Тема: Система функциональных стилей русского языка
Теоретические вопросы:
1. Стилистическая окраска языковых единиц.
2. Понятие функционального стиля языка.
3. Функциональные стили русского языка.
4. Особенности (морфологические, лексические, синтаксические) стилей русского языка.
5. Стилистическая норма и её нарушения (стилистические ошибки).
Практические задания:
1. По какому признаку возможно следующее противопоставление стилей:
Официально-деловой стиль
Научный стиль
Публицистический стиль --------------- Разговорный стиль
Художественный стиль
Официально-деловой стиль
Научный стиль
Публицистический стиль --------------- Художественный стиль
Разговорный стиль
2. Продолжите ряды жанров каждого из функциональных стилей:
· Официально-деловой стиль: инструкции, договоры …
· Научный стиль: доклад, лекция …
· Публицистический стиль: эссе, очерк …
· Художественный стиль: басня, элегия …
· Разговорный стиль: беседа …
3. Прочитайте тексты. Сравните их лексико-фразеологический состав и грамматический строй и сделайте вывод о функционально-стилевой принадлежности каждого текста. В отрывке из рассказа А.П. Чехова «Степь» выделите тропы (метафоры, олицетворения, эпитеты) и другие средства образной речи. Приведите свои примеры художественных текстов, в которых образно описываются явления природы, ландшафт, внешность литературных героев и т.п.
1. Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
2. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух Деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый Дождь вызвал сильное наводнение. Нанесен значительный ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседнимирайонами.
3. Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром - городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около получаса. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб жителям деревень Ивановка, Щепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание восьмилетней школы в деревне Курково, для его восстановления понадобится капитальный ремонт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад затопила значительную площадь. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.
4. ... Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть.
Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные... В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется — рукой подать, загорелась школа. И стар и млад - все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет - вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось.
5. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. (...)
Вдруг рванул ветер и со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. (...)
Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром. (...)
Дождь почему-то долго не начинался... Было страшно темно. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно. (...)
Вдруг над самой головой его (Егорушки) со страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки.
«Тррах! тах, тах! тах!» - явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым -«трра!..».
... Молния сверкнула в двух местах и осветила дорогу до самой дали... По дороге текли ручейки и прыгали пузыри (Ч.)
4. Подготовьте самостоятельно тексты разных функциональных стилей.
5. Заполните таблицу.
Стиль | Среда использования | Функции | Стилевые черты | Языковые средства |
Задания по орфографии и пунктуации
Выполнить задания 1 (письменно) стр.54, задания 2,3,5 (устно), задание 4 (письменно) стр.56.
Практическое занятие № 7
Тема: Официально-деловой стиль. Культура письменного делового общения
Теоретические вопросы:
1. Особенности официально-делового стиля (ОДС).
2. Подстили ОДС.
3. Жанры ОДС канцелярского подстиля.
Практические задания:
1. Прочитайте слова и словосочетания. Укажите те из них, которым свойственна окраска официально-делового стиля.
Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследования, ходатайствовать, обвинительный приговор, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.
2. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами. Составьте предложения.
Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, дисциплина, совещание, обязанности, меры, претензия, благодарность, виза, выговор, соглашение, приказ, отчет, подпись, предписание, содействие, учет, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, решение, справка, счет, требование, характеристика, санкции.
3. Укажите наиболее употребляемые в официально-деловой речи варианты сочетаемости данных глаголов с существительными. Составьте предложения.
Внести, высказать, заслушать, обеспечить, объявить, предоставить, представить, принести, продлить, произвести, принять, предпринять, оказать, рассмотреть, удовлетворить.
4. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения.
Ответственность, действия, лицо, пособие, меры, обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, обслуживание, отношения, приговор, дети, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок.
5. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие предлоги:
В целях, в отношении, на предмет, в силу, в связи, в соответствии, по линии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке.
6. Чем вызвано нарушение смысловой точности высказывания в приведенных ниже фрагментах? Отредактируйте предложения.
Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. Необходимо ещё раз обсчитать все данные. Следует затвердить это на собрании. Мне было отказано под благоприятным предлогом. Был провозглашен приговор суда. Это достигалось самыми неугодными средствами. На заводе возникло нестерпимое положение.
7. Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.
· Шьют ли в ателье пальто из их материала?
· Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?
· Мне могут поменять студенческий билет, если нет новой фотографии?
8. Напишите: а) заявление с просьбой разрешить вам академический отпуск, продлить сессию и т.д.; б) доверенность на получение стипендии вашим одногруппникам, на получение посылки по почте и т.д.; в) объяснительную записку в следующих ситуациях: вы пропустили занятие, не явились на дежурство, опоздали на занятие и т.д.
Задания по орфографии и пунктуации
Выполнить задания 1 (устно) стр.60-62, 1 (устно) стр. 62-63.
Практическое занятие № 8
Тема: Научный стиль
Теоретические вопросы:
1. Научный стиль, его особенности.
2. Термины, требования к ним. Виды терминов.
3. Жанры научного стиля речи.
4. Реферат как жанр научно-информативного типа.
5. Структура текста научного стиля.
6. Правила оформления цитат, библиографии.
Практические задания:
1. Составить тексты научного стиля: аннотацию, реферат, конспект и т.д. (на выбор). Расскажите об особенностях каждого жанра.
Задания по орфографии и пунктуации
Выполнить задания 1-8 (устно) стр.63-70, задания 1-5 (устно) стр.75-80.
Практическое занятие № 9