Исторический процесс (проблемы теории)
1. Цели освоения учебной дисциплины
Цель:Формирование теоретического фундамента исторического сознания, чувства сопричастности с прошлым и ответственности за будущее, создание целостного представления об историческом пути развития общества, специфике его формирования и деятельности, осмысление сущности исторического процесса как объективной реальности и предмета исторического познания.
2. Задачи учебного курса:
-обеспечить пониманиероли и места исторического знания в современных условиях развития человеческого сообщества;
- дать ясное представление об основных концепциях исторического развития общества и их места в современных исторических исследованиях;
- раскрыть содержание и особенности возникновения, формирования и совершенствования цивилизационного развития общества;
- выработать способность критического и всестороннего осмысления основных направлений теории исторического процесса.
3. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная дисциплина входит в блок Б.1 «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» направления «Документоведение и архивоведение», является дисциплиной по выбору студентов, выполняет мировоззренческую, информационно-познавательную и воспитательную функции. Изучается во 2 семестре.
Дисциплина сопрягается с учебными курсами «История», «Философия», «Социология», «Культурология».
Для изучения курса необходимы компетенции, сформированные обучающимися в ходе получения среднего образования.
Требования к результатам освоения курса
В процессе изучения дисциплины должны формироваться следующие компетенции:
А) общекультурные (ОК):
-владение культурой мышления, восприятия, обобщения и анализа информации, постановки и достижения поставленных целей;
- способность работать в коллективе:
-навыки социальной адаптации, динамичности профессиональной деятельности, осознание значимости своей профессии.
Б) профессиональные (ПК):
- способность использовать знания в области истории, методологии, философии истории в практической деятельности (ПК-1).
Прослушав и освоив курс «Исторический процесс: проблемы теории», студент должен:
Знать:
-научную трактовку представлений и знаний по истории общества, в том числе и прежде всего по
Отечественной истории;
- основные принципы методологии истории (способы подхода к историческому познанию);
-современные концептуальные подходы к осмыслению истории;
- основное содержание дискуссий о процессе исторического развития России.
Уметь:
-работать с научной литературой по проблемам курса, вести сравнительный анализ фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;
- овладеть методами исторического познания;
- иметь представление об источниках исторического знания и приёмах работы с ними ( в том числе архивных);
- владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать своё отношение к историческому прошлому.
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ ЦИКЛ
Математика
1. Цели и задачи изучения дисциплины.
Целью освоения дисциплины «Математика», предназначенного для студентов-бакалавров 1 курса по направлению «Документоведение и архивоведение», является:
- ознакомление с общемировоззренческими вопросами математического знания, имеющими важное культурное значение;
- обучение студентов основным математическим понятиям и методам для решения задач анализа, прогнозирования и управления процессами и объектами профессиональной деятельности;
- развитие логических способностей студентов в процессе освоения ими математического аппарата, необходимого для изучения и усвоения других дисциплин, и выработки навыков системного подхода к решению задач профессиональной деятельности;
- овладение некоторыми методами математического моделирования для возможного их применения в профессиональной деятельности выпускников.
Задачи курса заключаются в формировании у студентов представления о математическом мышлении, о связях математики с гуманитарным знанием и религией в процессе ее исторического становления, о роли математики в системе мировой культуры, в подготовке студентов к освоению последующей собственно математической части курса, а также в систематизации знаний по математике, полученных в общеобразовательной школе, и знакомстве с основами теории множеств, теории вероятностей, комбинаторики и математической статистики, элементами математической логики, теории управления. Основные понятия и сведения из этих разделов математики позволят последовательно представить некоторые математические методы, применяемые гуманитариями, в том числе и данной специальности (метод математического моделирования, теория принятия решения, задачи математического программирования и др.).
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Курс «Математика» входит в базовую часть цикла математических и естественнонаучных дисциплин (Б.2) государственного образовательного стандарта. Входные знания, умения и компетенции студентов должны соответствовать курсу математики общеобразовательной школы. Данная дисциплина расширяет и уточняет курсы «Истории мировой культуры», «Философии», «Концепции современного естествознания»; предваряет курсы «Экономика», «Информационные технологии», а также курс «Организация и технология документационного обеспечения управления».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:
общекультурные компетенции:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь (ОК–4);
- способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК–14).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать
- основные понятия и инструменты линейной алгебры и аналитической геометрии, математического анализа;
- основные математические модели принятия решений.
Уметь:
- обоснованно организовать сбор информации, применять навыки ее обработки, используя основные понятия и теоремы, как инструментарий научной и практической деятельности;
- решать типовые математические задачи, используемые при принятии управленческих решений;
- использовать математический язык и математическую символику при построении организационно-управленческих моделей;
- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные.
Владеть
- математическими, статистическими и количественными методами решения типовых организационно-управленческих задач.
ИНФОРМАТИКА
1. Цель и задачи дисциплины:
Цель дисциплины - познакомить студентов с базовыми элементами информатики: основными понятиями, техническими средствами и программным обеспечением персональных компьютеров; с основными возможностями практических средств информатики в решении задач сферы их профессиональной деятельности
Задачи дисциплины:
- выработать у студентов грамотное теоретическое представление о базовых элементах информатики;
- сформировать у студентов прочные навыки практического владения базовыми элементами информатики;
- показать место и роль, возможности и условия применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности документоведов и архивистов;
- научить студентов грамотному практическому использованию возможностей современных информационных технологий в области их будущей профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к математическому, естественнонаучному и программно-информационному циклу. Студент должен владеть знаниями и умениями в пределах базового уровня дисциплины «Информатика» средней общеобразовательной школы. Дисциплина является предшествующей для дисциплин «Информационные технологии», «Документоведение», «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Архивоведение», «Информационные технологии в ДОУ и архивном деле».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК–7);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК–9);
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК–10);
- способность работы с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК–15);
- владеть базовыми знаниями в области информационных систем (языки и программные алгоритмы, компьютерный практикум) (ПК–4);
- владеть навыками использования компьютерной техники и информационных технологий (ПК–37);
- владеть правилами эксплуатации технических средств и способностью использовать технические средства в документационном обеспечении управления и архивном деле (ПК–39).
4. В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные (базовые) понятия информатики, технические средства и программное обеспечение персональных компьютеров, основы современных информационных технологий общего назначения;
- состав и назначение основных программных средств компьютерных информационных технологий, применяемых в документационном обеспечении управления и архивном деле;
- особенности организации взаимодействия пользователя с вычислительной системой в рамках различных типов интерфейса.
уметь:
- работать с современными операционными системами, текстовыми редакторами, табличными процессорами, системами управления базами данных, программами подготовки презентаций, информационно-поисковыми системами и пользоваться возможностями глобальной сети Интернет.
Информационные технологии
1. Цель дисциплины – обеспечить достаточный и необходимый уровень теоретических знаний и навыков их применения в решении практических задач работы с информационными технологиями.
Задачи дисциплины:
– ознакомить студентов с основными понятиями информационных технологий, их ролью и местом в обеспечении управленческой деятельности, тенденциями их развития;
– выработать у студентов грамотное теоретическое представление о составе и структуре информационных технологий, назначении их основных компонентов;
– научить студентов грамотному практическому использованию возможностей современных информационных технологий в офисной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Информационные технологии» относится к базовой части математического и естественно-научного цикла дисциплин. Изучается во II и III семестрах в объеме 144 часов (4 зачетные единицы).
Для изучения дисциплины студенты должны обладать теоретическими знаниями и практическими умениями в области информатики, иметь базовые навыки в обращении с компьютерной техникой.
Дисциплина является предшествующей для курсов: «Информационные технологии в ДОУ и архивном деле», «Технические средства в ДОУ и архивном деле», «Электронные архивы».
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Информационные технологии» направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК):
– владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
– способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9);
– способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-15).
б) профессиональные (ПК):
– способность использовать теоретические знания и методы исследования на практике (ПК-2);
– владение базовыми знаниями в области информационных систем (ПК–4);
– владение навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых баз данных, составлении библиографический и архивных обзоров (ПК-8).
в) научно-исследовательские:
– способность применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности (ПК-9);
– способность работать с различными источниками информации (ПК-13);
– способность анализировать ситуацию на рынке информационных продуктов и услуг, дать экспертную оценку современным системам электронного документооборота и ведения электронного архива (ПК-15);
– владение принципами и методами создания справочно-информационных средств к документам (ПК-19);
г) организационно-управленческие:
– способность создавать и вести единые (корпоративные) системы документационного обеспечения управления в организации на базе новейших технологий (ПК-23);
д) технологическими:
– владение навыками использования компьютерной техники и информационных технологий (ПК-37);
– способность совершенствовать технологии документационного обеспечения управления и архивного дела на базе использования средств автоматизации (ПК-38);
– владение современными системами информационного и технического обеспечения ДОУ и управления архивами (ПК-41);
е) проектными:
– владение принципами и методами упорядочения состава документов и информационных показателей (ПК-44).
В результате изучения курса студент должен:
знать:
– профессиональную терминологию, законодательную и нормативно-методическую базу, регламентирующую применение информационных технологий в деятельности организаций;
– основные виды информационных технологий и решаемые ими задачи информационного и документационного обеспечения управления;
– формы и методы интеграции различных информационных технологий в рамках конкретных условий офисной деятельности;
– состав и назначение компьютерных офисных систем.
уметь:
– эффективно работать с различными компонентами компьютерных офисных систем;
– организовать рабочее место для выполнения работы с использованием новейших программно-технических средств;
владеть:
– навыками самостоятельной работы с информационными технологиями, применяемыми в деятельности современных организаций.