Дошкольный возраст: развитие характера
Характер продолжает развиваться и в дошкольном возрасте, как продолжают накапливаться и индивидуальные различия между детьми. Но теперь это уже не только темпераментные особенности, которые хорошо видны даже у младенцев. В полную силу проявляются те фиксации, что сложились в раннем детстве. Все межличностное общение является полигоном для реализации характера. Но помыслы ребенка не в этом. Он хочет быть взрослым, хочет действовать по-своему – эти желания вторгаются в характер, стремятся использовать его в своих целях. Если ребенок упрямый по характеру, то свои желания он будет реализовывать, упрямо настаивая на своем, и в этом случае характер хорошо способствует его личностным устремлениям. Если же ребенок капризный, то будет добиваться своего с помощью капризов, и здесь характер тоже в целом будет полезным для личности. Если же ребенок по характеру «тихоня», уступчив, скрытен, то для реализации своих желаний ему придется искать более сложные способы: где-то похныкать, где-то сделать исподтишка, где-то уговорить. Инструментальные возможности характера в последнем случае прямо не соответствуют личностной доминанте, но при некоторой гибкости все же обеспечивают ее осуществление.
Таким образом, можно отметить первые важные моменты в соотношении характера и личности:
· характер и личность могут сопрягаться согласованно, но могут быть и рассогласованы, когда инструментальные возможности характера будут не (вполне) соответствовать устремлениям ребенка;
· когда личность и характер согласованы, характер будет иметь тенденцию укрепляться, фиксироваться еще сильнее, и личность здесь выступает в качестве силы, которая поддерживает и усиливает характер;
· когда личность и характер согласованы плохо, характер будет иметь тенденцию к смягчению, к повышению поведенческой гибкости, к разнообразию используемых средств.
А на личностном уровне в это же время решается очередное противоречие между «хочу» и «приходится считаться». Ребенок вынужден считаться с мнением других людей, их не совпадающие желания сталкиваются, часто возникает необходимость в средствах воздействия на других, и в средствах взаимодействия с ними. И снова у ребенка нет иной возможности, как обратиться к тому, что есть в его опыте межличностного взаимодействия, отложившемся в характере. А поскольку жизнь ставит все новые задачи, то постепенно создаются и новые способы их решения. Но почти никогда это не бывает изобретением принципиально нового, и в большинстве случаев характер услужливо предлагает варианты уже используемых средств. Следовательно:
· в характере ребенка продолжают сохраняться его (характера) основные признаки и склонности, возникшие ранее и устоявшиеся за годы использования;
· новые средства воздействия на людей, как правило, сохраняют свою преемственность с теми средствами, которые уже существовали ранее;
· характер развивается путем дифференциации и усложнения иерархической организации.
Что касается содержания характера, то здесь можно говорить лишь предположительно, потому что каждая конкретная жизнь разворачивается в уникальных социальных условиях, сопряжена с очень разнообразными фиксациями. Но исходя из общих закономерностей данного возраста, можно предполагать, что он может быть чувствителен (сензитивен) для формирования следующих черт характера.
Своенравность. Проявляется данная черта характера в склонности игнорировать пожелания и, в особенности, указания других людей, вершить произвол – так, будто кризис первого рождения личности стал для таких детей хроническим. Как правило, то, что свойственно поведению ребенка в кризисе, имеет тенденцию постепенно смягчаться, в народе говорят «ребенок перерастает», т.е. с возрастом поведение само постепенно меняется. Мудрость обыденного сознания предписывает отнестись к возрастным трудностям с пониманием и терпением. Можно сказать, что нормативный негативизм постепенно изживается. З. Фрейд использовал понятие изживания для объяснения того, как сменяют друг друга стадии психосексуального развития. Ясного определения данного понятия у него нет, но есть указания на то, что энергия либидо должна переместиться с одной эрогенной зоны (и в ней быть изжитой, выработанной) на другую.
Применительно к нашему контексту определим изживание как процесс вырабатывания (вычерпывания) позитивного потенциала некоего явления для данного возрастного периода. Это означает, что как только, например, негативизм выполнит свою позитивную миссию, то он идет на убыль. Но для некоторых детей это не так. Когда у большинства тотальный негативизм постепенно спадает, у этих выставление своего Я превращается в подчеркнутое индивидуальное качество. Причины фиксации те же, что уже обсуждались в целом для характера (см. 3.4.4.), но можно дополнительно отметить как минимум еще один специфический именно для своенравности.
Если родители слишком сильно пресекали произвол ребенка, а его темперамент и предыдущие фиксации обеспечивали возможность бороться («нашла коса на камень»), то сценарий противоборства получил дополнительное подкрепление (ужесточился). Возможно, при этом случилось несколько эпизодов, в которых произвол принес чувствительную пользу ребенку, оказался продуктивным – то ли для отстаивания своей индивидуальности, то для поддержки своего Эго, то ли для удовлетворения актуальных потребностей. Приемы настойчивого отстаивания своих желаний получили статус супер-предпочитаемых, генерализовались на широкий класс ситуаций, пока не превратились в черту характера, выраженность которой может варьировать от подчеркнутой настойчивости до крайней (несносной) требовательности.
Обобщать в названии до черты характера такое поведение можно по-разному, при этом будут различаться названия, внешние проявления могут быть несколько другими, но за всеми видами поведения чувствуется одно и то же явление – не изжитость поведенческого рисунка кризиса 3-х лет.
Если внимательно изучить другие особенности дошкольного возраста (см. 5.1.), то обнаруживаются и другие прототипические схемы, которые могут стать основой для различных черт характера.
1. Компетентность в общении. Одна из задач дошкольного возраста – освоить внутреннюю социальных, и в частности, межличностных отношений (см. 5.1.2). Те, кому это очень хорошо удалось, со временем проявляют такие черты как общительность, синтонность и т.п. При избыточно прагматическом использовании компетентность вырождается в манипулятивность, хитрость, изворотливость. Или наоборот, ребенок может совершенно не уловить стержня этой компетентности, тогда и возникающие черты характера будут противоположными: прямолинейность, бестактность и т.п.
2. Эгоцентризм в мышлении. Как было показано в экспериментах Ж. Пиаже, эгоцентризм постепенно преодолевается, уступая место децентрации. Но эгоцентризм может соединиться с незрелыми моральными предпочтениями, берущими свое начало также из кризиса 3-х лет, – заботой лишь о себе (или преимущественно), игнорированием интересов других людей, эмоциональной нечувствительностью и т.п. Тогда можно ожидать таких черт характера как эгоизм, нарциссизм и им подобных.
3. Социальная сила. Это частная переменная социальной компетентности, обеспечивающее адекватное участие человека в социальных ситуациях, где важную роль играют вертикальные соотношения, иерархия соподчинения, приоритеты в принятии решений и пользовании социальными благами. Адекватность состоит в том, чтобы «играть по правилам», а компетентность – в умении эти правила использовать при решении жизненных задач. Некоторые дети хорошо усваивают те приемы, которые дают им в руки власть – над сверстниками (умение убедительно говорить, припугнуть, нажать, потребовать и проч.) и над взрослыми (упрямиться, досаждать, убедительно объяснять и т.д.). Ощущение своего могущества (от слова «могу») выступает подкреплением и ведет к усилению как мотивационного (стремление к власти, готовность применить силу), так и операционального (умение оказывать давление и управлять ситуацией) компонентов будущих черт характера. Такими чертами могут быть властность, уверенность, напористость и другие. Те же дети, которые по параметру силы не преуспели, постепенно проявляют черты, отражающие склонность и способность подчиняться – уступчивость, мягкость, слабость характера.
4. Социальная дистанция. Часть детей в большей степени ориентируются на публичность в своем поведении, проявляя признаки хвастовства, болтливости, демонстративности. Другие находят себя на полюсе приватности, вырабатывая такие черты как замкнутость, стеснительность, неприметность и пр.
5. Собственность. По этой социальной переменной дети также постепенно распределяются вдоль условной оси «жадность – щедрость» или «экономность – расточительность», крайние полюса проявляются как черты характера (что хорошо отражает суть характера – чрезмерная выраженность, «чеканка»).
6. Инициатива. По этой переменной социальных отношений некоторые из детей постепенно находят себя на полюсах: безынициативность, пассивность, лень, стеснительность или инициативность, активность, общительность, напористость, демонстративность и т.п.
Как видим, некоторые черты характера появляются на пересечении двух или более отмеченных переменных. О закономерностях таких объединений мы поговорим далее, применительно к акцентуациям подростков.
Реальное разнообразие черт характера заметно выше, чем мы только что отметили, но нам достаточно было показать возможные пути возникновения черт характера. А самое важное в профессиональном отношении – показать, что в основе всех черт характера лежит некоторое количество параметров социальных (в частности, межличностных) отношений. Знание об этом открывает возможности для работы с чертами характера. Через анализ лежащей в ее основе социальной переменной мы выходит на личностные предпочтения данного человека, смотрим решение какого рода социальных задач вызвало данную черту характера, помогаем человеку найти другие способы решения этих задач – а это уже и будет несколько иная черта характера.