Тема: Современная речевая ситуация
Практическое занятие №1
Тема: Современная речевая ситуация
Практическое занятие №2
Тема: Орфоэпические нормы русского языка
Теоретические вопросы:
1. Орфоэпические нормы в системе норм русского языка.
2. Произношение гласных.
3. Произношение согласных.
4. Произношение заимствованных слов.
Практические задания:
1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой.
Трава, кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый; аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия, отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, легато, адажио, фонетика, новелла, поэтический, декаданс, анданте, деградация.
2. Какой звук: [е] или [о] — произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по «Орфоэпическому словарю русского языка».
Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, браконьер, дебелый, бревенчатый, издевка, леска, маневр, маневренный, двоеженец, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, привезший, плетший, истекший, передержка,
3. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта?
Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопроект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.
4. Расшифруйте и произнесите правильно аббревиатуры: СНГ, ФРГ, ВПК, ЛДПР, НТВ, КПРФ, РСФСР, ЗАГС, РТР, ОРТ.
5. Вставьте пропущенные гласные:
пл...тишь, упл...чено, запл..чено, недопл...тит, перепл...ченный, припл...ченный, од...лживать, отср..чивать, присв...ивать, приур..чивать, обусл...вливать.
6. Разделите приведённые слова на три группы, взависимости от варианта произношения чн: а) слова, где произносится [чн]; б) слова, где произносится [шн]; в) слова, где возможны оба варианта произношения.
Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница.
7. Запишите слова (услышанные Вами в речи окружающих), в которых часто допускают орфоэпические ошибки.
8. Составьте диалог, используя слова из упражнений 2,3,6.
Задания по орфографии и пунктуации
Выполнить задания 1-3 (письменно) стр. 48-49; задания 1 (устно), 2 (письменно) стр. 70-71.
Практическое занятие №3
Задания по орфографии и пунктуации
Выполнить задания 1, 3, 4 (устно), 2 (письменно) стр.49-51; задания 1 (письменно), 2, 3 (устно) стр. 72-74.
Практическое занятие № (самостоятельная работа)
Задания по орфографии и пунктуации
Выполнить задание 1 (письменно) стр.51-52, задание 1 (устно) стр. 74-75.
Практическое занятие № 4
Задания по орфографии и пунктуации
Выполнить задания 1 (устно) стр. 57-58, 1 (письменно) стр. 58, 2 (устно) стр. 59, 3 (письменно) стр.59-60.
Практическое занятие № 5
Теоретические вопросы:
1. Употребление имен числительных.
2. Употребление местоимений.
3. Употребление глаголов.
Задание 1. Просклоняйте приведенные имена числительные. Полтора стакана, 1982 год, трое волчат, 43479 штук, полтораста километров, семеро мальчиков, 43 года, 568 автомобилей.
Задание 2. Назовите слова, с которыми а) можно употребить только количественное числительное; б) можно употребить собирательное числительное; в) вообще невозможно образовать подобных сочетаний. Составьте (если это возможно) предметно-количественные словосочетания («числительное + существительное»).
Кенгуру, мальчик, ребенок, джинсы, дом, учебник, щенок, ножницы, булочная, человек, ябеда, медведь, подруга, сливки, дискотека, плакса, сутки, волокита, ягненок, родня, друг, смелость, возможность, зелень, песок, персик, дуб, лисица.
Задание 3. От приведенных глаголов образуйте формы 1-го лица ед. ч., при невозможности их образования замените их описательными выражениями.
Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.
Задание 4. Составьте диалоги, используя формы повелительного наклонения данных глаголов: ехать, выбросить, вылезти, захотеть, доставать, лить, надоесть, лететь, летать, трудиться.
Задания по орфографии и пунктуации
Выполнить задания 1-5 (письменно) стр. 52-53, 6 (устно) стр. 53-54, задание 1 (устно) стр.75.
Практическое занятие № 6
Задания по орфографии и пунктуации
Выполнить задания 1 (письменно) стр.54, задания 2,3,5 (устно), задание 4 (письменно) стр.56.
Практическое занятие № 7
Тема: Официально-деловой стиль. Культура письменного делового общения
Теоретические вопросы:
1. Особенности официально-делового стиля (ОДС).
2. Подстили ОДС.
3. Жанры ОДС канцелярского подстиля.
Практические задания:
1. Прочитайте слова и словосочетания. Укажите те из них, которым свойственна окраска официально-делового стиля.
Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследования, ходатайствовать, обвинительный приговор, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик.
2. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами. Составьте предложения.
Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, дисциплина, совещание, обязанности, меры, претензия, благодарность, виза, выговор, соглашение, приказ, отчет, подпись, предписание, содействие, учет, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, решение, справка, счет, требование, характеристика, санкции.
3. Укажите наиболее употребляемые в официально-деловой речи варианты сочетаемости данных глаголов с существительными. Составьте предложения.
Внести, высказать, заслушать, обеспечить, объявить, предоставить, представить, принести, продлить, произвести, принять, предпринять, оказать, рассмотреть, удовлетворить.
4. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения.
Ответственность, действия, лицо, пособие, меры, обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, обслуживание, отношения, приговор, дети, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок.
5. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие предлоги:
В целях, в отношении, на предмет, в силу, в связи, в соответствии, по линии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке.
6. Чем вызвано нарушение смысловой точности высказывания в приведенных ниже фрагментах? Отредактируйте предложения.
Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. Необходимо ещё раз обсчитать все данные. Следует затвердить это на собрании. Мне было отказано под благоприятным предлогом. Был провозглашен приговор суда. Это достигалось самыми неугодными средствами. На заводе возникло нестерпимое положение.
7. Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.
· Шьют ли в ателье пальто из их материала?
· Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?
· Мне могут поменять студенческий билет, если нет новой фотографии?
8. Напишите: а) заявление с просьбой разрешить вам академический отпуск, продлить сессию и т.д.; б) доверенность на получение стипендии вашим одногруппникам, на получение посылки по почте и т.д.; в) объяснительную записку в следующих ситуациях: вы пропустили занятие, не явились на дежурство, опоздали на занятие и т.д.
Задания по орфографии и пунктуации
Выполнить задания 1 (устно) стр.60-62, 1 (устно) стр. 62-63.
Практическое занятие № 8
Тема: Научный стиль
Теоретические вопросы:
1. Научный стиль, его особенности.
2. Термины, требования к ним. Виды терминов.
3. Жанры научного стиля речи.
4. Реферат как жанр научно-информативного типа.
5. Структура текста научного стиля.
6. Правила оформления цитат, библиографии.
Практические задания:
1. Составить тексты научного стиля: аннотацию, реферат, конспект и т.д. (на выбор). Расскажите об особенностях каждого жанра.
Задания по орфографии и пунктуации
Выполнить задания 1-8 (устно) стр.63-70, задания 1-5 (устно) стр.75-80.
Практическое занятие № 9
Список литературы
Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2003.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. — 8-е изд. — М., 1995.
Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. – М, 1991.
Большой толковый словарь иностранных слов: В 3 т. / Сост. М. А.Червинская, П.П.Червинский. — Ростов-н/Д, 1995.
Бучкина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. -М., 1998.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2003.
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.
Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М.: Просвещение, 1996. – 304 с.
Волков А.А. Основы риторики. – М.: Академия, 2005.
Воронин В.П., Лылов А.И. Этика деловых отношений. Воронеж. 2006.
Голуб И.Б. Искусство риторики: Пособие по красноречию. – Ростов-на Дону, 2005.
Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. М., 2003.
Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учеб. для студентов-нефилологов / Под ред. О.Б. Сиротининой. Саратов, 2001.
Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы, ударения. — М., 1994.
Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2001. – 480 с.
Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб. / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 440 с.
Карнеги Д. Как вырабатывать в себе уверенность и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. – М., Прогресс, 1989.
Кузин Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие. М., 2004.
Кузнецов И.Н. Современная риторика: Учеб. пособие. – М., 2003.
Кузнецов И.Н. Современный этикет. М., 2007.
Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 560 с.
Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. -М. 1998.
Лопатин В. В., Чельцова Л. К., Нечаева И. В. Прописная или строчная?
Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А.Новикова. — 7-е изд. — М., 2001.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Уч. пособие для студентов гум. факультетов вузов. – М.: Академия, 2003. – 272 с.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение , ударение, грамматические формы/ Под ред. Р. И. Аванесова. - М., 2000.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001.
Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. В.И. Максимова. М., 2002.
Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. Шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 509 с.
Русский язык и культура речи: Учебник. – 2-е изд., перер. и доп. / Под ред. Проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 240 с.
Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 440 с.
Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.
Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003.
Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002.
Харченко В. К. Поведение: от реального к идеальному. - Белгород, 2005.
Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М, 2005.
Практическое занятие №1
Тема: Современная речевая ситуация
Практическое занятие №2