Система популяризации чтения

Задачами популяризации чтения, которые должны реализовывать все эти институты, следует считать:

• Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и условий доступности людям полезной для жизни и социально необходимой литературы;
• Продвижение лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей;
• Формирование в общественном мнении представлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;
• Создание положительных и привлекательных образов читающего человека, книги, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных институтов, связанных с чтением;

Вовлечение в активное квалифицированное чтение нечитающих и мало читающих людей.

В России не до конца утрачены традиции популяризации чтения, которые были заложены еще в дореволюционной России, сохранены и развиты в советское время. Это и популяризаторская роль библиотеки, и школы, и общества книголюбов, и книжные ярмарки и фестивали, и литературные музеи. Многое делается в современной России и на уровне отдельных проектов.

КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ

Основная функция книжной индустрии – обеспечивать разнообразие и высокое качество издаваемой литературы и ее эффективное распространение на всей территории страны через каналы книжной торговли. В СССР была создана развитая книжная отрасль, включающая крупные книжные издательства, полиграфическую базу, разветвленную книготорговую сеть, систему подготовки кадров и многое другое. И хотя переход отрасли к рыночным отношениям в конце 80-х – начале 90-х годов XX века неоднозначно сказался на ее развитии (о чем подробно сказано ниже), прогресс в развитии отрасли за прошедшее время заметен.

По числу и разнообразию наименований издаваемых книг (свыше 90 тыс.) Россия превзошла уровень СССР. Объем рынка превысил в 2005 году уровень двух миллиардов долларов США. Привычный книжный дефицит советских времен, когда пользующихся читательским спросом книг в книготорговле не хватало, уступил место широкому разнообразию книжной продукции, особенно в крупных городах. Общее число российских книжных издательств составляет несколько тысяч, крупнейшие из которых одновременно являются крупнейшими издательствами Восточной Европы. В России появились не только успешные книжные магазины, но и сетевые компании, представленные во многих регионах страны. На базе Российской книжной палаты создается национальная библиография книг и других видов изданий, развивается система «Booksinprint».

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Эффективное функционирование сложной инфраструктуры поддержки и развития чтения требует мощной научно-методической базы. Особенно это актуально для России, традиционно опирающейся на собственные научные и образовательные ресурсы.

В сегодняшней России есть все возможности для научного изучения проблем чтения, грамотности, библиотек, системы образования, книжной отрасли и др. Это и Российская академия наук, и Российская академия образования, и ведущие «отраслевые» вузы – университеты культуры, печати, Литературный институт, общественные организации и др. Значительным научным потенциалом обладают не только национальные библиотеки – РГБ и РНБ, но и многие федеральные и региональные библиотеки.

За годы реформ в отечественной исследовательской практике, в том числе связанной с чтением, произошли многочисленные негативные изменения (подробнее см. ниже). Однако необходимо подчеркнуть значимость тех научных и образовательных учреждений, которые не только сохранили, но и в известной степени приумножили потенциал знаний в этой области. Кроме того, энтузиасты-одиночки, имеющие крайне скудные возможности для финансирования своей деятельности, создают научные и образовательные разработки, не уступающие лучшим образцам из развитых стран.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В России есть сложившаяся система подготовки кадров для нужд отдельных институтов инфраструктуры чтения. Действует разветвленная сеть педагогических вузов и институтов повышения квалификации педагогов, институтов культуры (готовят в том числе библиотекарей), Университет печати, Литературный институт и др.

В ряде учебных заведений страны разработаны инновационные методики подготовки учителей, библиотекарей-педагогов для публичных, школьных, детских, юношеских библиотек, специалистов по детско-юношескому чтению, редакторов-корректоров, маркетологов и т.д.

Хотя в силу целого ряда причин требуется значительное совершенствование системы подготовки кадров (подробнее см. ниже), речь идет именно о модернизации и реформировании, а не о создании системы с нуля.

Наши рекомендации