Тема 1. Речевая деятельность. Русский литературный язык

Как средство общения.

Цели практического занятия: понять особенности речевой деятельности; знать структуру и виды речевой деятельности; обсудить особенности речевой деятельности в социально-ориентированном общении; рассмотреть воздействие социальной среды на речевое поведение людей.

Вопросы

1. Что представляет собой речевая деятельность?

2. Докажите, что речевая деятельность имеет социальный характер?

3. Каким образом социальная среда оказывает влияние на речевое поведение человека/людей?

4. Приведите примеры вербально-символических средств, которые используются человеком для утверждения статуса в процессе социального взаимодействия?

Задания

1. Запишите не менее 3-х высказываний известных людей о русском языке и его роли для русского человека. Одно из высказываний прокомментируйте.

2. Приведите аргументы в пользу следующего высказывания: «Речевая деятельность имеет социальный характер».

3. Прочтите фрагмент из доклада. Что придает этому выступлению характер социально ориентированной речи, речи в массовой коммуникации?

4. Запишите разговоры детей, людей разных профессий. Сравните особенности использования языка разными людьми.

5. Дайте определение: литературный язык – это …

Укажите признаки литературного языка.

6. Замените просторечные слова на литературный вариант (слово, словосочетание, описательный оборот): свекла, красившее, уплочено, мукулатура, тубаретка, переспектива, журавель, тубаретка, ихний.

Рекомендуемая литература

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И. Максимова. М., 2000 (глава 1, § 3).

2. Леонтьев АЛ. Психология общения. М., 1997.

3. Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977 (раздел!).

4. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.

5. Тарасова И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез. М., 1992.

6. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачёсова Я.Д. Речь человека в общении. М., 1989 (глава III).

Тема 2. Речевое общение.

Эффективность речевой коммуникации.

Цели практического занятия: знать и уметь определять основные единицы речевого общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие); отработать построение высказывания в соответствии с правилами и принципами вербального взаимодействия (принципы последовательности, предпочитаемой структуры, кооперации, вежливости); уметь применять в речевой практике правила выдвижения тезиса и аргументов, подбирать сильные и убедительные доводы.

Вопросы

1. Охарактеризуйте основные единицы речевого общения.

2. Дайте характеристику основным принципам эффективности речевой коммуникации.

3. Назовите и охарактеризуйте основные виды аргументов.

4. Что понимается под невербальными средствами общения? Как они влияют на эффективность речевой коммуникации?

5. Назовите условия, обеспечивающие психологически правильное выслушивание собеседника и партнера.

6. Покажите значение умения слушать в деловых переговорах.

Задания

1. Перечислить возможные речевые ситуации, в которых уместны фразы «Извините, я тороплюсь», «Мне этот человек хорошо знаком», «Сегодня я себя неважно чувствую».

6. Подготовить письменно аргументы к следующим тезисам (по выбору):

2.1 Заимствованные слова засоряют речь.

2.2 Заимствование иноязычных слов полезно для русского языка.

2.3 Заимствование иноязычных слов неизбежно.

7. Выписать из толкового словаря значения следующих слов: деградация, интеграция, имитация, лига, амбиция, нотация, локальный, экспонировать, форсировать, экстремист.

8. С помощью орфоэпического словаря поставить знак ударения в словах: астроном, черпать, ремень, таможня, сосредоточение, согнутый, украинец, озлобленный, убыстрить, оптовый, ракушка, неправы.

9. Распределить приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед е. (Проверить себя по словарю).

Мягкое произношение Вариантное произношение Твердое произношение
[д’е]магог [д’е]по - [де]по [дэ]нди

Адекватный, альтернатива, анемия, аннексировать, антен­на, антисептика, атеист, ателье, аутсайдер, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, де­вальвация, декан.

10. Поставьте существительные в Р.п. мн.ч.: сапоги, края, вольты, бревна, чулки, таджики, гектары, свечи, помидоры, сумерки, ребра, цыгане, вафли, рулоны, простыни.

9. Определите род имен существительных: разиня, торнадо, пани, лебедь, салями, рагу, Конго, статус-кво.,

11. Выполнить задания № 1, 2, 3 - Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – С. 399-402.

Рекомендуемая литература

7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2005, с.163-201, 46-59.

8. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. – М., 2004.

9. Культура русской речи / Под ред. проф.Граудиной Л.К. и проф. Ширяева Е.Н. – М., 2000, с.47-68.

10. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. – М., 1998.

11. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 1999.

12. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М., 1992.

13. Тарасова И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез. – М., 1992.

14. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., 1997.

15. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении. – М., 1987.

16. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352 с.

Словари и справочники

1. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ Под ред. Р.И.Аванесова. (Начиная с 5-го издания).

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. (Любое издание).

3. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения. - СПб., 1998.

4. Словарь иностранных слов. – М., 1988.

5. Современный словарь иностранных слов. – М., 2000.

6. Словарь новых слов русского языка. Под ред. Н.З.Котеловой. - СПб, 1995.

7. Розенталь Д.Э., Справочник по правописанию и литературной правке/ Под ред. И.Б.Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Наши рекомендации