Гидрореабилитация как педагогический процесс

Место гидрореабилитации в системе профессионального образования. Гидрореабилитация лиц после травм и ампутаций, при ДЦП, аутизме, болезни Дауна, олигофрении, эпилепсии, гемипарезе,микроцефалии, гидроцефалии, диабете, сколиозе,ожирении, алкогольной зависимости и наркомании. Преимущества водных занятий во время беременности. Гидрореабилитация детей-инвалидов: новорожденных и грудного возраста. Оборудование и инвентарь при проведении занятий по гидрореабилитации.

5. Лабораторный практикум – не предусмотрен.

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

6.1Рекомендуемая литература:

а) основная литература:

1. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / ред.-сост. Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2003. - 464с.

б) дополнительная

1. Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / ред.-сост. С.П.Евсеев. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.

2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учебное пособие для студентов вузов физической культуры / ред.-сост. Е.Б. Мякинченко. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002. - 304 с.

3. Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: учебно-методическое пособие/ Е.С. Крючек. - М.: Терра -Спорт, 2001. - 64с.

4. Попова, Е.Г. Общеразвивающие упражнения: учебное пособие / Е.Г. Попова. - Спб.: изд-во ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999. - 73с.

5. Мосунов, Д.Ф. Преодоление критических ситуаций при обучении плаванию ребенка – инвалида: учебно-методическое пособие /Д.Ф. Мосунов, В.Г. Сазыкин. - М.: Советский спорт, 2002. - 152с.

6. Орешкина, Ю.Л. Обучение плаванию детей-инвалидов с односторонней ампутацией нижней конечности (с сохранным интеллектом): Автореф.дис. канд.пед.наук. - Спб., 2001. – 26с.

7. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / ред.-сост. Л.В.Шапкова. – Спб.: Детство - Пресс, 2001.- 160с.

Средства обеспечения освоения дисциплины:

Плавательные доски, плавательные жилеты, «нудлсы», аквапояса, ласты, магнитофон.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Спортивный зал, бассейн ТГПУ «Посейдон», специализированная аудитория.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Нарзулаев, С.Б. Адаптивное физическое воспитание: учебное пособие/ С.Б. Нарзулаев, В.Ф. Пешков. – Томск: Изд-во ТГПУ , 2002 . – 177с.

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

Формирование знаний и навыков студентов осуществляется в ходе лекционных, практических, семинарских занятий, самостоятельной работы, написания рефератов, курсовых и дипломных работ, ответов на тесты, контролирующие программы выступлений с докладами студентов.

Основным результатом освоения дисциплины является готовность выпускника осуществлять педагогическую деятельность с использованием всего багажа знаний и умений в области физической культуры и спорта.

Осваивая учебный курс, необходимо, чтобы студенты расширяли специальные знания и формировали соответствующую культуру движений; свободно оперировали методическими понятиями, понимая реальные учебные ситуации, владея различными технологическими подходами в практической деятельности.

Изучение дисциплины предполагает практическую и теоретическую подготовку на занятиях посредством выполнения различных заданий и упражнений.

Изучая любые дисциплины на факультете физической культуры и спорта, студенты получают знания по основам техники видов, основам методики обучения, спортивной тренировке, по спортивному отбору и прогнозированию результатов, методике тестирования и оценки уровня подготовленности на каждом курсе обучения. По организации и судейству правил соревнования. Необходимо раскрывать на занятиях сходство и различия в технике видов, подбор средств при изучении техники и методики обучения, меры предупреждения травматизма на занятиях, особенности занятий с детьми различного возраста и пола.

Обучая целям и задачам тренировки, раскрывать физическую, техническую, тактическую, психологическую, теоретическую и интегральную части подготовки, их разновидности и содержание.

Знать основные принципы обучения: всесторонность, сознательность, наглядность, постепенность, повторность, индивидуальность в обучении; средства , методы и динамику развития физических качеств, спортивный отбор, методику тестирования и оценки уровня подготовленности спортсменов различной специализации.

Большое значение при обучении имеют формы контроля знаний:

1. Проверка конспектов.

2. Заслушивание на занятиях докладов студентов.

3. Проведение занимающимися подготовительной части урока.

4. Проверка индивидуальных заданий занимающимся.

5. Тестирование.

6. Приобщение к навыкам научной работы на факультете.

7.Техника безопасности обеспечивается применением правильно подобранного инвентаря, с учетом метеорологических условий ( при проведении занятий на улице), а также соответствующими организационными приемами и т.д.

8. 2. Методические указания для студентов.

Выпускник, получивший квалификацию педагога по физической культуре и спорту, должен осуществлять обучение и воспитание занимающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствовать формированию общей культуры личности, использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения, обеспечивать уровень подготовки обучающихся соответствующим требованиям Государственного образовательного стандарта. Систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в различных формах методической работы, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.

В результате освоения курса, студент должен иметь большой запас знаний: обще развивающие упражнения, упражнения для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, способности к расслаблению; специально-подводящие упражнения, специально-подготовительные упражнения, имитационные упражнения, различные игры и игровые задания. Необходимо овладение и совершенствование техникой видов и методикой обучения, технико-тактическим действиям занимающихся. Знать правила соревнований и участвовать в их организации и проведении

В процессе обучения студенты обязаны:

1. Проводить работу по лекционному материалу с подготовкой к практическим занятиям по данным теоретического материала.

2. Выполнять самостоятельную работу, предполагающую выполнение заданий, выдаваемых преподавателем по каждой теме лекционного материала и практических занятий, используя рекомендуемую литературу.

3. Составление комплексов упражнений различной направленности для подготовительной части урока.

4. Посещать консультации преподавателя.

5. Готовится к проведению тестирования по лекционным и практическим материалам.

6. Готовиться к сдаче зачета по вопросам, предлагаемым преподавателем.
Самостоятельная работа студентов требует специальных умений:

- умение составлять разумный режим работы;

- умение работать над информацией ( составлять план текста, оформлять конспекты, тезисы, цитаты, выписки, находить справочные сведения, выделять главную мысль);

- умение производить основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.;

- умение работать в библиотеке, пользоваться каталогами;

- написание рефератов, курсовых работ, дипломных работ;

- умение преодолевать внутренние и внешние трудности.

Для самостоятельной работы большое значение имеет компьютерное обучение. Важным этапом является и организация контроля знаний. Это собеседование, контрольные проверки и др.

8.3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:

1. Какие области знаний интегрирует в себе дисциплина ТФСД?

2. Раскройте отличия ТФСД от базовых видов спорта.

3. Перечислите основные виды двигательной активности, которые включены в программу изучения дисциплины ТФСД.

4. Подготовьте информацию об истории возникновения и развития одного из видов аэробики.

5. Раскрыть взаимосвязь целостного движения и заболевания человека.

6. Какое снаряжение необходимо подготовить для проведения занятий по аквааэробике?

7. Раскрыть классификации критических ситуаций при обучении плаванию ребенка - инвалида.

8. Дайте характеристику игрового метода.

9. Составить положение о соревнованиях по профессионально-ориентированным видам спорта.

10. Разработать конспект урока по обучению технике плавания одним из облегченных способов (нозология и контингент по выбору студента).

8.4. Тематика рефератов, курсовых:

1. Подвижные игры для детей с ДЦП.

  1. Подвижные игры для детей с нарушением речи.
  2. Организация и проведение спортивных фестивалей для лиц с ограниченными возможностями
  3. Методика преодоления критических ситуаций при обучении плаванию ребенка с ограниченными возможностями.
  4. Особенности адаптивного физического воспитания у детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.
  5. Подвижные игры для слепых и слабовидящих детей.
  6. Подвижные игры для глухих и слабослышащих детей.
  7. Гидрореабилитация в адаптивной физической культуре.
  8. Адаптивное физическое воспитание детей с нервными заболеваниями.
  9. Особенности занятий оздоровительной и прикладной аэробикой с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  10. Методика и организация игр для детей с нарушением в развитии.

8.5. Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Направления аквафитнеса.

2. Использование гидрореабилитации в работе со слепыми и слабовидящими людьми.

3. Использование гидрореабилитации в работе с глухими и слабовидящими людьми.

4. Использование гидрореабилитации в работе с лицами, имеющими нарушение интеллекта.

5. Использование гидрореабилитации в работе с лицами, имеющими нарушение речи.

6. Использование гидрореабилитации в работе с лицами, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата.

7. Использование гидрореабилитации в работе с детьми, имеющих детский церебральный паралич.

8. Использование гидрореабилитации в работе с лицами, имеющими нарушение психики.

9. Применение гидрореабилитации в адаптивном физическом воспитании дошкольников.

10. Применение гидрореабилитации в адаптивном физическом воспитании школьников.

11. Применение гидрореабилитации в адаптивном физическом воспитании студентов.

12. Гидрореабилитация - как педагогический процесс.

13. Раскройте значение обучающих игр на воде в системе АФК.

14. Специальное плавательное снаряжение для занятий аквафитнесом.

15. Правила безопасности при занятиях плаванием с лицами, имеющими ограниченные возможности.

16. Оздоровительное и прикладное значение плавания. Воздействие физических свойств воды на тело человека.

17. Преимущества водных занятий во время беременности.

18. Гидрореабилитация детей-инвалидов: новорожденных и грудного возраста.

19. Облегченные способы плавания.

20. Игры, направленные на ознакомление с элементами техники облегченных способов и отдельных элементов спортивного плавания.

21. Игры, направленные на развитие физических качеств.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности – 022500 (032102.65) «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура)

Программу составили:

к.п.н., доцент кафедры плавания

________________________________ К.И. Безотечество

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры плавания ФФКиС ТГПУ

Протокол № ______ от «____» ______________ 200__ г

Программа дисциплины одобрена методической комиссией ФФКиС ТГПУ

Председатель метод комиссии _______________ Л.П. Канакова

Согласовано:

Декан ФФКиС ____________________ О.В. Смирнов

3. Учебная и учебно-методическая литература (методические пособия и разработки).

1) Безотечество, К.И. Плавание: учебно-методическое пособие по плаванию для студентов ФФК/ К.И. Безотечество. - Томск: изд-во ТГПУ, 2004. – 245 с.

2) Нарзулаев, С.Б. Адаптивное физическое воспитание: учебное пособие/ С.Б. Нарзулаев, В.Ф. Пешков. – Томск: Изд-во ТГПУ , 2002 . – 177с.

Наши рекомендации