Обыденные представления о нормативных критериях взрослых возрастов
Вопрос, необходимый для понимания того, как происходит личностный рост, состоит в выяснении, откуда берутся новые образы Я, которые человек принимает в качестве руководства к действию. Откуда человек черпает идеи относительно того, каким ему следует (хочется) быть? Логика порождения таких образов Я различна. Выше (п. 6.2.6) мы уже указывали возможные источники: списывание с некоторого внешнего образца, создание нового образа в грезах и мечтах и нахождение того, каким надо быть для решения актуальных жизненных задач. Вероятно, можно было бы указать и другие источники. Но очень часто, и вероятно в качестве основного источника идей, выступают возрастные нормы, которые имеют хождение в обществе. В их структуре можно выделить:
1. Нормативные критерии возраста – принятые в культуре для описания возраста термины («молодой человек», «средний возраст», «юная девушка» и т.п.), выделяемые периоды человеческой жизни, представления о задачах и длительности возрастных этапов.
2. Возрастные стереотипы – черты и свойства, приписываемые данной культурой лицам того или иного возраста и задаваемые им в качестве всеми подразумеваемой нормы. Например, от человека зрелого возраста не ожидаются метаний в выборе профессии, высокой сексуальной активности, склонности к публичному озорству и т.п., к чему у молодых людей чаще отнесутся вполне терпимо.
3. Возрастные обряды – ритуалы, структурирующие жизненный цикл и возрастные переходы: отметить первую зарплату, сыграть свадьбу (чаще для молодых, а не для вступающих в брак 40-летних), отпраздновать юбилей (скорее 50 лет, чем 30), торжественно провести на пенсию…
4. Возрастная культура – специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного класса идентифицируют себя как принадлежащие этому возрасту и отличные от всех остальных. Например, разговоры «о молодежи» есть удел пожилых, а ценность социального успеха чаще обсуждается молодыми и зрелыми людьми, разговоры «о девчонках» и «о женщинах» звучат по разному у молодых юношей и мужчин в возрасте и т.п. Есть весьма показательный афоризм, схватывающий характерные для возрастов ценности: «если вы в молодости не революционер, то у вас нет сердца, а если вы в старости не консерватор, то у вас нет ума».
Указанные возрастные нормы исторически изменчивы и культурно зависимы, т.е. для различных исторических эпох и культур представления о том, каким человеку следует быть в том или ином возрасте, различаются. Но поскольку для каждых культурно-исторических условий такие нормы имеются, то люди берут их в качестве руководства к действию. Применительно к тем условиям, в которых живем мы, Е.Е. Солдатовой [2007] было проведено исследование таких норм, выборочные результаты которого мы и покажем.
Так, выяснилось, «что в представлениях, распространенных в нашем обществе, женщине молодого возраста отводится активная позиция как в сфере создания семьи и воспитании детей, так и в профессиональном плане и саморазвитии. Однако самые высокие значения по позициям "рождение детей" и "создание семьи" приходятся именно на образ типичной женщины ранней взрослости. Мужчина, согласно общественным представлениям, должен в первую очередь состояться как профессионал, быть активным в созидании и продвижении новых идей и интенсивно работать. Характеристики мужчины и женщины среднего возраста во многом схожи между собой, за исключением того, что на первой позиции для женщины в ряду наиболее ожидаемых обществом характеристик – воспитание детей (самое высокое значение среди всех возрастных групп), затем – интенсивная работа, наличие новых идей и продуктивность. От мужчины общество ожидает интенсивной работы (пиковое значение для всех возрастов) в первую очередь, а наличие новых идей связывает с профессиональным развитием и пиком активности. Воспитание детей – на четвертой позиции в ранге приписываемых мужчине среднего возраста ценностей. Образ мужчины среднего возраста включает в себя некоторые характеристики образа мужчины ранней взрослости. Среди них: профессиональное развитие, активность, стремление к новаторству, создание семьи, которые занимают почти одинаковые ранговые позиции. Различают эти образы качества, которые, включены в другие возрастные образы. Так, среди характеристик молодости встречаются такие, которые, очевидно, присущи предыдущему возрасту – юности, – активное усвоение знаний и импульсивность, а среднему возрасту приписываются качества, которыми также характеризуется типичный мужчина зрелого возраста: целеустремленность, продуктивность, удержание достигнутых высот (результатов), уверенность в себе. Подобную преемственность можно наблюдать и в характеристиках возрастных образов женщины. Профессиональное развитие, целеустремленность, новаторство и опыт – качества присущие и среднему возрасту и зрелости» [Солдатова 2007, с. 164].
«Возраст зрелости является переходным к возрасту мудрости, поскольку на первых позициях содержит большинство характеристик следующего возраста: хранение и передача опыта, стабильность, быть образцом для подражания. С той лишь разницей, что средние значения по этим качествам в возрасте мудрости значительно превышают значения этих характеристик в образе зрелого возраста (различия значимы на уровне p=0, 001). Пиковые значения для этого возраста приходятся на качества: у мужчин – быть образцом для подражания, а у женщин – уверенность в себе. Образ возраста мудрости у мужчин и женщин содержит такие характеристики как: опыт, забота о здоровье, поддержка молодых поколений, мудрость, осторожность, степенность, стремление к, и обретение духовности, солидность, стабильность. Большинство из этих характеристик являются пиковыми в данном возрасте [там же, с. 165].
«В возрасте мудрости образ мужчины отличают возможности интенсивной работы и стремление удерживать достигнутое. Здесь можно говорить о привычных полоролевых стереотипах в нашей стране. Мужчина традиционно более ориентирован на работу, профессиональную карьеру, профессиональный прогресс. Женщина же, как правило, сочетает высокую активность в профессии и общественной жизни с созданием и поддержанием домашнего очага, столь же активной заботой о семье. Возможно, поэтому активный период в жизни типичной российской женщины короче, чем у мужчины. Стереотипы же требуют от мужчины более долгой профессиональной активности и ответственности за экономическую стабильность семьи [там же, с. 166].
Е.Е. Солдатовой были выделены конструкты, которые лежат в основе обыденных представлений о возрастных нормах применительно к взрослым людям. Когда в пространстве двух наиболее сильных конструктов были расположены представления об ожиданиях к разным возрастам, то полученная картина оказалась такой, как показана на рисунке 6 [Солдатова 2007, с. 171].
Рисунок 6 Семантическое пространство стереотипных представлений о возрасте
Условные обозначения:
мудр. Ж. – типичная женщина возраста мудрости;
мудр. М.– типичный мужчина возраста мудрости;
зрел. Ж. – типичная женщина возраста зрелости;
зрел. М.– типичный мужчина возраста зрелости;
ср. взр. Ж. – типичная женщина возраста средней взрослости;
ср. взр. М – типичный мужчина возраста средней взрослости;
мол. Ж. – типичная женщина возраста молодости;
мол. М. – типичный мужчина возраста молодости.
Как видим, в отношении молодости ожидания ясны: главное продуктивность и новаторство, а мудрость придет позже. С возрастом, как ожидается, новаторство будет снижаться, зато мудрость прирастать. Представления людей о возрастной динамике нашли отражение в поговорке «Если бы молодость знала, если бы старость могла».
Мы привели результаты исследования Е.Е. Солдатовой с тем, чтобы показать, на что именно ориентируются при выборе нового для себя образа Я люди, склонные следовать обыденным представлениям. Скорее всего, таких людей большинство. Любопытно понять, откуда берутся те, кто ищет иные пути, не сводимые к возрастным нормам.