Участвовали ли Вы в конфликтах на национальной почве или связанных с культурными различиями в этом учебном году?

1. Да, инициатором выступал(а) лично я.

2. Да, инициатором выступала группа, к которой я принадлежу.

3. Да, инициатором выступала противоположная сторона.

4. Нет, не участвовал(а).

13. Представьте, что в Вашем классе учится человек другой национальности, с другими культурными традициями, который говорит по-русски с акцентом. Ваша реакция:

1. Я буду сочувствовать ему, но ничего не сделаю, чтобы его поддержать.

2. Я постараюсь убедить одноклассников не унижать его.

3. Я не буду обращать на это внимание.

4. Я буду стараться избегать общения с ним.

5. Я буду высмеивать его.

6. Я буду издеваться над ним.

7. Другое (напишите).

14. Считаете ли Вы, что:

1. Необходимо законодательное ужесточение ответственности за различные проявления национализма, фашизма и экстремизма.

2. Необходимо введение запрета на деятельность националистических и экстремистских партий, движений и организаций.

3. Необходимо введение запрета на выпуск националистических и экстремистских изданий.

4. Все партии, движения и организации имеют равные права на отстаивание своей идеологии.

5. Запрет националистических и экстремистских изданий нарушает демократию и свободу слова.

6. Мне это безразлично.

Оправдываете ли Вы действия представителей экстремистских организаций, которые влекут за собой нанесение телесных повреждений, причинение материального ущерба, вандализм и нарушение общественного порядка?

1. Да, только такими способами сегодня можно отстоять свою позицию.

2. Да, именно такими способами можно указать остальным на их место.

3. Да, поскольку люди, к которым применяются подобные действия, заслуживают именно такого отношения к себе.

4. Да, потому что такая форма поведения вызывает одобрение в кругу моих друзей.

5. Нет, поскольку это нарушение законов общества.

6. Нет, поскольку отношу себя к тем, в отношении к которым проявляются экстремистские действия.

7. Нет, потому что сочувствую жертвам подобной агрессии.

8. Нет, это противоречит моему пониманию о способах разрешения конфликтов.

9. Мне это безразлично.

· ТИПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (Солдатовой Г. У. и Рыжовой С. В.)

Типы идентичности с различным качеством и степенью выраженности этнической толерантности представлены диапазоном явлений, начиная от негативизма и нетерпимости к собственной группе, до национального фанатизма – высшей степени негативизма по отношению к другим этническим группам.

Данная методика строится исходя из трех критериев классификации толерантных и интолерантных лиц. Степень культурной интолерантности оценивается на основе уровня «негативизма» в отношении к другим этническим группам; уровня эмоционального реагирования на иноэтническое окружение; степени выраженности агрессивного проявления к другим группам.

Типы этнической идентичности

Тип этнической идентичности Основная характеристика №№ высказываний
национальный и этнокультурный нигилизм негативное отношение к собственной культуре, национальности и этнической принадлежности, чувство стыда за свой народ 3, 9, 15, 21, 27
национальная и этническая индифферентность – «пассивная толерантность» безразличное отношение как к собственной, так и к иным национальностям 5, 11, 17, 28, 30
«норма», активная толерантная позиция гордость за собственную национальность и уважение к представителям иных национальностей 1, 7, 13, 19, 25
национальный и этнокультурный эгоизм чувство превосходства собственной национальности над другими 6, 12, 16, 18, 24
национальный и этнокультурный изоляционизм закрытая позиция по отношению к представителям иных национальностей и культур 2, 8, 20, 22, 26
национальный фанатизм интересы собственной национальности ставятся превыше прав человека и интересов представителей иных национальностей 4, 10, 14, 23, 29

Баллы, набранные по каждой шкале, можно оценить следующим образом:

от 20 до 14 баллов – высокий уровень;

от 7 до 13 баллов – средний уровень;

от 0 до 6 баллов – низкий уровень.

АНКЕТА

«Я – ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ…»

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе: 4 – согласен; 3 – скорее согласен; 2 – в чем-то согласен, в чем-то нет; 1 – скорее не согласен; 0 – не согласен.

1. Предпочитает образ жизни своего народа, собственные культурные традиции, но с большим интересом относится к другим народам и культурам.

2. Считает, что межнациональные браки разрушают народ.

3. Часто ощущает превосходство людей другой национальности.

4. Считает, что права нации всегда выше прав человека.

5. Считает, что в повседневном общении национальность не имеет значения.

6. Предпочитает образ жизни только своего народа.

7. Обычно не скрывает своей национальности.

8. Считает, что настоящая дружба может быть только между людьми одной национальности.

9. Часто испытывает стыд за людей своей национальности.

10. Считает, что любые средства хороши для защиты интересов своего народа.

11. Не отдает предпочтения какой-либо культуре, включая и свою собственную.

12. Нередко чувствует превосходство своего народа над другими,

13. Любит свой народ, но уважает язык и культуру других народов.

14. Считает строго необходимым соблюдать чистоту нации.

15. Трудно уживается с людьми своей национальности.

16. Считает, что взаимодействие с людьми других национальностей часто бывает источником неприятностей.

17. Безразлично относится к своей национальности.

18. Испытывает напряжение, когда слышит вокруг себя чужую речь.

19. Готов иметь дело с представителем любого народа, несмотря на национальные различия.

20. Считает, что его народ имеет право решать свои проблемы за счет других народов.

21. Часто чувствует неполноценность из-за своей национальной принадлежности.

22. Считает свой народ более одаренным и развитым по сравнению с другими народами.

23. Считает, что люди других национальностей должны быть ограничены в праве проживания на его национальной территории.

24. Раздражается при близком общении с людьми других национальностей.

25. Всегда находит возможность мирно договориться в межнациональном споре.

26. Считает необходимым «очищение» культуры своего народа от влияния других культур.

27. Не уважает свой народ.

28. Считает, что на его земле все права пользования природными и социальными ресурсами должны принадлежать только его народу.

29. Никогда серьезно не относился к межнациональным проблемам.

30. Считает, что его народ не лучше и не хуже других народов.

· ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Рассматривая толерантность с позиции психологии, можно говорить о том, что основными ее компонентами являются эмпатия и коммуникативная толерантность.

ВАШИ ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Инструкция: «Проверьте себя: насколько вы способны понимать индивидуальность встречающихся вам людей. Ниже приводятся суждения, с которыми Вы можете высказать свое согласие (+) или несогласие (-). Закончив оценку суждений, подсчитайте сумму баллов согласно ключу, приведенному ниже. Будьте искренни».

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружение проявляет признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным.

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Обычно я с первой же встречи угадываю «родственную душу» в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то огорчены.

9. Моя интуиция – более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности – бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким-либо животным, ощутить его повадки и состояние.

13. Я редко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что-то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается копировать интонацию, мимику людей, подражая им.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным, даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого-либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура – поэтическая, художественная, артистическая.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого-то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

Обработка данных.Подсчитайте число правильных ответов, соответствующих «ключу», а затем определите суммарную оценку:

+1, -2, -3, +4, +5. +6, +7, +8, +9, -10, -11, +12, -13, -14, +15, -16, -17, +18, +19, +20, +21, -22, +23, -24, +25, -26, +27, -28, -29, +30, -31, +32, -33, -34, -35, -36. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36 баллов.

Уровень выраженности:

30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии; 29–22 – средний; 21–15 – заниженный; менее 14 баллов – очень низкий.

ТЕСТ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Инструкция: «Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Ниже приводятся суждения, воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам: 0 баллов – совсем неверно, 1 – верно в некоторой степени, 2 – верно в значительной степени, 3 – верно в высшей степени. Закончив оценку суждений, подсчитайте сумму баллов, но будьте искренни».

Наши рекомендации