Методы снижения психологического барьера боязни воды при обучении плаванию инвалидов
Трудно переоценить значение плавания для развития ОФП. Комплексная тренировка всех систем организма, равномерное распределение нагрузки, общее тонизирующее действие воды, низкая вероятность травматизма, возможность занятий в широком возрастном диапазоне.
Согласно исследованиям спортивных физиологов при плавании задействованы как группы первичных (широчайшая мышца спины, трёхглавая мышца, дельтовидная мышца, большая грудная мышца и т.д.), так и группы вторичных мышц (четырёхглавая мышца бедра, мышцы брюшного пресса).
Под влиянием плавания улучшается работа ССС, ОДА, развивается капиляризация тканей, происходит закаливание организма. Для большинства здоровых людей общение с водой - это хорошо знакомый, эмоционально положительно окрашенный опыт.
Инвалиды же, по разным причинам, такого опыта не имеют вообще или имеют минимальный, а часто негативный опыт общения с водой. Стойкая негативная ассоциация, страх глубокой воды, стеснительность препятствуют вовлечению инвалидов в оздоровительное плавание, часто делают их аутсайдерами в водных видах спорта. Преодоление психологического барьера, физической скованности является одной из основных задач на начальном этапе обучения плаванию. Стресс можно считать главным препятствующим фактором. Борьба с проявлениями стресса, преодоление психологических барьеров, страхов, является одной из важнейших задач, поставленных перед обучающим персоналом.
Задача - начальная стадия бучения
Пихологические особенности инвалидов и учитывать их при обучении плаванию. В основном, возраст желающих обучиться находится в диапазоне 20 – 45 лет. Это люди с уже сложившимся и устоявшимся представлением об окружающем их мире, об отношении к ним других людей, выработанным (не всегда положительно коммуникабельным) специфическим стереотипом общения. Имеющие различные комплексы в отношении общения с другими людьми, строения собственного тела и, соответственно, своих физических возможностях, обладающие гиперчувствительностью и ранимостью к внешнему воздействию. То, что для обычного человека может быть незначительным и второстепенным, для инвалида может являться значительным и даже решающим фактором, обуславливающим его настроение, поведение и дальнейшие действия.
2. Формирование групп обучаемых и правильный подбор - является немаловажным положительным фактором обучения. Практика показала, что процесс обучения эффективнее в смешанных группах. При работе группы с однотипным характером дисфункции организма индивидуальные тормозящие факторы одного участника на определённых этапах становятся общей проблемой, снижают эффективность процесса обучения. С другой стороны при работе смешанной группы частные проблемы не вызывают зацикленности всего коллектива и позволяют нивелировать сложности, связанные с индивидуальными дисфункциями организма.
3. Местом обучения плаванию является бассейн. Такие факторы как: закрытость помещения, наличие душа, раздевалки, оборудованного спуска в воду, комфортной температуры воздуха и воды, известная глубина, прозрачность воды, возможность держаться за бортик бассейна или дорожку, положительно влияют на психологическое состояние обучаемых, особенно на первых занятиях.
4. Помощники необходимы при обучении плаванию инвалидов и сопровождающие, имеющие соответствующий опыт работы. Для них необходимым является: умение плавать, умение оказывать первую медицинскую помощь, знать необходимые медицинские особенности участников данной группы, быть коммуникабельными и психологически уравновешенными. Во время проведения занятий, особенно в начале обучения, крайне нежелательно присутствие родственников и друзей обучаемых. Это может отвлекать внимание, создавать психологически напряжённую обстановку, являться помехой при возникновении неординарной ситуации. В зависимости от состава группы варьируется количество помощников и сопровождающих. Например: не менее одного помощника на двоих обучаемых на первое занятие, в особых случаях один помощник на одного обучаемого.
5. Элементы снаряжения и купальный костюм должны быть правильно подобранны, т.к. это имеет немаловажное значение для создания положительной психологической обстановки. Некоторым обучаемым необходимы индивидуально сшитые купальные костюмы. Многие инвалиды испытывают стеснение, зажатость, психологическое напряжение в общественном месте без верхней одежды, это состояние является причиной стресса. Предложить использование полотенец или халатов перед входом в воду в подобной ситуации может оказаться выходом из положения, и помочь преодолеть эмоциональную напряжённость и скованность обучаемых, стесняющихся строения собственного тела или каких-либо имеющихся у них дефектов (возможно на последующие занятия таких "защитных" средств уже не потребуется). Наличие комфортной и нескользкой обуви, удобных шапочек для плавания является обязательным элементом для проведения занятий в бассейне. Возникающий дискомфорт от неуверенной походки в неподходящей обуви и тугой или слетающей в воде шапочке, может отрицательно сказаться на психологическом настрое обучаемого. Для некоторых обучаемых использование таких элементов снаряжения как очки, маска, зажим для носа могут сыграть положительную роль в преодолении психологического барьера боязни воды (непопадание воды в глаза и нос, возможность видеть под водой).
6.1. Первый брифинг проводится перед началом занятий, на котором обучающий рассказывает план обучения, план сегодняшнего занятия, инструктирует по технике безопасности, даёт соответствующие инструкции и проводит "сухой" тренинг по использованию дополнительного снаряжения (очки, маска, трубка и т.д.), если оно будет применяться, закрепляет обучаемых за помощниками, объясняет необходимые административные вопросы. Присутствие на брифинге помощников и сопровождающих необходимо для первого знакомства, предварительного контакта, создания доверительного отношения к персоналу и занятию в целом. Таким образом, первый шаг к "сотрудничеству" между обучающими и студентами будет уже сделан и возле "воды" все встретятся, как «старые знакомые». Очень важно, чтобы обучаемые ощутили себя в незнакомой обстановке, если и не "своими", то уж во всяком случае "не чужими".
6.2. Перед входом в воду следует собрать обучаемых возле лесенки бассейна. Объяснить и продемонстрировать на примере спуск в воду. Напомнить о технике безопасности. Для избежания факторов способных вызвать стресс при входе в воду (таких, как подскальзывание на бортике, при снятии обуви или падение в воду с лесенки), следует уделить особое внимание страховке. Например: инструктор находится на бортике бассейна возле лесенки, и, поддерживая, помогает спуститься, а помощник находится в воде (предварительно продемонстрировав правильный спуск), "принимает" обучаемого и помогает ему зафиксироваться в безопасном, с точки зрения устойчивости, месте. Сочетание - инструктор наверху, два помощника внизу - является оптимальным.
6.3. После спуска в воду следует удобно разместить группу. Инструктору, проводящему короткий брифинг в воде, должно быть хорошо видно каждого члена группы и помощников. Расположение группы полукругом в мелкой части бассейна, с помощниками по обеим сторонам, с инструктором, находящимся напротив и посередине, удобно для всех участвующих в процессе обучения. Инвалиды, не имеющие возможности надёжно зафиксироваться, должны быть под пристальным контролем помощников и, при необходимости, в тактильном контакте с ними.
6.4. После этапа "вход в воду" инструктору необходимо оценить психологический настрой каждого члена группы и, при необходимости, скорректировать предварительное распределение между обучаемыми и помощниками. Некоторым инвалидам, возможно, придётся уделить время и внимание помощников или инструктора для восстановления спокойного психо-эмоционального состояния. При этом другие члены группы не должны быть оставлены без внимания со стороны обучающих. В этой ситуации необходимо активное участие помощников и сопровождающих. В случае подобных заминок заранее спланированные игры, например, могут быть оптимальным решением.
6.5. Изменения в работе организма происходят в результате контакта тела человека с водой. Изменяются ЧСС, дыхание, эмоциональное состояние и т.д. Организм начинает работать в необычном для него режиме. Особенно чувствительными к воздействию воды является лицо человека, при попадании холодной воды на лицо возникает дайвинг-рефлекс млекопитающих (брадикардия - замедление работы сердца, частоты и глубины дыхания). Все эти явления могут стать причиной стресса. Частично избежать этого можно путём выполнения несложных упражнений - кратковременного погружения лица в воду, брызгания в лицо или умывания водой из бассейна. Первичные адаптационные меры к воде, помогут уменьшить возможность возникновения стресса при выполнении дальнейших, более сложных упражнений:
1. И.п. - стоя прямо в мелкой части бассейна, ногами на дне и надёжно зафиксировавшись - вдох, присесть до погружения головы в воду - выдох, выпрямиться, вернувшись в и.п.
2. И.п. стоя прямо в мелкой части бассейна, ногами на дне и надёжно зафиксировавшись - вдох, задержать дыхание, присесть до погружения головы в воду на 3 - 15 секунд, по возможности каждого обучаемого, выпрямиться, вернувшись в и.п. - выдох.
Эти упражнения можно выполнять не приседая, а наклоняясь вперёд, но в этом случае следует обязательно учитывать возможность проскальзывания ног назад с последующим их всплытием, и, как следствие - опрокидывание обучаемого вперёд с погружением в воду с головой, которое может вызвать стрессовый эффект и панический страх перед утоплением. Поэтому упражнение с наклоном следует выполнять со страховкой (при необходимости, с тактильным контактом) со стороны обучающего, до тех пор, пока не возникнет полная уверенность в выполнении упражнения без опрокидывания.
При выполнении вышеуказанных и последующих упражнений обучаемым не удастся избежать попадания воды в уши, что может в первые разы вызвать у них серьёзный дискомфорт и помешать дальнейшему занятию. Ещё на первом брифинге необходимо разъяснить абсолютную безвредность данного явления, показать несложные приёмы удаления воды из ушей: потрясти головой в сторону заложенного уха, совершить лёгкие прыжки с наклоном головы и т.п. При необходимости, следует коротко повторить сказанное и наглядно продемонстрировать приёмы удаления воды из ушей непосредственно при проведении занятия.
При выполнении упражнения «лежание с задержкой дыхания» (И.п. - стоя прямо, сделать 3-4 глубоких вдоха, на последнем максимально глубоком вдохе задержать дыхание, погрузиться с головой и, поднявшись к поверхности без движения, лежать 5 – 10 секунд) - появляется ощущение положительной плавучести), обучаемый оказывается без точки опоры, что может вызвать у него потерю ориентации и, соответственно, панику и страх. Постоянное ощущение присутствия рядом (например, при тактильной поддержке) обучающего, поможет преодолеть обучаемому данный психологический барьер.
Следует также обратить серьёзное внимание на попадание воды в нос и далее в носоглотку, которое может произойти в процессе выполнения некоторых упражнений, вызывая неприятные ощущения, не проходящие довольно долгое время. В такой ситуации процесс обучения может оказаться сорванным. Например, при выполнении упражнения «зависание на спине», где обучаемый должен оказаться лежащим на спине, на поверхности воды, когда вода попадает не только в уши, но и, при неправильно выполненной страховке со стороны обучающего, лицо обучаемого полностью может оказаться под водой. Страховка в данном упражнении осуществляется надёжной поддержкой головы обучаемого, таким образом, чтобы лицо постоянно находилось над поверхностью воды. Другая рука, при необходимости, поддерживает спину или поясницу. При приобретении навыка контроля верхних дыхательных путей, обучаемый сможет избегать попадания воды в нос и в носоглотку в дальнейшем. Обучающему необходимо на вводном брифинге объяснить безвредность попадания воды в носоглотку и возможности предотвращения этого. Продемонстрировать в процессе обучения упражнения, помогающие осуществлять контроль верхних дыхательных путей. Использование зажимов для носа, при выполнении отдельных упражнений, на первых занятиях в некоторых случаях может дать положительный результат для ускорения процесса обучения. Как только обучаемый почувствует себя уверенно при выполнении упражнений, от зажимов следует отказаться.
Снаряжение. Для повышения эффективности занятий по обучению плаванию возможно использование некоторых элементов снаряжения (очки, маска, трубка, ласты, доски, лопатки и т.д.). Маска предохранит от дискомфорта, возникающего при попадании воды на лицо, в нос и глаза. Очки и маска позволят видеть под водой так же, как и на суше и лучше ориентироваться в воде с опущенной в воду головой. При помощи маски и трубки обучаемый сможет безбоязненно «лежать» у поверхности воды не поднимая голову, что может помочь ему быстрее ощутить положительную плавучесть своего тела. Инструктору необходимо проинструктировать обучаемых правилам пользования элементами снаряжения, визуально установить пригодность их использования, проверить степень подгонки для каждого участника. Правильное использование снаряжения в отдельных случаях поможет преодолеть психологический барьер боязни воды.
Обучение самостоятельному плаванию необходимо осуществлять под постоянным контролем со стороны обучающих. Некоторые инвалиды не всегда могут контролировать своё тело и эмоционально-психическое состояние (припадки, судороги, частичный паралич, обмороки, нервозность). Недосмотр за обучаемым в данной ситуации может свести на нет весь процесс обучения, вызвать стресс, травму, оказать серьёзное негативное воздействие на обучение всей группы в целом (в открытых водоёмах даже представлять угрозу для жизни). Выполнение упражнений оптимально проводить в мелкой, безопасной части бассейна, расстояние, в первое время, между обучаемым и обучающим не должно превышать 2 –2,5 м, и только по мере освоения упражнений расстояние можно будет постепенно увеличивать.