели, оптимальное распределение и использование времени, сокращение сроков исполнения |
3.Принятие решений | Установка приоритетов, принцип Парето (соотношение 80:20), АБВ-анализ, принцип Эйзенхауэра, делегирование дел (переучение) | Приводящая к успеху организация труда, первоочередное решение жизненно важных проблем, упорядочение дел по их важности, избавление от «тирании», продуктивность трудовых затрат |
4. Реализация и организация | Распорядок дня, график продуктивности, биоритм, самопроявление, дневной рабочий план | Применение самоменеджмента, концентрация на значительных задачах, использование пика производительности, учет периодических колебаний, становление индивидуального рабочего плана |
5. Контроль | Контролирование процесса Работы, итогов, достижения поставленных целей, промежуточных результатов, обзор итогов истекшего дня (самоконтроль) | Обеспечение запланированных результатов, позитивное воздействие на течение жизни |
6. Информация и коммуникации | Рациональное: чтение, совещания, ведение беседы, использование телефона, ведение корреспонденции, листки-памятки и формуляры | Быстрое чтение, лучшая организация времени для собеседований, отгораживание от возможных помех, меньше отвлечений. |
IV. Творческие умения
1. Умение самостоятельно, оригинально осмысливать педагогические проблемы и решать педагогические задачи | |
2. Умение создавать в учебно-воспитательном процессе ситуации, способствующие развитию ребенка (ставить перед ним творческую цель, побуждать к ее решению и т.д. | |
3. Умение создавать в учебно-воспитательном процессе ситуации реальной ответственности ребенка к получению знаний, побуждать их к жизнетворчеству | |
4. Умение разрабатывать и осуществлять средства, способы и приемы обучения и воспитания, отличные от традиционных |
После того как вы ознакомитесь и заполните карту, суммируйте полученные данные по каждому отдельному компоненту и разделите на количество оценок (5). Полученный результат позволит вам определить уровень педагогической культуры.
4-5 -высокий уровень, на котором сформированы все компоненты педагогической культуры и ярко выражена потребность в дальнейшем ее совершенствовании:
2,5-4 – средний уровень, на котором заметны проявления одних компонентов педагогической культуры и недостаточная сформированность других:
1-2,5 - низкий уровень, на котором проявляется отсутствие отдельных компонентов педкультуры, а также потребность в их формировании и профессиональном совершенствовании
Карточка анализа занятия
Уровни оценок | |||||
Критерии анализа | Высокий | Средний | Низкий | ||
Соответствие программного содержания возрасту ребенка. | |||||
2. | Наличие элементов нового, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли ребенка. | ||||
3. | Воспитательное воздействие программного материала. | ||||
4. | Выполняются ли гигиенические требования | ||||
5. | Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования). | ||||
6. | Необходимость, разнообразие, качество наглядных пособий. | ||||
7. | Этапы занятий и их связь. | ||||
8. | Длительность этапов. | ||||
9. | Разнообразие методов и приемов, их взаимосвязь | ||||
10. | Приемы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет). | ||||
Приемы обеспечения эмоциональности, интереса детей. | |||||
12. | Приемы активизации самостоятельного мышления детей. | ||||
13. | Приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания. | ||||
14. | Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя. | ||||
15. | Индивидуальная работа с детьми. | ||||
16. | Качество работы. | ||||
17. | Поведение детей в процессе работы. | ||||
18. | Оценка работы (воспитателями, детьми). | ||||
19. | Качество анализа работ детьми и воспитателем. | ||||
Карточка анализа формирования
первоначальных учебных навыков и умений
у детей старшего дошкольного возраста
Ф.И. ребенка________________________________________________
Дата________________________________________________________
Уровни оценок | |||||
Критерии анализа | Высокий | Средний | Низкий | ||
1. | Умение слышать и принимать учебное задание. | ||||
2. | Умение слышать объяснение воспитателя. | ||||
3. | Умение выполнять задание по плану воспитателя или по собственному плану. | ||||
4. | Реакция на оценку воспитателя по ходу выполнения задания или в конце его. | ||||
5. | Умение слышать ответы товарищей. | ||||
6. | Умение излагать свои мысли понятно для окружающих. | ||||
7. | Умение адекватно оценивать собственную деятельность и ее результат. | ||||
8. | Степень осознания ребенком учебной задачи (Что должен был сделать? Чему научиться? Чему научился?) | ||||
9. | В чем проявлялось развитие познавательной самостоятельности детей? | ||||
Выводы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка анализа занятия
(поведение ребенка на занятии)
Уровни оценок | ||||
Критерии анализа | Высокий | Средний | низкий | |
1. Особенности поведения | ||||
11.1. | Слушает воспитателя внимательно или отвлекается. | |||
11.2. | Выполняет задание рассеянно или сосредоточенно. | |||
2. Особенности процесса выполнения | ||||
2.1. | Самостоятелен от начала до конца. | |||
2.2. | Подражает соседу. | |||
2.3. | Работает быстро или медленно. | |||
2.4. | Увлечен заданием или нет. | |||
2.5. | Выполняет его старательно или небрежно. | |||
2.6. | Успевает закончить или оставляет работу незавершенной. | |||
2.7. | Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки; обращается к воспитателям за помощью или с вопросом; не обращается, но в помощи нуждается. | |||
3. Как оценивает полученный результат | ||||
3.1. | Любуется своей работой, удовлетворен. | |||
3.2. | Огорчается, смущается ошибками и недоделками. |