Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности
Рабочая программа дисциплины
по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность
квалификация (степень) выпускника «магистр»
форма обучения – заочная
срок изучения – 2, 3 семестр
Челябинск 2013
УДК 316.77 (073)
ББК 88.5я73
М14
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и примерной образовательной программой по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность
Автор-составитель: Т. П. Степанова, кандидат педагогических наук, доцент
Рецензент: Рябков В. М., доктор педагогических наук, профессор.
Программа одобрена на заседании совета культурологического факультета от 16.09.2013 г., протокол №1.
|
Программа определяет цели и задачи освоения дисциплины, ее роль и место в структуре ООП. Определены компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины, раскрыта ее структура и содержание. Охарактеризованы образовательные технологии, используемы при изучении дисциплины. Представлены оценочные средства для контроля успеваемости и самостоятельной работы, учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.
© Челябинская государственная
академия культуры и искусств, 2013
Содержание
1. Цель и задачи освоения дисциплины 1.1. Цель дисциплины | |
1.2. Задачи дисциплины | |
2. Роль и место дисциплины в структуре ООП | |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины | |
4. Структура и содержание дисциплины | |
4.1. Структура преподавания дисциплины | |
4.1.1. Матрица компетенций | |
4.2. Содержание дисциплины | |
5. Образовательные технологии | |
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов | |
6.1. Темы творческих заданий по дисциплине | |
6.2. Темы курсовых работ | |
6.3. Задания для проведения текущего контроля | |
6.3.1. Темы семинарских занятий | |
6.3.2. Темы для практических занятий | |
6.4. Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам | |
6.5. Вопросы для подготовки к экзамену | |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины | |
7.1. Основная литература | |
7.2. Дополнительная литература | |
7.3. Программное обеспечение, электронные издания и интернет-ресурсы | |
7.4. Журналы | |
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины | |
8.1. Список изданий по дисциплине, используемых для проведения занятий | |
8.2. Перечень используемых наглядных средств | |
8.3. Перечень используемых аудиовизуальных материалов | |
8.4. Перечень используемых лицензионных программных средств | |
8.5. Технические средства, используемые на учебных занятиях | |
8.6. Учебно-лабораторная база для проведения учебных занятий |
1. Цель и задачи освоения дисциплины
1.1. Цель дисциплины
Цель дисциплины – формирование у студентов целостного представления о методологическом, методическом и прикладном уровнях исследования социально-культурной деятельности; широком спектре междисциплинарного научного инструментария, применяемого в гуманитарных отраслях научного знания, в том числе в исследовании социально-культурно-культурной деятельности.
В процессе изучения данной дисциплины у студента формируются следующие компетенции:
- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);
- способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-2);
- способностью к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-6);
- готовностью к осуществлению на научной основе технологического процесса деятельности учреждений культуры, рекреационных объектов и индустрии досуга (ПК-1);
- готовностью использовать современные достижения науки и передового опыта учреждений социально-культурной сферы в научно-исследовательских работах (ПК-3);
- способностью к руководству научно-исследовательской работой научных коллективов по вопросам истории, теории и технологии социально-культурной деятельности (ПК-6);
- готовностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований для учреждений и организаций социально-культурной сферы (ПК-13);
- быть способным к разработке совместных научно-исследовательских работ по проблемам социально-культурной деятельности (ВК-4).
1.2. Задачи дисциплины
Перед курсом «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности» стоят следующие задачи:
- освоение методолого-теоретических основ научного исследования социально-культурной деятельности;
- изучение и применение методологии междисциплинарного подхода в исследовании социально-культурной деятельности;
- изучение методических основ исследования;
- освоение навыками разработки программы исследования;
- владение навыками выбором методов, адекватных цели исследования;
- владение навыками разработки инструментария исследования;
- освоение навыков проведения исследования;
- освоение навыков анализа полученных в ходе исследования данных, их оформления, разработки практических рекомендаций, способствующих повышению эффективности социально-культурной деятельности.
2. Роль и место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности» относится к базовой части дисциплин профессионального цикла. Дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с дисциплинами, изучаемыми в циклах:
- общенаучный – «Философские проблемы науки», «Психология высшего профессионального образования», «Понятийно-терминологическая система теории социально-культурной деятельности»;
- профессиональный – «Информационные технологии», «Теория и практика социально-культурного проектирования», «Теория организации и управления социально-культурной деятельности», «Историография социально-культурной деятельности».
Данные дисциплины готовят студентов к эффективному изучению курса «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности», формируя следующие «входные» знания и умения:
- понимание особенностей менеджмента предприятий социокультурной сферы, значения корпоративной культуры как инструмента менеджмента предприятия;
- понимание интегративной сущности корпоративной культуры предприятия (ее культурологических, психолого-педагогических, этических основ);
- знание типов корпоративной культуры, ее структурных элементов;
- понимание роли корпоративной культуры в управлении развитием персонала, а также в формировании позитивного имиджа предприятия; понимание взаимосвязи имиджа и деловой репутации предприятия;
- понимание значения корпоративного досуга в командообразовании, развитии культурной идентичности, креативности, межличностных отношений персонала организации;
- умения анализировать корпоративную культуру предприятия, выявлять ее позитивные и проблемные стороны, ставить управленческие задачи, направленные на повышение эффективности менеджмента предприятия;
- знание и умения применения методики формирования и развития корпоративной культуры предприятия.
Освоение дисциплины «Методология и методика научного исследования социально-культурной деятельности» будут необходимы при прохождении научно-производственной (технологической) практики.
Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Методология и методика научного исследования» обучающийся должен:
Знать:
- основы научного исследования социально-культурной деятельности с применением социологических, педагогических и психологических методов;
- особенности социально-культурных процессов в современной России;
- законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью компьютерных технологий.
Уметь:
- определять результативность социально-культурной деятельности;
- использовать компьютерные технологии для обработки социологической и психолого-педагогической информации о социально-культурных процессах,
- применять компьютерную технику для решения прикладных задач социально-культурной деятельности;
Владеть:
- методами изучения и использования историко-культурного наследия в процессе удовлетворения духовных потребностей и интересов разных групп населения;
- методами создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков, молодежи и взрослых;
- современными технологиями поиска, хранения, обработки и систематизации информации.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины в соответствии с утвержденным учебным планом составляет 4 зачетных единицы, 144 часа, в том числе 36 часов на экзамен.
4.1. Структура преподавания дисциплины
№ раздела дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) | Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лек. | сем. | практ. | с/р | |||||
1-3 | тестирование, проверка выполнения практических заданий, проверка выполнения самостоятельной работы | - | ||||||
1-3 | - | текущий контроль знаний, тестирование, проверка выполнения практических заданий, оценка за участие в семинаре, проверка выполнения сам. работы | Экзамен | |||||
Итого 144 часов, в т.ч.: | Экзамен 36 часов |
Матрица компетенций
Разделы, темы дисциплины | Кол-во часов | Компетенции | ||||||||
ОК-1 | ОК-2 | ОК-6 | ПК-1 | ПК-3 | ПК-6 | ПК-13 | ВК-4 | S общее количество часов | ||
Раздел 1. Теоретико-методологические аспекты исследования социально-культурной деятельности | ||||||||||
Тема 1. Сущность научного исследования социально-культурной деятельности. | + | + | + | + | ||||||
Тема 2. Основные направления исследований социально-культурной деятельности. | + | + | + | |||||||
Тема 3 Методология научного знания. | + | + | + | + | ||||||
Тема 4 Методы научного исследования. | + | |||||||||
Тема 5. Методы теоретического исследования социально-культурных явлений. | + | + | + | + | ||||||
Тема 6. Метод моделирования в научных исследованиях социально-культурной деятельности | + | + | ||||||||
Тема 7. Методы эмпирического исследования социально-культурных явлений | + | |||||||||
Раздел 2. Технологические аспекты научного исследования социально-культурной деятельности | ||||||||||
Тема 8. Организация исследования социально-культурной деятельности. | + | + | + | + | + | |||||
Тема 9. Анкетирование как метод сбора первичной информации | + | |||||||||
Тема 10. Процедура измерения в социально-педагогическом исследовании. | + | + | ||||||||
Тема 11. Метод интервью в научном исследовании. | + | + | + | + | ||||||
Тема 12. Тестирование как метод сбора эмпирической информации. | + | + | + | + | ||||||
Тема 13. Наблюдение как метод социально-педагогического исследования. | + | + | + | |||||||
Тема 14. Метод анализа документов в научном исследовании социально-культурной деятельности | + | + | ||||||||
Тема 15. Педагогический эксперимент в научных исследованиях социально-культурной деятельности. | + | + | + | + | ||||||
Тема 16. Оформление результатов исследования. | + | + | + | |||||||
Итого | ||||||||||
Экзамен | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Всего |
4.2. Содержание дисциплины