Юношеский возраст: второе социальное испытание личности
Возрастные границы юношеского возраста ограничим примерно в диапазоне с 16 до 23 лет [Моргун, Ткачева 1981], хорошо понимая, что этот диапазон, особенно по отношению к развитию личности, весьма условен. Завершение личностного становления может состояться и заметно раньше окончания данного диапазона, но может растянуться на годы, хронологически составляющие взрослость (дети или подростки в обличье взрослых).
Юношеский возраст – это завершение перехода от детства к взрослости, точнее, время окончательного перехода к взрослости. Как удачно выразился Л.С. Выготский, «юность – скорее молодость зрелости, чем старость детства» [цит. по Моргун, Ткачева 1981, с. 58]. Обсуждение происходящих изменений, составляющих процесс личностного становления юноши или девушки, мы вынуждены давать в сравнении с тем, что было сказано в отношении подросткового этапа. Тому есть причины. Во-первых, исследований юношеского возраста и, соответственно, его описаний, заметно меньше, чем подросткового, поэтому нам приходится немного экстраполировать. Во-вторых, этот возраст является прямым продолжением (и по возможности завершением) процессов, получивших свой импульс в отрочестве, что в наибольшей степени справедливо для самоопределения.
При переходе от подросткового возраста к юношескому постепенно происходит уточнение вопроса, актуализирующего процесс самоопределения. Центральный для подростка вопрос – «Какой я?» В юношестве все острее встает необходимость ответа на вопрос «Кто я?», игнорировать который по мере окончания учебы в школе становится невозможным. Ответ на этот вопрос дается самой социальной активностью юноши или девушки: выбор профессии, рода занятий, занятие некой социальной ниши.
Социальные вызовы и пробы
Мотивационные акценты.
Подросток довольно долго и настойчиво боролся за то, чтобы освободиться от опеки и присмотра со стороны взрослых, им хотелось свободы, понимаемой как «остаться без родителей». Для юношей и девушек такое стремление все еще сохраняет свою актуальность, но приобретает заметно иную окраску. Если подросток еще не знал, в какой именно форме он получит долгожданную «свободу», то закончившие школу в большинстве своем уже довольно хорошо представляют, какие варианты у них имеются, и какой ценой они могут быть реализованы. Для современных условий в нашей стране это могут быть:
Пути ухода от родителей | Вероятная цена (затраты и трудности) |
Уехать из родных мест учиться | Надо немало потрудиться, но все равно жить придется за счет родителей |
Пойти работать | Специальной квалификации никакой, невысокие заработки |
Уйти в армию (для юношей) | Оказаться в полном подчинении других людей |
Выйти замуж (для девушек) | Взять на себя супружеские обязательства, отказаться от периода «свободных гуляний» |
Как видим, указанные варианты все еще не дают полной реализации желания быть самостоятельным. Выбор того или иного пути во многом зависит от наличных обстоятельств жизни, от интересов девушки или юноши, а также от того, какими ресурсами они располагают. Последнее часто определяет, какого рода цена будет заплачена, поэтому выбор нередко в большей степени строится на прогнозе предполагаемых затрат, чем на прогнозе желанных приобретений. Прогнозы же о соотношении приобретений и затрат могут содержать в себе немало ошибок. Например, среди клиенток регулярно встречаются девушки и женщины, которые вышли («выскочили») замуж ради того, чтобы поскорее сбежать из дома. Тогда им это представлялось самым простым решением своих проблем. Но протестная («назло мамке обморожу палец») или защитная (бегство по принципу «первый раз замуж – за кого угодно») мотивация оказывается неважным фундаментом для семейной жизни. Тем более, в современных условиях соблазны юности продолжают привлекать к себе, что для части из юных жен переживается с трудом («не нагулялась еще»). При столь неудачном мотивационном обеспечении раннее замужество порождает гораздо больше новых проблем, чем решает прежних.
Подавляющее количество девушек и юношей понимают, что им понадобится еще несколько лет на то, чтобы стать по настоящему самостоятельными. Для этого сначала надо решить немало иных задач: выбрать свой род занятий, освоить профессию, занять прочную социальную позицию, научиться материально обеспечивать себя (и свою семью тоже) и т.д. Как видим, в отличие от подростков, многие из них уже вполне сносно строят планы своей жизни, а самое главное, готовы совершенствоваться в социальных достижениях.
Особенность новой социальной ситуации развития в юношеском возрасте состоит в том, что они сталкиваются с испытанием своей идентичности, еще не вполне окрепшей. Основу испытания составляет конфронтация с социальными институтами. Юноша или девушка в гораздо большей степени, чем подростки, оказываются один на один с обществом, с государством, с организацией. В каком бы направлении они ни пошли – устроились на работу, поступили в вуз или колледж, ушли в армию, и даже в бездельничанье или бродяжничество, – везде имеется некий социальный институт, перед которым они самостоятельно несут полную ответственность. И эти институты, в отличие от школы, уже не могут полноценно адресоваться к их родителям. Там же, где такая возможность еще имеется, то она все время убывает, и постепенно меняет свое содержание.
Социальное давление.
Любой человек постоянно испытывает на себе социальное давление со стороны окружающих и общественных институтов. Просто на различных возрастных этапах это давление частично меняет свою содержательную направленность. В юношеском возрасте основные требования касаются выбора рода занятий и ожидание, что девушка или юноша определятся с тем, какое социальное положение они будут занимать. Оформляется социальное давление в разных формах. Наиболее часто это вопросы, которые задают окружающие (включая и сверстников): «Ты куда собрался пойти учиться?», «Ты что, решил сначала поработать?», «Чем ты намерена заниматься?», «Ты еще замуж не собираешься?» и т.п. Другая форма – окружающими и обществом предлагаются различные варианты решения центральной задачи юношеского возраста. Это и организованная профориентационная работа, и реклама профессий, и радио- или телепередачи, и объявления о вакансиях и о наборе в учебные заведения различного рода и т.д. Третья форма – обсуждение чужих решений, используя их как модельные ситуации. Такие разговоры часто заводят родители, а также сверстники. В целом создается довольно плотное давление, побуждающее к решению задачи на социальное самоопределение.
Важность решения главной задачи юношеского возраста видна в том, какие вопросы люди задают друг другу во время знакомства. В большинстве случаев сразу после называния имен или вскоре после этого спрашивают о роде занятий и занимаемом положении в обществе: «Кем вы работаете?», «Ты где учишься?» и т.п. Обратите внимание, о чем вы стремитесь узнать, когда кто-то рассказывает вам о своем новом знакомстве. А также о чем расспрашивают вас родители, когда хотят узнать, с кем вы встречаетесь. Вопросы о социальном статусе в подавляющем количестве случаев будут занимать почетные первые места.
И чем больше времени проходит с момента окончания школы, тем настойчивее становится социальное давление, так что уже к 20-летнему человеку отношение будет негативное, если на вопрос о роде занятий ему/ей нечего ответить. Окружающие тогда сами определяют его социальный статус: бездельник, «сам не знает, чего хочет» и т.п.
Разумеется, на какое-то время можно оттягивать собственное самоопределение, отдавшись потоку событий, организованному кем-то со стороны. Это может быть служба в армии, поступление в «лишь бы какой» вуз (по настоянию родителей или за компанию с друзьями), раннее замужество и дети, согласие помочь в папином бизнесе и т.п. Внешне все выглядит вполне благополучно, социальный статус имеется, и для некоторых людей такое состояние может длиться многие годы. Но в таком решении (а точнее, не решении) заложена мина замедленного действия. В какой-то момент жизни все равно встает необходимость определиться, «мое это или не мое». Все равно человек встает перед задачей на выбор, а следовательно, ему необходимо совершить поступок (возможные варианты того, как человек решает задачу на поступок, мы обсуждали выше, см. 1.4.3.). И только ответственно пройдя точку выбора, человек обеспечивает себе личностную устойчивость в той части жизненных задач, которая касается социального статуса и характера своего включения в общественную жизнь.
Тест на социализированность.
Юношеский возраст – это целая серия тестов, которые молодые люди проходят в своей жизни. Основной вопрос тестирования – станет ли данный человек полноправным членом общества?
Некие универсальные требования к прохождению тестов выставляет государство. Оно признает зрелость своих членов не сразу, а постепенно. Государство следующим образом определило способность человека нести ответственность за свои деяния.
С 14 лет у граждан России, например, наступает уголовная ответственность за тяжкие преступления, следующим образом перечисленные в статье 20 Уголовного кодекса РФ: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
С 16 лет наступает уголовная ответственность уже за все без исключения виды преступлений. Полные гражданские права молодые люди получают с 18 лет, т.е. уже в рамках юношеского возраста. Некоторые конституционные права также предоставляются с возрастом. Так, согласно Конституции РФ «депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах» (ст. 97, п. 1), что также находится в пределах юношеского возраста. Разумеется, есть и обязанности: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (ст. 38, п. 3). И только особенно ответственные позиции в государстве доверяются людям более старшего возраста: «Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет» (ст. 119). Как видим, начало профессиональной деятельности предполагается как раз в юношеском возрасте, что означает ожидаемую социализированность человека. И только занятие должности президента выносится заметно за пределы юношеского возраста: «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет» (ст. 81, п. 2).
Помимо официальных государственных ограничений, подразумевающих ту или иную (не)способность своих юных граждан, в обществе существует немало иных рубежей (испытаний), через которые молодые люди проходят тем или иным образом. Можно выделить несколько переменных, по которым они проходят испытания (тестирование). Мы укажем лишь некоторые, чтобы дать представление о том, через что юноши и девушки неизбежно проходят. Каждый из вас может предложить несколько иной их перечень.
1. Тест на профессиональное определение. Окружающие очень чутко отслеживают: уже выбрал(а) себе юноша или девушка профессию или еще почему-то нет, какую именно профессию выбрал, выбирал по стечению обстоятельств (под влиянием окружения и традиций своего социального круга) или сделал рывок, выйдя за пределы имевшихся у него близких возможностей и т.п. Как только выбор сделан, внимание окружающих к этой переменной быстро иссякает.
2. Тест на ответственность. Окружающие люди оценивают «испытуемого» на предмет его способности держать слово, выполнять свои обязательства, готовности иметь дело с последствиями своего поведения (признает или отпирается, готов извиниться и исправить или оправдывает себя), на кого склонен возлагать ответственность за свои успехи и неудачи, за жизнь в целом (локус контроля) и т.п. По мере прохождения испытания люди выносят свои суждения (иногда с осуждением): «скользкий», «ветреный», «серьезный», «все берет на себя», «любит делать исподтишка» и т.п.
Чтобы пояснить, как выглядит проба на ответственность, приведем примеры. Явный дефицит ответственности заметить легко: ответ на экзамене неважен, а студент(ка) просит отметку получше, объясняя свою неподготовленность различными «неожиданностями» в его/ее жизни. Особенно когда есть попытки разжалобить преподавателя, мы констатируем использование еще и инфантильной стратегии воздействия, призванной уклониться от ответственности. И наоборот, готовый(вая) иметь дело с последствиями своих поступков студент(ка) просто принимает (пусть с неудовольствием) закономерный результат («как поработаешь, так и поешь»).
А вот неочевидная ситуация. Студент(ка) просит у декана разрешение на свободное посещение занятий, объясняя тем, что он/она устраивается на работу. Внешне все выглядит по-взрослому: работа, официальное разрешение и т.п. Но если оценить глубже, то обнаруживается стремление переложить на деканат часть ответственности за свое решение начать зарабатывать собственные деньги. Ведь, по определению, ответственность есть готовность иметь дело с последствиями своих поступков. В данном случае это пропуски занятий, отработки, необходимость объясняться с преподавателями и деканатом, возможные трудности в сессию и т.п. Если же декан даст разрешение на свободное посещение, то часть ответственности вынужден будет взять на себя. То, что социальная ситуация становится деформированной, обнаруживается, во-первых, в том, что студент(ка) получает одностороннее преимущество перед однокурсниками (больше возможностей, меньше ответственности). И, во-вторых, в том, что нарушается принцип единства требований, следовательно, ставится под вопрос порядок управления учебным процессом. Тогда как ответственно и конструктивно было бы договариваться с преподавателями о своих возможных пропусках и отработках заблаговременно, что позволяет не попадать в ситуацию виноватого и догоняющего. Но это требует более зрелого подхода к решению своих жизненных задач. И действительно, часть студентов успешно их решает, не перегружая заботы о своем заработке на окружающих (например, ночью танцевала на трех площадках, утром сдает экзамен на «хорошо» и с пониманием говорит, что немного не хватило времени, чтобы выучить лучше).
Частным случаем социальной компетентности, отражающий, как правило, ее высокую выраженность, является социальная активность – готовность и способность человека проявлять субъектность в социальных отношениях при решении социальных задач: самостоятельную постановку целей, преобразование условий для улучшения возможностей достижения своих целей, напористость и лидерство.
3. Тест на самостоятельность. Социальная самостоятельность, к которой так стремился подросток, во многом становится реальностью для юношей и девушек. Испытанию же подвергается способность ею грамотно распорядиться. В зависимости от успешности его прохождения как молодой человек, так и окружающие определяют, по меньшей мере, следующее:
· насколько самостоятелен человек в постановке целей, в выборе средств их достижения, и в самих действиях по их достижению;
· насколько управляема его/ее самостоятельность – то, насколько прислушивается человек к предложениям, советам и рекомендациям близких ему людей и других окружающих (самостоятельность не равна самодурству и произволу);
· гибкость и адекватность – умеет ли он/она отказаться от самостоятельности, если того требуют обстоятельства или смысл ситуации.
4. Тест на социальную компетентность. Социальная компетентность – это способность человека ориентироваться в социальных ситуациях, ставить адекватные цели, правильно определять подходящие и экономные пути их достижения, умение находить для этого соответствующие ресурсы. Социально компетентный человек характеризуется тем, что ему в целом неплохо удается решать повседневные социальные задачи: найти необходимую информацию, получить нужные документы (справки, договора и т.п.) и официальные разрешения, привлечь необходимых помощников (знакомые, заинтересованные союзники, друзья, родственники и т.п.) и ресурсы (время, знания, умения, квалификацию) и т.д. Важно также то, что социально компетентный человек решает эти задачи ценой вполне приемлемых и разумных затрат. Наоборот, социально некомпетентный человек проявляет беспомощность порой даже при решении простых задач (например, узнать условия получения льгот при поступлении в учебное заведение), испытывает растерянность, часто нуждается в помощи других людей.
Тест на социальную компетентность в том и состоит, что юноша или девушка, как ожидается, проявят качества, необходимые для самостоятельного решения разнообразных социальных задач. Ту или иную степень социальной компетентности проявляют все люди, так что их можно проранжировать по уровню проявленной компетентности. Испытание, которое проходят юноши и девушки, позволяет им оценить, насколько сложные социальные задачи они способны решать. Результаты социального тестирования влияют на уровень притязаний юношей и девушек, помогают оценить свои силы при определении своих жизненных планов.
5. Тест на сексуальную компетентность. Для большинства молодых людей юношеский возраст знаменует начало активной (сравнительно регулярной) половой жизни. Во многом душевное благополучие юношей и девушек определяется тем, какими окажутся результаты тестирования в данной области:
· выявленная степень привлекательности для противоположного пола: количество и содержание получаемого внимания, отзывы, готовность поддерживать знакомство и т.д.
· насколько хорошо удается заводить знакомства с привлекательными для себя лицами – быстро ли, легко ли, в радость;
· насколько успешно протекает первый период знакомства, межличностного сближения;
· успешность собственно сексуальных контактов – ожидаемое удовольствие, душевная близость (или наоборот, «без обязательств»);
· степень верности партнеров (в сравнении с собственной) и их толерантности к индивидуальным особенностям.
По крайней мере, указанные темы часто возникают в качестве проблем, которые становятся предметом обсуждения на консультативных встречах.
Доступные модели.
Успешность прохождения указанных испытаний во многом определяется тем, какого рода модели для подражания были доступны девушкам и юношам в течение их жизни. В разных социальных условиях людям доступны различные модели, которым предлагается следовать. Семейный клан Бахов в Германии воспитал десятки музыкантов и композиторов, которые успешно работали в XVII веке и были хорошо известны в свое время. Дети не обязаны копировать своих родителей в их роде занятий, но модели поведения, связанные с ответственностью, социальной компетентностью, социальной активностью и в особенность с поведением в межполовых и семейных отношениях, во многом перенимаются в ходе всего детства. А в юношеском возрасте они проявляются уже как готовые шаблоны, часто неосознаваемые, которые имеют преимущество для использования перед другими моделями, заимствованными из средств массовой информации, книг, примеров своих знакомых и т.п. Пожалуй, только сказки способны конкурировать с семейными шаблонами, но и они часто окрашены комментариями родителей или отношениями в семье, ассоциированными с читаемыми сказками.
Поэтому у юноши или девушки всегда имеется некоторый запас моделей, с которого можно начинать строить свою жизнь. Эти модели принято называть имплицитными (неявными, слабо сознаваемыми) моделями, опираясь на которые люди совершают свои выборы и организуют свое поведение. В юношеском возрасте большинство моделей проходят тестирование на конструктивность и адекватность тем социально-экономическим условиям, в которых живут молодые люди. Но, как говорят астрологи, «звезды склоняют, но не обязывают». То же и с семейными программами и имплицитными моделями. Молодой человек может принять их к использованию, даже не задумываясь, не утруждая себя пониманием и анализом. Если его такая жизнь устраивает и возникающие проблемы успешно решаются, то стереотипное воспроизведение можно считать продуктивным. Вместе с тем, девушка или юноша может по своему усмотрению пересмотреть какие-то из ранее усвоенных моделей. Для этого они, разумеется, должны быть осознаны.
Необходимость их изменения возникает или по причине новых амбиций (а может и наоборот, пассивности), или из-за регулярно возникающих проблем при попытках воспользоваться усвоенными шаблонами. Огромное количество жалоб, с которыми профессиональному психологу приходится иметь дело, вызваны применением по сути неконструктивных или неадекватных данной ситуации моделей поведения. Наша профессиональная помощь во многом состоит в том, чтобы вскрыть порождающие проблемы модели, довести до осознания клиента и поставить его перед необходимостью выбора: будем жить по-старому и жаловаться, или найдем лучшую модель, освоим ее, и заживем по-новому (но ценой дополнительных усилий).
Прошу обратить внимание, что мы не рецепт выписываем, не рекомендации даем, а предлагаем клиенту совершить поступок – выбрать, каким образом он намерен жить дальше. За этим стоит по настоящему ценностный выбор (или – или):
· жаловаться, перекладывая ответственность за свою жизнь на других, отдавая им рычаги управления своей жизнью и душевным благополучием
· взять на себя полную ответственность за данный фрагмент своей жизни и самому решать, как жить и кем быть.
Основу данного выбора действительно составляет самоопредение – кем быть, т.е. необходимость совершить выбор между образами «Я»: Жертва или Созидатель (объект или субъект по отношению к обстоятельствам жизни).
Именно этим мы способствуем укреплению его личности, его личностному росту. Работать через постановку задачи на поступок можно уже и с подростками, но начиная с юношеского возраста и далее эта стратегическая установка становится основной в работе профессионального психолога.
* * *
Таким образом, перед юношами и девушками встает задача своего возраста – совершить выбор (уже во многом безвозвратно), какую социальную позицию предпочесть, т.е. выбрать свою социальную идентичность. Степень зрелости выбора будет зависеть во многом от качества совершенного выбора. Будет ли это полноценный поступок (сознательно, с взятие ответственности, с готовностью вложить необходимые усилия и другие ресурсы), или его упрощенные версии или заменители (см. 1.4.1. и 1.4.3.).
В принципе, можно выделить следующие стадии становления социальной идентичности:
1. Опробование различных социальных позиций в игре (преимущественно в дошкольном возрасте).
2. Занятие нормативных социальных позиций, таких как ребенок, школьник, покупатель и т.п.
3. Опробование различных социальных позиций в реальной деятельности: кружки, спортивные секции, массовые мероприятия, в частности, политические, спонтанное участие в социальных движениях (подростковый и юношеский возрасты).
4. Принятие некой социальной позиции – социальная идентификация, согласие или по своей инициативе официальное закрепление ее.
5. Активное занятие (если надо, то через борьбу за…) некой социальной позиции, отстаивание своего права на нее, преодоление возможных препятствий.
6. Занятие и отстаивание некой гражданской позиции.
В юношеском возрасте предполагается как минимум достижение четвертой стадии. Некоторым молодым людям удается пройти и все стадии, но правда и то, что многие старики так этого и не успевают сделать…
5.4.2. Личностные новообразования юношеского возраста
Мы подходим к тому моменту в жизни человека, который условно можно считать завершением становления его как личности. Для большинства членов общества в современных условиях в нашей стране еще рано говорить о зрелости, но все признаки ставшей личности общество уже ожидает увидеть у каждого своего члена.
Самоопределение и идентичность.
Центральная задача юношеского возраста, как уже говорилось, заключается в том, чтобы определиться с ответом на основной для самоопределения вопрос «Кто я?». В других терминах, это задача на утверждение своего лица в глазах общества, поскольку окружающие настойчиво требуют ответа на вопрос «Кто ты?». В той мере, в которой юноша или девушка становятся способными дать ответ на него, мы готовы признать, что процесс самоопределения в целом завершился. «Дать ответ» означает, что юноше или девушке есть на что указать (если будет задан вопрос кем-то или самим), обозначив в отношении себя:
· род занятий – избранную профессию, вид общественной активности, реализуемые интересы и увлечения;
· занимаемая им/ею позиция в обществе – место работы, должность, социальный статус, уровень материальной обеспеченности и бытовой устроенности, доступные социальные возможности (власть/зависимость, престижность и т.п.);
· отлаженность социальных связей – наличие друзей и подруг, устроенность «личной жизни» (наличие сравнительно постоянного эротического партнера), успех у противоположного пола, общая межличностная привлекательность и т.п.
· наличие жизненной перспективы – способность описать в отношении себя предполагаемый жизненный путь: где ожидается применение своей профессиональной квалификации и социальной компетентности, мечты, планы и т.п.
Если окажется, что многие из обозначенных пунктов остаются без ответа, то это можно истолковать как признаки социальной дезадаптации. Они же, в свою очередь, выступают индикатором возможного личностного неблагополучия. По крайней мере, у многих клиентов, которые обращаются за помощью, имеются трудности сразу в нескольких сферах. Например, неуверенность в том, что он правильно выбрал свою профессию, есть проблемы в отношениях с друзьями или близкими, неопределенность в отношении своих жизненных планов и т.д.
Определившись со своим местом в обществе, юноша или девушка получают для себя отраженный обществом образ самого себя, свое социальное лицо. То, что мы ранее обсуждали под понятием «лицо», в юношестве получает свою социальную конкретизацию в виде индивидуального имиджа, производимого впечатления, реноме в глазах окружающих и т.п. Как уже отмечалось выше (см. 3.5.2), личность представляет собой инструмент социальной презентации результатов своего мотивационного выбора (своей сущности). Все, что презентуется, получает свою социальную «прописку» в виде лица и имени (хорошо, если в виде «доброго имени»).
Но то, что видят другие, видит и сам носитель этого образа, поэтому такой образ («социальное Я») становится также частью образа самого себя в целом. С этим образом самого себя человек, соответственно, может согласиться или нет, продолжить укреплять его или начать вносить изменения. Достигший уровня сознательного самоопределения человек в значительной степени берет на себя ответственность за то, какое впечатление он производит и насколько это впечатление соответствует его сущности. Таким образом, при удачном решении задачи на самоопределение дилемма «быть или казаться» просто не возникает. Потому что презентует он/она свою идентичность, в основе которой лежит «образ Я». Следовательно, сознательное самоопределение в основном завершает собой линии развития идентичности и индивидуальности.
Ответственность.
Юношей девушек полной ответственностью нагружают как государство, так и окружающие – теперь уже без всяких скидок на возраст или неспособность. Особое место занимает полная гражданская и правовая ответственность, поскольку для хотя бы частичного их снятия требуется доказывать или обосновывать наличие сниженной дееспособности с помощью специальных процедур, имеющих свою юридическую регламентацию.
В норме наблюдается и встречный процесс со стороны молодых людей. От них уже можно услышать такие осознанные высказывания как «я обязан(а) сам(а) это сделать», «я отвечу», «это моя забота», «я готов(а)» и т.п. Там, где человек действительно полностью берет ответственность за свою активность (в адекватных пределах, разумеется), мы констатируем ставшую личность. К сожалению, далеко не все молодые люди готовы взять на себя ответственность за самих себя. Пожалуй, это самый отстающий параметр в личностном развитии людей вообще. (Справедливости ради, надо сказать, что и в последующих возрастах частичная безответственность встречается довольно часто, по крайней мере, почти все наши клиенты, как регулярно выясняется, относятся к числу таких людей). Изъяны в принятии ответственности могут возникнуть по следующим причинам.
1. Полученное от более ранних возрастов личностное «наследство». К ним относятся деформации и фиксации, такие как сильные обиды, страхи, злость и т.п., которые склоняют человека к использованию инфантильных стратегий оценки, мышления и принятия решений. Перегруженный инфантильными запечатлениями человек склонен возлагать ответственность за свои трудности на обстоятельства («у меня не было возможности», «если бы у меня было больше денег»…), на других людей («мои предки никогда не допустят, чтобы я…», «мой начальник постоянно ко мне придирается») или на судьбу («мне не везет на друзей», «так уж получилось»). И все же, несмотря на то, что у большинства людей накапливается немало трудностей, многие самостоятельно успешно справляются с некоторой частью из них, так что сильного снижения ответственности не происходит. Так или иначе, по мере решения детских проблем человек становится способным взять на себя ответственность за себя и свою жизнь.
2. Незнание людей о том, каковы пределы их влияния на собственную жизнь. Школьное обучение, как и обыденное сознание, сформированное слишком механистично понятым естественнонаучным мышлением, упускают из рассмотрения многие возможные связи между психическими процессами и жизненными событиями. Например, что поведение маленького ребенка гораздо больше зависит от настроения матери, чем то принято думать. Или что наличие и качество друзей во многом определяется тем, какого мнения парень или девушка о себе. Или что события, которые посылает человеку жизнь, правильнее было бы определять как те, что человек сам к себе притягивает («будьте осторожны: мечты сбываются!»).
Чаще же встречается сочетание причин. Так, в работе над психическими проблемами часто обнаруживаются связи, непривычные для обыденных представлений, в сочетании с инфантильными стратегиями. Например, девушка жалуется, что ей постоянно не везет в отношениях с мужчинами: с кем бы ни начала встречаться, вскоре выясняется, что он женат. Но анализ показывает, что девушка способна различать (не осознавая того), кто женат, а кто нет, а выбор женатых объясняется наличием психологической выгоды: возможностью переложить ответственность за развитие отношений на мужчин.
Моральное сознание.
Для юношеского возраста, согласно данным Л. Кольберга, в большей степени характерны моральные суждения четвертой стадии, названной им «Сохранение социального порядка». Рассуждения, присущие стадии 3 (см. 5.3.4.), срабатывают лучше всего в отношениях между двумя людьми, участниками которых являются члены семи или близкие друзья, и в которых один человек может предпринять реальные усилия, чтобы понять чувства и потребности другого и попытаться помочь. На стадии же 4, напротив, респондент начинает больше беспокоиться об обществе в целом. Теперь упор делается на подчинение законам, уважение власти и выполнение своих обязанностей, с тем чтобы сохранялся социальный порядок. Респонденты имеют представление о значении законов для общества в целом – представление, которое намного превосходит понимание ребенка младшего возраста, который просто говорит, что «воровать плохо» и «это против закона» (см. 5.1.3.).
Следовательно, юноши и девушки рассуждают как вполне зрелые члены общества. И хоть в реальных поступках молодые люди не всегда следуют своим же представлениям, но изменения морального сознания (именно как сознания) показывают, что как члены общества они уже достигли уровня минимально необходимой зрелости.
Субъектность.
Выше мы уже несколько раз вели разговор о субъектности, ситуативно определяя ее каждый раз несколько по разному:
· способность человека быть субъектом, оставаться им, несмотря на сопротивление среды (см. 1.6.1.),
· стремление сделать мир под себя (см. 2.3.),
· право и способность совершать ответственные поступки (см. 3.3.),
· ощущение/переживание авторства своих усилий (см. 4.1.).
По отношению к юношескому возрасту, вероятно, уже есть смысл говорить о «субъектности личности», на чем настаивает Л.В. Алексеева (Алексеева 2006). Автор примерно так определяет субъектность личности:
· это интегральная способность, обеспечивающая человеку эффективное функционирование в не заданной полностью системе жизненных координат [Алексеева 2006, с. 131);
· обязанность человека перед собой и миром в самосохранении, противодействии деструкции, собственно человеческом самостановлении и самобытной актуализации [там же, с. 131).
· это способность в ситуации с элементами неопределенности осуществлять психическое самоуправление в социальном контексте своего бытия [там же с. 188).
Опираясь на приведенные определения, вы можете составить собственное представление о субъектности. Возможно, в этом вам поможет описание того, как проявляется бессубъектность: «человек, даже будучи развитой личностью, не всегда может инициировать свою активность, не всегда в полной мере бывает ее хозяином, оказывается неспособным разрешить какую-то проблему, проявляет беспомощность, оказывается объектом какого-то воздействия» [Алексеева 2006, с. 121).
Так вот, в той мере, в которой молодые люди успешно проходят все виды социальных испытаний, можно говорить о достижении ими уровня развития, предполагающего наличие субъектности (субъектности личности, личностной субъектности). Подобное утверждение отстаивает и Слободчиков: «Здесь саморазвитие понимается как сознательное изменение собственной самости (русский эквивалент субъектности) или столь же сознательное стремление сохранить ее в неизменности» [Слободчиков, Исаев 1995, с. 85). Таким образом, юношеский возраст становится тем периодом, в котором человек приобретает основной инструмент сознательного самоопределения – навык рефлексивного саморазвития – «фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [там же, с. 82).
* * *
О завершении процесса сознательного самоопределения можно говорить, если выполняются следующие требования:
· юноша или девушка способен/способна дать осмысленный и истинный ответ о том, какое место он(а) занимает в обществе, кем является (род занятий, позиция в обществе, отлаженные социальные связи, наличие жизненной перспективы);
· человек готов в основных жизненных ситуациях взять на себя разумную ответственность за свои выборы и отвержения, за свое поведение;
· человек в достаточной мер