Какой тип мышления свойственен вам?
Вопросы для обсуждения на занятии.
1. Точность предметная и понятийная. Условия достижения точности речи.
2. Паронимы и точность речи. Синонимы и точность речи. Смешение родовых и видовых понятий как фактор, нарушающий точность речи.
3. Найдите неточности в следующих предложениях. Определите их причину. Сформулируйте правильный вариант высказывания.
Я не буду лить много слов.
Есть тут у нас один миллионер в долларах.
Какие доходы вы зарабатываете?
С окончанием футбольного матча количество звонков должно активизироваться.
Когда Россия так упёрто возражает против расширения НАТО.
Картина проясняется вполне точно и понятно. Уже виден её завершающий конец.
Сотрудники МВД ввели в действие план «Перехват» и вооружились свирепыми лицами.
Приговоры бывают суровыми – вплоть до смертной жизни.
Некоторые из них были охотниками и взяли с собой ружья. Украинец же приехал со своим родственником.
Введены ограничения для рыболовов на период нереста.
Она пришла с двумя своими блюдцами вместо глаз.
4. Логичность рассуждения и логичность изложения.
5. Законы логики.
6. Логичность в предложении и тексте.
7. Какие законы логики нарушаются в данных примерах? Аргументируйте ответы.
В горах Памира продолжаются подземные толчки. Сегодня в 2 часа 25 минут по московскому времени жителей разбудило новое землетрясение. Памир - горная страна в Средней Азии. Высшая точка Памира 7495 м (из газет).
По результатам соревнования в прыжках с шестом в высоту самых высоких показателей добился С. Бубка. Не менее высокие результаты оказались у легкоатлетов из другого спортивного общества
Все студенты, сдали контрольную работу вовремя. А Иванов не написал её и не сдал преподавателю.
8. Прочитайте текст. Оцените логичность речи в нём (с точки зрения последовательности, непротиворечивости, полноты раскрытия смысла, соответствия текста жанру и стилю и т.д.) и соответствие вашим представлениям о том, как нужно добиваться логичности.
Учась логике, нужно выработать три умения:
1. Внимательно относиться к словам, подбирать самые точные из существующих для обозначения своих мыслей и формулировать из них упорядоченные высказывания.
2. Находить в текстах главные предложения, мысли и уметь выстраивать иерархические отношения между основными положениями своего высказывания. Кроме того, нужно выстраивать последовательность положений исходя из того или иного принципа, который должен быть понятным не только говорящему (пишущему), но и слушателю (читателю).
3. Строить свою речь так, чтобы соблюсти принцип «необходимо и достаточно» для раскрытия основной мысли.
Домашнее задание по итогам работы.
Устраните ошибки, допущенные в результате смешения паронимов. Запишите исправленный текст.
1.Поэт стоял у источников новой поэзии. 2. Писатель завоевал мировую признательность. 3. Плюшкин называет дурачком своего придворного Плошку. 4. Онегин вёл праздничный образ жизни. 5. Поэт изобразил здесь свои взгляды. 6. Большое значение для роста культурности человека имеет посещение выставок. 7. Преподаватель представил учащимся полную свободу в выборе темы сочинения. 8. Мы немедленно предприняли меры к нормализации отношений. 9. Горько страдает Тихон, ставший косным виновником гибели Катерины. 10. В прохладную погоду надо одевать шапку. 11. Татьяна любила вставать с зарницей, наблюдать восход солнца.
Проанализируйте рекламный текст. Найдите в нем нарушения требований логичности и точности речи. Устраните недостатки(Текст воспроизводится с сохранением орфографии и пунктуации первоисточника).
«Кухни Дриада – это новая страничка в Вашей жизни, которая подарит Вам и всей вашей семье уют и комфорт на долгие годы. Мы предлагаем не только безусловно красивые кухни высокого качества по доступной цене, но и весь процесс отлаженной работы нашей компании, от которого Вы получите только приятные положительные эмоции и отличный результат. Разнообразие фасадов и материалов не оставит Вас равнодушными к нашей продукции. Конечно же наш постоянный принцип «все включено» (замер, проработка диз.проекта, просчет, доставка, подъем на этаж , сборка и установка) – бесплатная услуга для Вас!!!» (Информационно-рекламный журнал «Мягкофф». Весна-лето, 2011. С. 42-43)
Список литературы и источников: