Выяснение потребности (передача идеи)
Практикасанкиртаны
«Эти книги настолько могущественны, что каждый, кто читает их, непременно обретет сознание Кришны. Вот почему распространение наших книг - это очень важное служение».
Письмо Джону Мильнеру 1971 года.
Введение.
Это пособие предназначено для преданных, которые осознали важность распространения книг Шрилы Прабхупады и уже имеют философское понимание и вдохновение совершать это служение. В этой брошюре не будет говориться о том, зачем нужно заниматься санкиртаной в виде распространения книг, а будет рассказано, как это делать. Однако, хочется отметить, что именно «ЗАЧЕМ» – является главным вопросом и первостепенным, а «как» - является важным, но второстепенным. В действительности, когда человек глубоко осознал «зачем», то ему обязательно откроется – «как». Этот материал является помощью для преданных понимающих «зачем».
Умонастроение
Важно всегда помнить, что Верховным управляющим является Шри Кришна, а мы Его вечные слуги. Обусловленные души считают, что они действуют, когда на самом деле действуют три гунны материальной природы (БГ 3.27). Преданный молится о том, чтобы быть инструментом в руках Бога, хорошо понимая от кого все зависит. И вместе с тем он действует так, как будто результат зависит только от него самого. Как говориться: «На Бога надейся, а сам не плошай».
Человек, который осознает, что от его усилий зависит результат деятельности, будет глубоко изучать суть процесса: внешнюю сторону – техника выполнения и внутреннее настроение – искренность мотива.
Подобно тому, как мридангист перед тем, как стать профессионалом импровизаций, хорошо осваивает технику ударов, мантры, ритмичность и т.д., так и преданный санкиртаны изучает теорию практической стороны распространения книг – шаги распространения, как знакомиться, как представлять книги, какие слова говорить и т.д. Со временем у каждого искреннего санкиртаниста вырабатывается индивидуальный метод и включается импровизация. Шаги, которые мы рассмотрим ниже подобны мантрам для игры на мриданге. Как в киртане преданный опирается на выученные удары, так и санкиртанист в разговоре с человеком опирается на эти шаги. Но однажды,если мридангист искренне прикладывает все усилия к развитию,приходит время, когда он начинает подыгрывать не думая о технике, он просто играет импровизацию из сердца, с одним лишь желанием - удовлетворить преданных и Кришну. И в случае с распространением книг, преданный санкиртаны тоже, в свое время, выходит на уровень спонтанности и импровизаций. Такому преданному не хочется останавливать санкиртану, он испытывает счастье, которого ранее не испытывал. «Сосредоточив усилия на распространении книг для Кришны, он полностью погружается в сознание Кришны. Это и есть самадхи. Бхаг., 10.2.37 ком.»
Шаги распространения
В любом деле для достижения результата важен порядок действий. Например, сначала необходимо приготовить вкусные блюда, потом с любовью предложить Кришне, и только затемможно вкусить прасад. Так и порядок или шаги в распространении книг играют важную роль.
1. Поиск души (обращение)
2. Йога (связь, эмоциональный контакт)
3. Выявление потребности (передача идеи)
4. Презентация книги (связь человека с книгой)
5. Завершение встречи (пожертвование и заключительные слова)
Важно быть чувствительным к ситуации. Мы можем прерваться на любом шаге проповеди, чтобы ответить на вопросы, развеять сомнения, помочь в разрешении трудностей и т.д. И после, вы можете вновь начать с того места, где остановились или любого другого, которое будет уместным.
Важно всегда вкладывать смысл в то, что говорим.
Очень важно всегда делать все возможное, чтобы оставить у человека хорошее впечатление.
Рассмотрим короткий, стандартный пример уличной санкиртаны. И для понимания разделим его на пять шагов.
Поиск души + Йога
Санкиртанист:О! Человек позитива? Здравствуйте!(улыбаюсь)
Джива:(улыбка в ответ)
С:Спросить можно?
Д:(могут быть разные варианты)-Нуу, не знаю…
-Да.
-(молчание)…
-С:Вы извините, что я к вам обратился. Просто заметил, что вы человек позитива, а это сегодня большая редкость. Хочу кратко пару слов сказать. Хорошо?
По идее, если я был внимателен к человеку и говорил от сердца, то к этому моменту эмоциональная связь или йога уже должна ощущаться. Это может выражаться в доброжелательности со стороны человека и готовности меня выслушать. Тогда дожидаюсь позитивного ответа и продолжаю.
-Д:Да.
-С:Буду краток, я вас не задержу.
Поиск души.
Хороший уровень санкиртаниста, когда он обращается ко всем и каждому. Если пока нет готовности подходить к каждому, то можно начать с «легких орешков», т.е. с людей к которым вам комфортно подходить. Это может быть особая категория по возрасту, финансовому состоянию, социальному положению… Но важно знать, что преданный санкиртаны находится на уровне -пандитах сама-даршинах (БГ 5.18), т.е. одинаково смотрит на все живые существа. И достичь этого уровня помогает обращение к людям без внешней оценки. Для этого необходимо всегда стремитьcя расширять зону комфортных обращений.
Целью первого шага является образовать некую связь с человеком, заслужить расположение и доверие – это признаки второго шага. Т.е получается, что первый шаг, наше обращение – это желание достичь второго шага, установление контакта с человеком. Или как минимум создание благоприятных условий для перехода на уровень ощутимой связи с человеком.
Если мы без этих шагов просто протягиваем книгу, то чаще всего происходит спонтанная отрицательная реакция. Человек не видя, что ему предлагают, в лучшем случае – молча убегает.
В момент обращения используется три действия:
1) Жест: помахать рукой, поднять указательный палец, протянуть руку и поздороваться или др…
2) Взгляд: контакт глазами, только не надо выпучивать глаза. Взгляд должен быть доброжелательным и не навязчивым.
3) Речь.
Если мы задействуем все три пункта, то это повышает шанс того, что получится отвлечь внимание человека от бытовой суеты и беготни на вопрос чрезвычайной важности. Но иногда можно их использовать по отдельности или в произвольной комбинации.
Приложение
Практикасанкиртаны
«Эти книги настолько могущественны, что каждый, кто читает их, непременно обретет сознание Кришны. Вот почему распространение наших книг - это очень важное служение».
Письмо Джону Мильнеру 1971 года.
Введение.
Это пособие предназначено для преданных, которые осознали важность распространения книг Шрилы Прабхупады и уже имеют философское понимание и вдохновение совершать это служение. В этой брошюре не будет говориться о том, зачем нужно заниматься санкиртаной в виде распространения книг, а будет рассказано, как это делать. Однако, хочется отметить, что именно «ЗАЧЕМ» – является главным вопросом и первостепенным, а «как» - является важным, но второстепенным. В действительности, когда человек глубоко осознал «зачем», то ему обязательно откроется – «как». Этот материал является помощью для преданных понимающих «зачем».
Умонастроение
Важно всегда помнить, что Верховным управляющим является Шри Кришна, а мы Его вечные слуги. Обусловленные души считают, что они действуют, когда на самом деле действуют три гунны материальной природы (БГ 3.27). Преданный молится о том, чтобы быть инструментом в руках Бога, хорошо понимая от кого все зависит. И вместе с тем он действует так, как будто результат зависит только от него самого. Как говориться: «На Бога надейся, а сам не плошай».
Человек, который осознает, что от его усилий зависит результат деятельности, будет глубоко изучать суть процесса: внешнюю сторону – техника выполнения и внутреннее настроение – искренность мотива.
Подобно тому, как мридангист перед тем, как стать профессионалом импровизаций, хорошо осваивает технику ударов, мантры, ритмичность и т.д., так и преданный санкиртаны изучает теорию практической стороны распространения книг – шаги распространения, как знакомиться, как представлять книги, какие слова говорить и т.д. Со временем у каждого искреннего санкиртаниста вырабатывается индивидуальный метод и включается импровизация. Шаги, которые мы рассмотрим ниже подобны мантрам для игры на мриданге. Как в киртане преданный опирается на выученные удары, так и санкиртанист в разговоре с человеком опирается на эти шаги. Но однажды,если мридангист искренне прикладывает все усилия к развитию,приходит время, когда он начинает подыгрывать не думая о технике, он просто играет импровизацию из сердца, с одним лишь желанием - удовлетворить преданных и Кришну. И в случае с распространением книг, преданный санкиртаны тоже, в свое время, выходит на уровень спонтанности и импровизаций. Такому преданному не хочется останавливать санкиртану, он испытывает счастье, которого ранее не испытывал. «Сосредоточив усилия на распространении книг для Кришны, он полностью погружается в сознание Кришны. Это и есть самадхи. Бхаг., 10.2.37 ком.»
Шаги распространения
В любом деле для достижения результата важен порядок действий. Например, сначала необходимо приготовить вкусные блюда, потом с любовью предложить Кришне, и только затемможно вкусить прасад. Так и порядок или шаги в распространении книг играют важную роль.
1. Поиск души (обращение)
2. Йога (связь, эмоциональный контакт)
3. Выявление потребности (передача идеи)
4. Презентация книги (связь человека с книгой)
5. Завершение встречи (пожертвование и заключительные слова)
Важно быть чувствительным к ситуации. Мы можем прерваться на любом шаге проповеди, чтобы ответить на вопросы, развеять сомнения, помочь в разрешении трудностей и т.д. И после, вы можете вновь начать с того места, где остановились или любого другого, которое будет уместным.
Важно всегда вкладывать смысл в то, что говорим.
Очень важно всегда делать все возможное, чтобы оставить у человека хорошее впечатление.
Рассмотрим короткий, стандартный пример уличной санкиртаны. И для понимания разделим его на пять шагов.
Поиск души + Йога
Санкиртанист:О! Человек позитива? Здравствуйте!(улыбаюсь)
Джива:(улыбка в ответ)
С:Спросить можно?
Д:(могут быть разные варианты)-Нуу, не знаю…
-Да.
-(молчание)…
-С:Вы извините, что я к вам обратился. Просто заметил, что вы человек позитива, а это сегодня большая редкость. Хочу кратко пару слов сказать. Хорошо?
По идее, если я был внимателен к человеку и говорил от сердца, то к этому моменту эмоциональная связь или йога уже должна ощущаться. Это может выражаться в доброжелательности со стороны человека и готовности меня выслушать. Тогда дожидаюсь позитивного ответа и продолжаю.
-Д:Да.
-С:Буду краток, я вас не задержу.
Выяснение потребности (передача идеи)
-С:Я из ведического центра (храма, академии или др.) Мы развиваем культуру, хотим чтобы было меньше насилия, агрессии и что бы семьи были здоровые. Для этой цели книги издаем.
Не резко, но решительно даю человеку книгу в руки. Со словами:
-Посмотрите пожалуйста.
Важно!!! Чтобы человек взял книгу. Продолжаю говорить только после того, как человек взял книгу в руки. Смотрю и показываю пальцем на книгу и одновременно говорю.