Народные сказки о создании семьи

Пословицы использовались в основном взрослыми, были актуальными для них, дети же их чаще слышали, чем употребляли в собственной речи. Но и в этом случае они тоже формировали детские представления о семье. Основным же средством словесного формирования представлений о мире, о семье становились сказки. Причем делалось это ненавязчиво, но мудро-настойчиво, в виде повторов. Во-первых, в век отсутствия телевизоров, телефонов, соцсетей по вечерам детям взрослые ( чаще бабушки и дедушки, уже умудрённые жизнью) рассказывали сказки. Повторялись вечера, повторялись любимые сказки, повторялись в самих сказках песенки, испытания, события. И так постепенно в подсознании ребёнка утверждались важнейшие истины: любовь, согласие, понимание. (Кстати, этот прием «постоянного капания на мозги» использует современная реклама. Только она утверждает не важность общечеловеческих ценностей, а важность вещей, приобретательства, которые, по её утверждениям, могут сделать человека счастливым).

Сначала детям рассказывались сказки о животных. Они учили жить в согласии ( «Теремок»), помогать друг другу («Репка»), слушать и уважать старших («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.)

Уже в этих сказках говорится о безусловной ценности семейной жизни. Ведь даже животные стремятся «выйти замуж» ( «Лиса и Котофей Иванович»), для этого сватаются («Лиса и журавль»). Здесь оговариваются особенности выбора и требований к супругу/супруге. Котофей Иванович назвался «воеводой», который знатен, силён, имеет власть, и хитрая лиса предлагает взять её в жёны, а потом управляет и Котофеем, и другими животными.

А вот сватовство «неравных» лисы и журавля ник чему хорошему не привело. У них хорошие намерения: понравиться другому, угостить его, но они не учитывают при этом особенностей, интересов и желаний другого. Лиса (невеста, жена) угощает журавля кашей с тарелки, а журавль (муж/ жених) не может длинным клювом с неё ничего взять. И наоборот, журавлиное угощение из кувшина с длинным горлышком никак не достать невесте-лисе.

И как хорошо бы будущим супругам понять урок этой детской сказки: учитывай особенности другого, будь терпелив, а если не делаешь ни того, ни другого – не пара вы, и свататься не надо.

В более позднем возрасте дети знакомились с волшебными сказками с более сложным сюжетом, помогающими решить более сложные жизненные вопросы. И большинство из них – проблемы выбора жениха и невесты, ведь если не будет первоначальной ошибки – не будет и более серьёзных проблем, бед в последующей жизни.

Я прочитала несколько русских народных сказок и постаралась понять, что они советуют, как выбирать свою вторую половинку, как зажить счастливой семейной жизнью.

Всемхорошо известна сказка «Царевна - лягушка».Все её событияопределяются первоначальной задачей для 3 царских сыновей– выбрать невесту. И выбор отдается на волю провидения – «куда стрела упадёт». Видимо, судьба, бог знают, какой жены заслуживает каждый из сыновей. И Иван-царевич принимает смиренно жену-лягушку, заворачивает в платочек и несёт домой. Но жена оказывается действительно «подарком судьбы», она внимательна к настроению мужа, видит его тревогу и старается сначала просто успокоить, укладывает спать, ведь «утро вечера мудренее», а ночью выполняет данное царем задание, да так, что все только дивятся её мастерству (каравай и ковёр получаются на зависть невесткам). В итоге на пиру все видят, что «лягушонка», над которой все смеялись, оказывается и красавицей, и плясать умеет, и чудеса творит. Но Ивану-царевичу не хватает терпения подождать ещё 3 дня, он скорее хочет видеть рядом с собой красавицу и сжигает ненавистную лягушечью кожу. И вернуть жену теперь можно только пройдя терпеливо многие испытания.

Я так сформулировала урок этой сказки:Цени в жене не внешнюю, а внутреннюю красоту, умения, трудолюбие, заботу, преданность. Будь терпелив.

Сказка Аксакова С. Т. «Аленький цветочек» написана по мотивам русских народных сказок. К тому же она перекликается с историей о красавице и чудовище. Основу сюжета также составляют отношения с данным судьбой «суженым». Кроткая и послушная дочь не просит богатых подарков, ей зачем-то нужен «цветочек аленький». В благодарность за любовь и заботу отца она готова спасти его от смерти у чудища лесного. Но этот страшный «зверь лесной, чудо морское» внимателен, чуток и заботлив к ней. Он не только выполняет все её желания, но и не хочет пугать её своим уродливым видом. И она сумела по-достоинству оценить «чудовище», не променяла его на богатства, не пожелала смерти, а вернулась к нему и призналась в любви, увидев его почти бездыханным, «обняла руками белыми голову его безобразную и противную и завопила истошным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя, как жениха желанного!» А когда очнулась она, увидела молодого принца, красавца писаного. И возговорил он: «Ты одна полюбила меня, чудище противное и безобразное, за мои ласки и угождения, за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного, королевой в царстве могучем».

Какой похожий совет даёт эта сказка, только «зеркальный», для невест и жён: Цени в муже не внешнюю, а внутреннюю красоту, умения, трудолюбие, заботу, преданность. Будь терпелива.

Да, сколько нужно терпения, чтобы стать счастливым с некрасивой / некрасивым. А что же бывает, если сразу получить красивую «половинку»? Наверное, тогда проще стать счастливым. Но оказывается, тогда может быть еще сложнее.

В сказке «Финист, ясный сокол» младшей сестре в суженые достался не урод и страшилище, а «ясный сокол – добрый молодец». Счастлива и беззаботна девушка, а завистницы тут как тут – навтыкали в окно ножей острых да кинжалов, изранился сокол весь, но не смог попасть к любимой, улетел и надо теперь 7 колпаков железных износить, 7 хлебов железных изгрызть, чтобы его вернуть. А у той, которой он достался, забрать его можно только силой любви. Да ещё потому, что она повторила ту же ошибку – уверена, что он «никуда не денется», и «продает» за всякие «чудесные вещи» возможность увидеться с ним. Ну как тут не понять совет: Получил(а) красивую(ого) – не спи, «не лежи на печи», будь бдителен: «уведут». Люби по-настоящему, а не дорожи только статусом, не «продавай» избранника.

Сказка « Сивка-бурка» -одна из многих, в которых речь идет о том, кому достанется та красавица, о которой мечтают и современные подростки. Да она не просто «красивая блондинка», а «царь –девица», «премудрая и прекрасная». И выбрала она какого-то безвестного, незаметного «дурачка», перстень ему свой отдала, когда он смог до неё в высокой башне «доскочить-допрыгнуть». Тогда его умыли, нарядили – и стал он красавцем писаным, добрым молодцем-царевичем.

Формула сказки ясна: «Царь-девица» достанется тому, кто сможет до неё «допрыгнуть», «дотянуться, дорасти » до её достоинств. Это может быть бедный «дурачок»(в оценке людей), имеющий много хороших внутренних качеств.Что это за качества? Скромность, доброжелатель-ность, бескорыстие, настойчивость…

Вот, кажется, и счастливая семья – жена красивая, умная, богатая. Только ведь, кто тогда «в доме хозяин»?

Сказка «Иван Бесталанный и Елена Премудрая», по-моему, даёт ответ на вопрос, как быть, если жена «не слушается» мужа, своевольничает и даже сбегает, ища другого, лучшего, более «таланного». Может, как советуют некоторые пословицы, побить её хорошенько?

Но сказка не считает, что можно поступать так примитивно. Тем более, как её побьёшь-то, премудрую, да еще и власть и силу имеющую?

Сказка подсказывает такой выход: нужно продолжать любить её даже злую, быть терпеливым и стать мудрее её. Иван с любовью, терпеливо, нитка за ниткой, ночью, при лунном свете связывает нити, чтобы починить прореху на платье Елены Премудрой. И за эту терпеливую любовь он получает шанс на последнюю подсказку, «помощь друга» - благодарная служанка превращает его в женское дыхание, выдыхает в волшебную книгу, и он становится Заглавной буквой , которая меняет весь порядок в волшебной книге и взгляд Елены на него. Она посмотрела на мужа по-другому, смогла увидеть в нём «талант» и полюбила.

Финал сказки счастливый. В гости к счастливым супругам приходят мать Ивана и отец Елены. Они рады за детей. И пусть в сказке не говорится подробно о дальнейшей семейной жизни, и так понятно, что она должна быть счастливой, потому что теперь «не надобен и клад, коли у мужа с женой лад».

А урок- намёк таков: Не сумеешь быть «выше, мудрее»жены, терпеливее в любви – не полюбит тебя, уйдёт, оставит, придётся снова добиваться, самому становиться мудрее, разумнее. Жена же может «перемудрить», остаться ждать другого, если не увидит в муже «талант».

Наши рекомендации