Тема: «Культурное развитие народов Советского Союза и русская культура»
Цель:
· определить особенности духовной жизни советского общества
· охарактеризовать культурное развитие СССР в эпоху «развитого социализма».
Задание 1.
Таблица для заполнения:
Виды искусства | Основные идеи |
Литература | |
Театральное искусство | |
Киноискусство | |
Изобразительное искусство | |
Музыкальное искусство | |
Смеховая культура | |
Диссидентское, правозащитное движение |
Задание 2.
Ответьте на вопросы:
- Какие темы преобладали в литературных произведениях?
- С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры.
- Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан?
- Почему в 1965-1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?
- Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?
Каковы ваши личные впечатления от музыки, кино, живописи, литературы, театра, смеховой культуры 1960-х - начале 1980-х гг.?
Задание 3.
Работа с терминами: Раскрыть суть понятия
«диссиденты»,
правозащитник,
«деревенщики»,
критический реализм,
«экология культуры»,
интеллектуальное (авторское) кино,
авторская песня,
художники - неформалы,
московский концептуализм,
соц-арт.
Практическая работа № 3.
Тема: Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира»
Цель:
· определить причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США
· охарактеризовать политическое развитие, понять каковы причины конфронтации во внешней политике;
Задание 1.
Раскрыть суть понятий: пражская весна, интеграция, «доктрина Брежнева».
Задание 2.
Выполните тест.
1. Каковы причины ввода советских войск в ЧССР?
а) резкое увеличение количества антиправительственных выступлений в стране
б) реформы, проводимые в Чехословакии, могли подорвать влияние СССР в стране
в) возникла угроза распада страны на Чехию и Словакию
2. В каком году состоялось совещание по безопасности в Хельсинки?
а) 1972г.
б) 1973г.
в) 1975г.
3. Какие страны получали военную помощь от СССР?
а) Пакистан
б) Индия
в) Израиль
4. Когда советские войска вошли в Афганистан?
а) 1975г.
б) 1979г.
в) 1980г.
5. Какая политика называлась «доктриной Брежнева»?
а) переговоры о разоружении
б) сотрудничество с США в области освоения космоса
в) усиление влияния СССР в Восточной Европе.
Задание 3.
а) Из статьи Маршала Советского Союза Н.И.Крылова «Поучительные уроки истории»
Августа 1969г.
Массовое внедрение ракетно-ядерной техники в войска привело к изменению форм организации Вооруженных Сил. Одним из существенных выражений этих изменений является создание ракетных войск стратегического назначения, как главной силы сдерживания агрессора и разгрома его в войне. В этом году советский народ и его Вооруженные Силы отметят 10-летие ракетных войск стратегического назначения как самостоятельного вида Вооруженных Сил.
Ракетные войска - олицетворение военного могущества нашего Советского государства, концентрированное выражение его неограниченных возможностей в области науки, техники, промышленного производства и подготовки высококвалифицированных кадров. Ракетные войска оснащены стратегическими ракетами различных типов с широким диапазоном дальности действий. Ракеты в глобальном варианте, имея неограниченную дальность пусков, способны поражать цели противника в любой точке земного шара с любого направления и высокой точностью.
Нам хотелось бы напомнить любителям военных авантюр, что любая агрессия не останется безнаказанной. Возмездие последует немедленно и неотвратимо. Такая уверенность базируется на высокой постоянной готовности наших Вооруженных Сил, каждой пусковой установки, каждого самолета, корабля, танка и орудия. Наши замечательные системы обнаружения не позволяют противнику осуществлять внезапное нападение.
(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).
Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 557)
б) Из Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация принципов взаимоотношений государств-участников Совещания
Августа 1975г.
II. Неприменение силы или угроза силой
Государства – участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще
в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для этого, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа.
Соответственно государства-участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства-участника…Равным образом, они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы.
Никакое такое применение силы или угроза силой не будет использоваться как средство урегулирование споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.
(Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995гг.).
Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф.Кисилева, Э.М.Щагина.М. Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. с. 559)
Ответьте на вопросы:
· Каковы причины перехода к политике разрядки?
· Каких успехов удалось добиться мировому сообществу в ограничении гонки вооружений и предотвращении мировой войны?
· Какую роль отводили ядерному оружию в СССР и США?
· Какие противоречия существовали в оценках хельсинкских мирных инициатив между лидерами СССР США?
Задание 4.
Подумай, почему Советский Союз вывел свои войска из Афганистана? Почему эти события называют «советским Вьетнамом»?
Практическая работа № 4.