Инфографика и инфодизайн в гуманитарных исследованиях
1. Цели освоения учебной дисциплины
Познакомить с концепциями, направлениями и методами визуального представления информации, данных и знаний. Обеспечить освоение прикладных методик анализа и репрезентации комплексной информация, необходимой для быстрого представления большого количества данных. Познакомить с теорией и практикой использования визуального мышления в эвристическом и аналитическом исследовательском моделировании и экспертизе. Научить использованию инфографики в разных областях науки, образования и информационно-аналитической работы.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП магистратуры
Данная дисциплина входит в раздел «Б.2.» «Математический и естественнонаучный цикл. Вариативная часть» по направлению 034700 – Документоведение и архивоведение.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения следующих дисциплин: информатика, математика, культурология, философия, информационные технологии, компьютерные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле, информационные ресурсы сети Интернет.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· Историю развития инфодизайна и инфографики в разные исторические периоды и в разных сферах информационной деятельности.
· Способы соотнесения разных типов графиков, диаграмм и схем с разными типами исследовательских проблем и прикладных задач.
· Теорию и практику применения визуального мышления в проектировании и отчётных презентациях.
· Современные концепции и методики инфодизайна и инфографики в различных гуманитарных научных дисциплинах.
· Уметь эвристически использовать инфографические модели из одних определённых прикладных задач и предметных областей для других аналогичных задач из другой предметной области.
Уметь:
· Превращать исходные количественные показатели в дискретные качественные признаки, а исходные качественные признаки деконструировать в количественные в соответствии со спецификой изучаемых явлений и процессов исторического прошлого и современности.
· Реализовывать различные приёмы эмфазы (выделением главного) с помощью различных текстологических, типографичесих и графических методов и параметров.
· Создавать целостные интегральные визуальные модели для описания смысловых и социальных систем с множеством аналитических критериев.
· Уметь вербально описывать сложные визуальные образы.
· Самостоятельно осваивать программные средства для работы с графической информацией
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 034700 – Документоведение и архивоведение:
А) общекультурные (ОК):
– владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (OK–1);
– способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК–7);
– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК–10);
– способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК–12);
– способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК–13);
– способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК–14);
– способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК–15);
Б) профессиональные (ПК):
– владение базовыми знаниями в области информационных систем (языки и программные алгоритмы, компьютерный практикум) (ПК-4);
– владение навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых баз данных, составлении библиографических и архивных обзоров (ПК-8).
В) научно-исследовательские:
– способность применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности (ПК-9);
– владение основами информационно-аналитической деятельности и способность их применить в профессиональной сфере (ПК-10);
– способность самостоятельно работать с различными источниками информации (ПК-13);
Г) технологические:
– владение навыками использования компьютерной техники и информационных технологий (ПК-37);
– способность совершенствовать технологии документационного обеспечения управления и архивного дела на базе использования средств автоматизации (ПК-38);
МЕТРОЛОГИЯ И ХРОНОЛОГИЯ
1. Цели освоения учебной дисциплины «Историческая метрология и историческая хронология» является развитие профессиональной компетентности и познавательных способностей студентов в области исторической метрологии и хронологии, изучение методов и технических приемов этих вспомогательных (специальных) исторических дисциплин для осуществления внешней и внутренней критики исторических источников.
Задачи учебного курса:
- характеристика основного круга источников и исследовательской литературы по исторической метрологии и хронологии
- изучение происхождения, названий, соотношений и современных значений русских мер длины, площади, объема и веса
- знакомство с основными принципами календарных систем счета времени, историей возникновения календарных эр и стилей летоисчисления
- рассмотрение проблемы восприятия исторического времени, представлений о времени в русской устно-бытовой традиции
- получение навыков практического использования знаний по исторической метрологии и хронологии
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Данная дисциплина входит в раздел б.2 – Математический и естественно-научный цикл. Вариативная часть. Дисциплины по выбору.
Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.Студент должен знать:
- названия, происхождение и современное значение основных русских мер
- особенности возникновения и суть основных календарных систем счета времени
Студент должен уметь:
- использовать знания по метрологии и хронологии при изучении и использовании исторических источников
- объяснить причины возникновения и замены систем (и отдельных элементов) измерений пространства и времени в связи с общими историческими изменениями.
- формулировать аргументированное научное суждение в области фактического материала, суждений, концепций, исследовательского опыта в области исторической метрологии и хронологии.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 032700 – Документоведение и архивоведение.
А) общекультурные (ОК):
- владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
- осознание социальной значимости своей профессии (ОК-8);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);
- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12);
Б) профессиональные (ПК)
- способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6).
ИСТОРИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ
I. Цель и задачи дисциплины
Цель курса – изучить основные тенденции и закономерности развития науки и техники и показать роль научно-технического прогресса в истории человечества.
Задачи:
- рассмотреть роль основных научных и технических изобретений и открытий в истории человечества;
- показать роль отдельных личностей, оказавших существенное влияние на возникновение научных открытий и изобретение технических новинок;
- выделить основные этапы развития научно-технических знаний;
- выявить основные движущие силы научно-технического прогресса.
· II. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ
Дисциплина «История науки и техники» связана с курсами «Отечественная история», «Философия», с курсами по истории зарубежных стран, а также с курсами «Информатика», «Концепции современного естествознания». Изучение истории науки и техники необходимо для формирования научного мировоззрения, способствует повышению уровня общей эрудиции выпускников вуза.
Курс «История науки и техники» направлен на расширение знаний студентов в области научных и технических достижений, оказавших влияние на научно-технический прогресс в разные периоды мировой истории. Особое внимание уделяется достижениям в сфере коммуникаций (транспорт, связь, дорожное строительство), в области строения Вселенной и освоения космоса, а также энергетики, машиностроения, вычислительной техники.
III. Требования к результатам, формирование компетенций
В результате изучения курса студент должен:
Знать:
- основные тенденции развития научных и технических достижений, оказавших влияние на научно-технический прогресс в разные периоды мировой истории;
Уметь:
- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9);
- понимать, критически анализировать и излагать историческую информацию (ПК-7);
Владеть:
- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2);
- способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место личности в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3);
- способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлять уважение к людям, толерантность к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений, к кооперации с коллегами и работе в коллективе (ОК-5);
- гуманистическими ценностями для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принимать нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-11);
- способностью основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-14).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ