Тема 1. Теоретико-концептуальные основы развития исследовательской культуры
2. Основные понятия научно-исследовательской работы
3. Педагогические возможности образовательных учреждений в развитии исследовательской культуры
4. Историко-культурные исследования и значение изучения культуры для социогуманитарного познания
5.Принципы моделирования процесса развития научно-исследовательской культуры
Тема 2. Методология проблемы развития научно-исследовательской культуры
1. Интегративно-культурологические основы изучения научно-исследовательской культуры.
2. Аксиологические ориентиры научно-исследовательской культуры
3. Технологический компонент научно-исследовательской культуры
Тема 3. Методические основы развития научно-исследовательской культуры
1. Структура и содержание научно-исследовательской культуры как личностного явления
2. Операционально-технологическое обеспечение процесса развития научно-исследовательской культуры
3. Реализация рефлексивно-креативного подхода.
Тема 4. Экспериментальное изучение процесса развития исследовательской
Культуры
1. Изучение состояния проблемы развитияисследовательской культуры
2. Общая схема хода научного исследования.
3. Развитие исследовательской культуры
Тема 5. Формирование исследовательской культуры на основе
Информационных технологий
1. Информационная культура студента. Основные понятия
2. Роль информации в современном развитии общества. Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).
Тема 6. Общая методология научного творчества 1. Использование методов научного познания. Применение логических законов и правил 2. Выводные суждения (индуктивные и дедуктивные)3. Правила построения логических определений
Тема 7. Этапы работы в рамках научного исследования
1. Выбор темы
2. Составление плана научно-исследовательской работы
3. Работа с научной литературой
4. Работа с понятийным аппаратом
5. Опытно-экспериментальная работа
Тема 8. Оформление исследовательской работы и ее презентация
1. Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список литературы и других источников
2. «Конечный продукт» проектной деятельности учащихся: Web-сайт; анализ данных социологического опроса; атлас; бизнес-план, видеофильм; видеоклип; электронная газета; электронный журнал; карта; коллекция; дизайн - макет; модель; мультимедийный продукт; пакет рекомендаций; публикация; рекламный проспект; серия иллюстраций; справочник; словарь; сравнительно-сопоставительный анализ; статья; сценарий; виртуальная экскурсия; сборник сочинений и т.д.
3. Презентация работы.
Индивидуальные учебно-исследовательские задания
Творческая работа (презентация):
· Доклад;
· Исследование социальных проблем молодежи, в т.ч. студенческой;
· Проект;
· Систему творческих заданий для студена.
· Реферат;
· Авторскую программу.
Темы творческих работ:
1. Сущность понятия «исследовательская культура».
2. Основные виды исследовательской деятельности.
3. Основные формы организации исследовательской деятельности в вузе.
4. Основные этапы в рамках разных форм организации исследовательской деятельности.
5. Отличительные признаки компетентного исследователя.
6. Методология научного исследования: объект и предмет, теория; концепции и гипотезы; явления и факты, язык науки.
7. Всеобщие методы исследования и их использование в НИР.
8. Теоретические методы исследования и их использование в НИР.
9. Эмпирические методы исследования и их использование в НИР.
10. Формы представления результатов научно-исследовательской работы: курсовая, выпускная квалификационная работа, доклад, статья, диссертация, монография.
11. Особенности монографии, сборника статей, материалов научной конференции, учебника, статьи из научного журнала, депонированной рукописи, препринта.
12. Результаты анализа литературных и документальных источников: аннотации, рецензии, рефераты, тезисы, конспекты, цитаты, логические структуры, списки литературы.
13. Значение гипотезы при проведении научных исследований.
14. Методика анализа и обобщения литературных и документальных источников информации, исследовательские возможности метода.
15. Основные методы сбора, систематизации и хранения научной информации.
16. Библиографический указатель, реферативный журнал, научно-аналитический обзор.
17. Графические формы систематизации и представления результатов научных исследований.
18. Социологические методы и их использование в исследованиях: наблюдение, экспертная оценка, тестирование, эксперимент, опросные методы
Глоссарий по дисциплине
Анкетирование – один из распространенных методов исследования. Его универсальность позволяет фиксировать не только акты поведения опрашиваемых, но и их намерения и планы на будущее, изучать их жизненный опыт в накопленном аккумулированном виде.
Анкета – это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования.
Аргумент (лат. аrgumentum) — суждение или совокупность суждений, приводимые в подтверждение истинности другого суждения (концепции, теории); основание доказательства.
Аспект (лат. аsресtus — вид, взгляд) — точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления.
Апробация (лат. арргоbаtio) — одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании.
Генеральная совокупность –все население или та его часть, которую социолог намерен изучить.
Гипотеза (греч. hуроtеsis — основание, предположение) — научно обоснованное предположение (о характере связи научных понятий, а не о самих понятиях), выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее опытной проверки, подтверждения фактами для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Общие гипотезы суть конкретизации вероятного результата исследования.
Дедукция (лат. dеduсtiо — выведение) — вывод, рассуждение от «общего» к «частному». Началом процесса дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений,а окончанием — следствия из посылок, теоремы.
Доклад — документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно-конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая значимость темы, раскрыто ее основное содержание и обоснованы выводы и предложения докладчика. Все это отмечается и в тезисах доклада, которые, как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции, семинара и т.п.).
Документом в социологии называется специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации. Адекватность документа определяется как степень, в которой он отражает интересующие исследователя характеристики объекта, его соответствие предмету исследования.
Задачи исследования - это действия разных уровней обобщённости, которые обеспечивают достижение поставленной цели. Если мы говорим о цели, то имеем в виду то, к чему стремимся, чего хотим достичь, что хотим иметь. Если речь идёт о задаче, то мы имеем в виду, что же нужно делать, чтобы достичь цели.
Индукция (лат. inductio - наведение) - вывод, рассуждение от «частного» к «общему». Умозаключение от фактов к некоторой общей гипотезе.
Инструментарием, или инструментом, в социологии принято называть документы, с помощью которых собирается первичная информация (анкета, опросный лист, бланк-интервью, стат-карта). Каждый вопрос в анкете должен быть сформулирован так, чтобы исследователь мог получить однозначный интересующий его вопрос.
Исследование - это отдельный акт познания, в котором происходит перевод непосредственных впечатлений в опыт. Исследование является инструментом формирования рациональной структуры опыта. Его аффективная структура формируется в результате переживаний, которые в этой статье не рассматриваются.
Исследовательская деятельность студентов - это образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Она предполагает выполнение студентами учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством – научного руководителя исследовательской работы.
Исследовательское поведение - одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека.
Исследовательские способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.
Исследовательская позиция - значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности.
Исследовательский проект студентов - проект исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем. При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берутся модель и методология исследования, разработанные и принятые за последние несколько столетий. Главная цель исследовательского проекта студентов – получить представление о том или ином явлении.
Ключевое слово - слово или словосочетание, наиболее полно и специфично характеризующее содержание текста или его части.
Контекст (лат. сопtехtus - соединение, связь) - относительно законченный отрывок текста, в пределах которого наиболее точно определяется значение и смысл входящих в него слов, выражений и т.п.
Контент-анализ(от лат. content - содержание)- это количественный анализ содержания массовой совокупности текстов с использованием стандартизированных измерительных, статистических процедур с целью получения их объективных количественных характеристик.
Концепция (от лат. сопсерtiо - понимание, система) - система взглядов на что-либо, определенный способ понимания трактовки явлений, основная точка зрения, руководящая идея для освещения каких-либо явлений; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.
Корреляция (от позднелат. correlatio - соотношение) - взаимная связь, взаимозависимость эмпирических признаков, свойств, черт, показателей.
Культура- это всё, что создано людьми; всё, что ими используется, сохраняется и производится; всё, что служит средством сосуществования и прогрессивного развития людей. Любой факт культуры характеризуется триединством качественно определённых сведений, способов действий и ценностей. В оптимальном случае носители культуры всё это осознают.
Культура научного исследования - системная опосредствованность каждого акта познавательной деятельности определёнными знаниями, способами действия и ценностями. Для нас исходным во всех случаях становится рациональный момент - определение рабочих понятий исследования, у которого выделяются две объективные детерминанты, условно обозначаемые как «внешняя» и «внутренняя».
Литературный обзор- краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые.
Методы в общем случае - это способы, формы действий. Их специфика обусловлена ситуативно и, в частности, обусловлена исходным определением понятий. Методы всегда производны от наличной ситуации и от её понимания субъектом, которое обычно выражено в формулировках определений. Методы рассматриваются на разных уровнях обобщения и привязываются к выделенным этапам исследования.
Методика - это особенное средство, это специализированный инструмент, в котором едины средство и способ его применения. Для исследователя существенна, прежде всего, валидность методики - то, в какой мере она обеспечивает получение нужного результата. Существенна также надёжность - сохранение инструментального потенциала методики при её использовании. В некоторых случаях особо выделяется один из частных аспектов валидности - точность методики, или дифференцированность результатов, получаемых с её помощью.
Методология научного познания - учение о принципах, формах и способах научно-исследовательской деятельности.
Научная статья - своеобразный литературный жанр. В научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные попытки ее решения. Исходя из этого в структуре научной статьи целесообразно выделить:• описание проблемы и ее актуальности для теории и практики; • краткие данные о методике исследования;• анализ собственных научных результатов и их обобщение;• выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем;• ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчет - документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета - исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.
Обзор - документ, текст, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в результате анализа первоисточников.
Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.Объекты исследования в общем случае - это отдельные явления той сущности, которая стала объектом науки.
Общие средства - это вспомогательные объекты, использование которых расширяет возможности субъекта в его взаимодействии с миром. Очевидна ситуативная обусловленность их специфики, их приуроченность к этапам исследования.
Общая цель в научном исследовании - это преодоление (снятие, разрешение) актуального противоречия и, тем самым, оптимизация взятого фрагмента в субъективной картине мира
Объяснение - главный результат применения натуралистической исследовательской программы к проблемам.