Субъекты системы независимой системы оценки качества, их полномочия.

Возможные роли органов федеральной и региональной исполнительной власти, органов местного самоуправления.

На федеральном уровне развитием системы независимой оценки организаций, оказывающих социальные услуги, занимается Министерство труда и социального развития РФ. Федеральный закон №256 от 21 июля 2014 года закрепляет координацию и общее методическое обеспечение проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования в полномочиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики.

Ораном власти, обеспечивающим открытость информации о работе учреждений социальной сферы, ответственным за ведение федерального информационного ресурса (www.bus.gov.ru) , на котором размещаются результаты независимой оценки по отдельным организациям, регионам, является Федеральное казначейство РФ.

Федеральные и региональные органы исполнительной власти, являющиеся учредителями организаций, оказывающих социальные услуги, организуют проведение независимой оценки и образуют для этих целей общественные советы. Анализ практики, сложившейся в различных регионах показывает, что органом, отвечающим за организацию проведения независимой оценки, является чаще ведомство, отвечающее за формирование политики в конкретной социальной отрасли, а так же за развитие ведомственной сети учреждений этой сферы. Это означает, что чаще всего организацией независимой оценки занимаются профильные органы исполнительной власти: министерства и департаменты социального развития (или социальной защиты) в регионе организуют работу по проведению независимой оценки в отношении организаций социального обслуживания, министерства культуры – в отношении учреждений культуры и т.д. Однако в части регионов уполномоченным органом власти является надведомственный орган исполнительной власти, отвечающий за стратегическое развитие социальной сферы в целом.

В тот момент, когда в регионе принимается решение о наделении органа власти полномочием по организации проведения независимой оценки, соответствующие поправки вносятся в положение о ведомстве. Кроме того, орган исполнительной власти своим решением создает общественный совет по независимой оценке или наделяет этим полномочием имеющийся общественный совет. Соответствующая функция общественного совета должна быть закреплена в положении о нем.

Органы местного самоуправления, являясь учредителями социальных организаций, согласно федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны создавать условия для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в соответствии с федеральным законодательством. Это означает, что органы местного самоуправления так же имеют право создавать общественные советы по независимой оценке (или наделять этой функцией имеющиеся советы), самостоятельно назначать органы, ответственные за организацию проведения независимой оценки в своем муниципальном образовании. На практике в большинстве регионов это решение принимается региональной властью в обсуждении с муниципалитетами. Региональный совет может отвечать за проведение независимой оценки по принципу ведомственной принадлежности, может выполнять координационные функции и методическое сопровождение организации и проведения независимой оценки либо муниципалитет полностью отвечает за организацию проведения независимой оценки. Какой будет выбран вариант, решается в регионе.

Под организацией проведения независимой оценки понимается работа уполномоченного органа власти по организационному сопровождению работы общественного совета. Это может быть, например, предоставление по запросу необходимой информации, предоставление общественному совету помещения для проведения заседаний, рассылка приглашений и другие обеспечительные виды деятельности). Кроме того уполномоченный орган, выступает в роли заказчика работ организации-оператора, то есть формирует техническое задание, проводит конкурсные процедуры в соответствии с законодательством о контрактной системе, выбирает организацию-оператора и заключает с ней договор с, а так же осуществляет контроль качества работы организации-оператора, в рамках заключенного контракта. Орган исполнительной власти (местного самоуправления) рассматривает в месячный срок результаты оценки, предоставленные общественным советом, и учитывает их при выработке мер по совершенствованию деятельности организаций. Результаты оценки в обязательном порядке направляются оцениваемым организациям. Уполномоченный орган обеспечивает открытость деятельности общественного совета, процедуры и результатов независимой оценки, размещая данную информацию на своем официальном сайте.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают на своих официальных сайтах в сети "Интернет" техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве оказания услуг социальными организациями,обобщение и анализ общественного мнения, а так же отвечают за пропаганду среди населения важности участия в независимой оценке и разъяснение гражданам ее процедуры.

Наши рекомендации