Младший школьный возраст: укрепление характера.
Все черты характера, приобретенные в предыдущих возрастах, в полной мере проявляются в новых социальных условиях. Большая часть из них продолжают укрепляться, но некоторая часть (которые оказались уж слишком неадекватными) ослабевает. Но все они в той или иной степени видоизменяются. Так, болтун и в школе остается болтуном, но в положительных случаях несколько подстраивается под школьный режим: на уроке говорить по теме, а без умолку и о чем угодно – на перемене. Напористость будет проявлять себя всегда, когда ребенок чего-то хочет добиться. Но формы напористости могут видоизмениться: школьник научится задавать учителям «каверзные» вопросы, организовывать одноклассников на спортивные соревнования, быстро находить необходимые книги в библиотеке и ресурсы в Интернете и т.п.
Кроме общего укрепления характера, в младшем школьном возрасте создаются оптимальные условия для формирования трудолюбия как черты характера. Этому способствует систематичность организации школьной жизни, необходимость и обязанность ребенка включиться в нее и выполнять все предписания. Если в предыдущем возрасте развитие ребенка протекало без резких отклонений, и ситуация в семье была сравнительно благоприятной, школьная жизнь – даже несмотря на многие упущения и недостатки – благоприятно сказывается на характере ребенка, именно в силу систематичности и достаточного количества эмоционально насыщенных ситуаций (о факторах фиксации см. 3.4.4). Трудности младшего школьного возраста оказываются в результате не только испытанием, но еще и оптимальной тренировочной нагрузкой. Школьники учатся прилагать систематические усилия к тому, чтобы овладеть учебным материалом.
К сожалению, довольно часто дети приходят в школу уже с большим количеством сбоев в характере. В личностной сфере у многих из них также накапливается немало деформаций. Все это затрудняет овладение не только учебного материала, но и различных сторон школьной жизни. Тем не менее, школа обладает мощным потенциалом воздействия на школьников в силу своей технологичности: уроки посещаются, домашние задания (пусть и не всегда) выполняются, часть материала осваивается. Поэтому даже среди детей с трудностями у многих все равно формируется минимально необходимый (а порой и достаточный) уровень трудолюбия и усидчивости. Только сравнительно небольшая часть из них выпадают из указанной тенденции.
Таким образом, трудолюбие как черта характер если и не полностью формируются, то многим все же прививается как качество с разной степенью его выраженности.
Во многом школьная жизнь становится прототипом будущей воли, которая для некоторых людей может стать чертой характера (о таких людях говорят «волевой»). Вслед за тем, что большинство детей рассматривают школьную жизнь как многоуровневую систему принуждения, у многих людей затеем воля ассоциируется с принуждением себя, умением заставить себя там, где не достает мотивации («когда не хочется»). В той мере, в которой преподаватели обучают своих подопечных простым смыслотехникам (например, «представь, как будет приятно посмотреть на свой результат», «порадуешь папу своими хорошими отметками»), процессы воления у школьников включают в себя эти приемы. Некоторые дети оказываются особенно чувствительны к новым для себя средствам самоуправления, преуспевают в том, чтобы «брать себя в руки», у них складываются предпосылки формирования волевого характера в последующие годы.
Во многом благодаря трудолюбию и началам воли в целом происходит и укрепление характера.
Еще одна прототипическая схема, которая получает подкрепление в младшем школьном возрасте, касается конкуренции. Некоторым детям конкуренция доставляет столько хлопот и неприятностей (занимали последние места, не нравилось напряжение, или еще почему-то), что они затем всю жизнь избегают всех ситуаций, даже хоть отдаленно напоминающих конкуренцию. Другие же, наоборот, в конкуренции открывают для себя источник энергии, вдохновения и личной выгоды. Указанные в отношении конкуренции фиксации могут больше повлиять на склонности и направленность интересов (ближе к личности), но могут стать основой и для ряда черт характера: драчливости, склонности спорить и заключать пари, азартности и т.др.
Применительно к характеру можно поразмышлять и о том, что в младшем школьном возрасте наблюдаются первые проявления девиантности в поведении. Это уже не простое непослушание дошкольника, а нечто самостоятельное и устойчивое, которое начинает жить самостоятельной жизнью, со временем все острее проявляясь в социальных отношениях.