Коммуникативные качества речи. Речевой этикет.
Цели практического занятия: познакомиться с различными типами словарей, словарей-справочников, справочников, служащих непосредственным задачам культивирования языка и речи пользователей; уметь пользоваться этими справочными материалами на этапах подготовки и самоконтроля речи; знать особенности произносительных норм русского литературного языка (орфоэпия); соблюдать лексические (правильный выбор слова, следовательно, правильное его сочетание с другими словами), морфологические (правильное употребление слова как части речи с присущими ей особенностями), синтаксические нормы русского языка (особенности порядка слов, актуального членения предложения, логического ударения); уметь строить речь в соответствии с коммуникативными принципами и правилами; на практике отработать использование этикетных формул русского языка.
Вопросы
1. Дайте определение культуры речи.
2. Какие три аспекта культуры речи выделены в качестве ведущих?
3. Что такое языковая литературная норма? Дайте определение.
4. Какие факторы влияют на динамику литературной нормы? Можете ли Вы привести примеры из собственных наблюдений над языком?
5. Что такое нормализация литературного языка и его кодификация?
6. Какие ортологические словари (т.е. словари, рекомендующие нормы правильной речи) Вы знаете? Обратите внимание на различие типов этих словарей.
7. Перечислите качества «хорошей» речи.
8. В чем заключается «коммуникативная неудача»?
9. Как влияет на результат общения низкий уровень владения языком?
10. Каков главный этический принцип речевого общения?
11. Какие функции выполняет обращение? Какую роль играют этикетные формулы и эвфемизмы? Какова специфика ТЫ-общения и ВЫ-общения в русском языке?
Задания
1. Предложить варианты речевого этикета при знакомстве:
- с ровесниками,
- с людьми старшего возраста,
- с иностранцами.
2. Какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться:
- к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;
- к секретарю директора, чтобы узнать решение по вашему заявлению;
- к милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку.
3. Составьте для себя визитную карточку.
4. Составьте словосочетания с паронимами (при возникновении трудностей пользоваться толковым словарем): дефективный – дефектный, оборотливый – оборотный, эффектный – эффективный, опечатки – отпечатки, понятливый – понятный, демократичный – демократический, абонент – абонемент, описка – отписка.
5. Поставьте знак ударения в словах: документ, сливовый, знамение, кухонный, таможня, столяр, танцовщик, озвучение, премированный, маркировать, закупорить, щавель, факсимиле, досуг, копировать, черпать, грушевый, втридорога, килограммовый, кулинария, валовой, боязнь, жалюзи.
6. Образуйте форму родительного падежа множественного числа имен существительных: греки, яблоки, мандарины, свечи, облака, вафли, грузины, лимоны, серьги, сардины, рельсы, баржи, буряты, киргизы, манжеты, минчане, литры, килограммы.
7. Объясните значение приведенных паронимов: здравница – здравица, поделка – подделка, костный – косный, гарантированный – гарантийный, патронташ – патронат, невежа – невежда.
8. Образуйте названия жителей городов и местностей: Астрахань, Баку, Выборг, Пенза, Иркутск, Одесса, Омск, Париж, Мурманск, Сергиев Посад, Смоленск, Бородино, Дели, Вена, Старая Русса, Елабуга, Гусь-Хрустальный, Пинск, Полесье, Вятка, Каир, Ивангород.
9. Образуйте форму именительного падежа множественного числа, поставить ударение: бухгалтер, диспетчер, вексель, китель, свитер, торт, тренер, госпиталь, буфер, грифель, бант, борт, редактор, шофер.
10. Выполнить задания № 58, 63, 68- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 420-422.
Рекомендуемая литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2005, с.69-139.
2. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М., 2004.
3. Культура русской речи / Под ред. проф. Граудиной Л.К. и проф. Ширяева Е.Н. – М., 2000, с.68-95.
4. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М. 1989.
Словари и справочники
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).
2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ Под ред. Р.И. Аванесова. (Начиная с 5-го издания).
3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М., 1994.
4. Абрамов Н.А. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. (Любое издание).
5. Словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1983.
6. Лексические трудности русского языка. – М., 1994.
7. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.
8. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке/ Под ред. И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2004.