Тема: Морфологические нормы современного русского языка.

Теоретические вопросы:

1. Употребление имен существительных.

2. Употребление имен прилагательных.

Задание 1. Определите род имен существительных и аббревиатур.

Авеню, аэрозоль, бандероль, бигуди, безе, боржоми, бра, буржуа, вуаль, галифе, домишко, жюри, иваси, инженю, какаду, кенгуру, кольраби, коммюнике, контральто, конферансье, кофе, купе, леди, лосось, меню, мозоль, мокко, моль, пенальти, пенни, пони, портмоне, реле, сабо, салями, сулугуни, танго, травести, тюль, фламинго, филе, фойе, фрау, хинди, цеце, шампунь, шимпанзе, эскимо.

Ай-Петри, Гоби, Дели, Замбези, Миссисипи, Онтарио.

МХАТ, ООН, МИД, США, УВД, МВФ, ЮНЕСКО, ГЭС, СНГ, СБСЕ, НИИ, ЕЭС, ФБР, вуз.

Задание 2. Составьте словосочетания данных слов с именами прилагательными, используйте их в предложениях в формах косвенных падежей.

Автомат-закусочная, альма-матер, вагон-ресторан, генерал-губернатор, идея-фикс, комедия-буфф, клей-паста, театр-студия, книга-справочник, крем-сода, кресло-кровать, луна-парк, машина-автомат, платье-халат, роман-газета, роман-хроника, самолет-амфибия, школа-интернат, диван-кровать, кресло-кровать.

Задание 3. Для каждой группы существительных сформулируйте заголовок, определяю­щий, какое окончание у этих существительных в форме именительного падежа множествен­ного числа:

а) адрес, веер, директор, доктор, катер, купол, мастер, обшлаг, отпуск, сторож, паспорт, профессор;

б) бухгалтер, возраст, выговор, выпуск, герб, госпиталь, диспетчер, договор, инженер, контейнер, крем, лектор, маклер, месяц, офицер, очередь, полис, почерк, прибыль, слог, столяр. токарь, торт, фронт, шофер;

в) ворох, гроздь, дядя, шурин, инспектор, инструктор, крейсер, плинтус, прожектор, пудель, свитер, сектор, слесарь, тополь, трактор, трюфель, флигель, цех, штабель, штемпель, шторм, якорь.

Задание 4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа данных суще­ствительных.

а) валенки, кеды, носки, погоны, сандалии, сапоги, туфли, чулки;

б) антресоли, бубны, джинсы, кальсоны, консервы, лыжи, макароны, очки, панталоны, шаровары, шахматы, шорты, ясли;

в) абрикосы, апельсины, бананы, лимоны, мандарины, помидоры, яблоки;

г) амперы, ватты, гектары, граммы;

д) гренадеры, гусары, партизаны, солдаты,

е) армяне, казахи, карелы, осетины, туркмены, хорваты, цыгане;

ж) брызги, вафли, клешни, кухни, ноздри, свечи, сопли;

з) блюдца, воскресенья, дела, коленца, кладбища, места, полотенца, увечья, ущелья, щупальца.

Задание 5. Разделите слова на 4 группы: 1) имеющие в родительном падеже множественного числа окончание -ов; 2) имеющие в этой форме окончание -ей; 3) имеющие нулевое окончание; 4) не имеющие формы родительного падежа множественного числа.

Афиша, банан, башка, башкир, блюдце, бредни, брюзга, будни, бурят, ведьма, грабли, гу­сар, дядя, кастрюля, каторга, килограмм, консервы, кочерга, макароны, мечта, носок, оладья, пальтецо, патиссон, пельмень, платье, платьице, помидор, простыня, ремесло, рентген, серь­га, сходни, тамада, тапка, тахта, туфля, ханжа.

Задание 6. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

1. Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 2. Моя работа оказалась наихудчайшей из всех. 3. Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь – ширше. 4. Вчера ты был менее весел. 5. Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете. 6. Этот костюм мне менее велик, чем тот. 7. Алена гораздо красившее Татьяны. 8. Такой зонт более женский, чем мужской. 9. Надо вести себя скромнейше и простее. 10. Один из нас был самый честнейший. 11. Первее всего нужно доделать то, что мы начали.

Задания по орфографии и пунктуации

Выполнить задания 1 (устно) стр. 57-58, 1 (письменно) стр. 58, 2 (устно) стр. 59, 3 (письменно) стр.59-60.

Практическое занятие № 5

Теоретические вопросы:

1. Употребление имен числительных.

2. Употребление местоимений.

3. Употребление глаголов.

Задание 1. Просклоняйте приведенные имена числительные. Полтора стакана, 1982 год, трое волчат, 43479 штук, полтораста километров, семеро мальчиков, 43 года, 568 автомобилей.

Задание 2. Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное; б) можно употребить собирательное числительное; в) вообще невозможно образовать подобных сочетаний. Составьте (если это возможно) предметно-количественные словосочетания («числительное + существительное»).

Кенгуру, мальчик, ребенок, джинсы, дом, учебник, щенок, ножницы, булочная, человек, ябеда, медведь, подруга, сливки, дискотека, плакса, сутки, волокита, ягненок, родня, друг, смелость, возможность, зелень, песок, персик, дуб, лисица.

Задание 3. От приведенных глаголов образуйте формы 1-го лица ед. ч., при невозможности их образования замените их описательными выражениями.

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.

Задание 4. Составьте диалоги, используя формы повелительного наклонения данных глаголов: ехать, выбросить, вылезти, захотеть, доставать, лить, надоесть, лететь, летать, трудиться.

Задания по орфографии и пунктуации

Выполнить задания 1-5 (письменно) стр. 52-53, 6 (устно) стр. 53-54, задание 1 (устно) стр.75.

Практическое занятие № 6

Наши рекомендации