Мониторинг ОО «Физическое развитие» детей с нарушением интеллекта
Пояснительная записка
В процессе мониторинга ОО «Физическое развитие» исследуются физические и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок и др.
Система мониторинга разработана на основе:
1) - программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Москва, «Просвещение», 2003 г. (для детей с нарушением интеллекта);
2) Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Цель мониторинга:изучение динамики достижений детей физического развития
Объект мониторинга: физические и личностные качества ребёнка. Предмет мониторинга:интегративные качества ребёнка, освоение образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО. Периодичность мониторинга детского развития – с 1 сентября по 31 сентября и с 15 мая по 31 мая.
Длительность педагогического обследования детей – 4 недели в сентябре и 2 недели в мае. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, беседы, анализ продуктов детской деятельности организуемые педагогом. При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса (уровни освоения образовательных областей) и мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств).
Мониторинг детского развития (уровни развития интегративных качеств) осуществляется руководителем физического воспитания. Основные задачи мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка, наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности, определить влияние образовательного процесса на развитие ребёнка. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, экспертной оценки. Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребёнка.
Система мониторинга детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) разработана на основе:
- программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», авт. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Москва, «Просвещение», 2003 г. (для детей с нарушением интеллекта);
- диагностического пособия «Результаты итогового мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств», автор - составитель Верещагина Н.В., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011 г.
- диагностического пособия «Результаты промежуточного мониторинга детского развития. Уровни развития интегративных качеств (младшая, средняя, старшая группа)», автор - составитель Верещагина Н.В., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011 г.;
Оценка уровня развития интегративных качеств личности ребёнка:
1) 1 балл – ребёнок не имеет представлений по указанному критерию интегративного качества, навыки, качества не сформированы, эмоциональные реакции не выражены, самостоятельные действия отсутствуют, не способен воспользоваться помощью взрослого или не принимает её.
2 балла – ребёнок имеет отрывочные, бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества; навыки неустойчивые; эмоциональные реакции выражены слабо; необходимые действия выполняет только совместно со взрослым или по подражанию; инициативу, любознательность не проявляет
3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества; навыки неустойчивые; необходимые действия, поступки выполняет при значительной помощи взрослого; пытается проявлять самостоятельность в действиях, поступках; любознательность не проявляет
4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества; навыки, умения требуют закрепления; необходимые действия, поступки совершает при незначительной помощи (подсказки, напоминания) со стороны взрослого; старается быть самостоятельным; эпизодически проявляет инициативу, любознательность
5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию интегративного качества; навыки, умения сформированы; необходимые действия, поступки совершает самостоятельно; проявляет инициативу, любознательность
Итоговый показатель развития данного интегративного качества по каждому ребёнку является средним арифметическим чисел (баллов), проставленных в ячейках критериев интегративного качества: все баллы складываются по строке, полученная сумма делится на количество критериев, результат округляется до десятых долей.
2) Значение итогового показателя развития интегративного качества:
больше 3,8 баллов – развитие личности ребёнка соответствует возрастной норме; от 2, 3 до 3, 7 баллов – в развитии личности ребёнка имеются проблемы; менее 2, 2 баллов – выраженное несоответствие развития личности ребёнка возрасту.
Выделенные параметры оценки интегративных качеств личности ребёнка общеприняты в психолого-педагогических исследованиях, получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях
2 балла – ребёнок имеет отрывочные , бессистемные представления по указанному критерию интегративного качества; навыки неустойчивые; эмоциональные реакции выражены слабо; необходимые действия выполняет только совместно со взрослым или по подражанию; инициативу, любознательность не проявляет
3 балла – ребёнок имеет частично усвоенные, неточные, неполные представления по указанному критерию интегративного качества; навыки неустойчивые; необходимые действия, поступки выполняет при значительной помощи взрослого; пытается проявлять самостоятельность в действиях, поступках; любознательность не проявляет
4 балла – ребёнок имеет усвоенные с незначительными неточностями представления по указанному критерию интегративного качества; навыки, умения требуют закрепления; необходимые действия, поступки совершает при незначительной помощи (подсказки, напоминания) со стороны взрослого; старается быть самостоятельным; эпизодически проявляет инициативу, любознательность
5 баллов – ребёнок имеет полностью усвоенные представления по указанному критерию интегративного качества; навыки, умения сформированы; необходимые действия, поступки совершает самостоятельно; проявляет инициативу, любознательность
Итоговый показатель развития данного интегративного качества по каждому ребёнку является средним арифметическим чисел (баллов), проставленных в ячейках критериев интегративного качества: все баллы складываются по строке, полученная сумма делится на количество критериев, результат округляется до десятых долей.
2) Значение итогового показателя развития интегративного качества:
больше 3,8 баллов – развитие личности ребёнка соответствует возрастной норме; от 2, 3 до 3, 7 баллов – в развитии личности ребёнка имеются проблемы; менее 2, 2 баллов – выраженное несоответствие развития личности ребёнка возрасту.
Выделенные параметры оценки интегративных качеств личности ребёнка общеприняты в психолого-педагогических исследованиях, получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях Мониторинг содержит одну образовательную область, соответствующую ФГОС ДО: «Физическое развитие».
Система мониторинга образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям)разработана на основе:
- диагностического пособия «Результаты итогового мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям», автор - составитель Верещагина Н.В., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011 г.
- диагностического пособия «Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям (младшая, средняя, старшая группа)», автор - составитель Верещагина Н.В., ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011 г.
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Оценка уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
1) 1 балл – ребёнок не может выполнить все предложенные задания, не способен воспользоваться помощью взрослого или не принимает её;
2 балла – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые предложенные задания, навыки неустойчивые, представления поверхностные, знания отрывочные;
3 балла – ребёнок выполняет все предложенные задания с частичной помощью взрослого, навыки, умения требуют закрепления;
4 балла – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все предложенные задания;, допускает небольшое количество ошибок, навыки, умения требуют закрепления;
5 баллов – ребёнок выполняет все предложенные задания самостоятельно, навыки, умения, представления соответствуют программным требованиям или превышают их.
Итоговый показатель уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями по данной образовательной области является средним арифметическим чисел (баллов), проставленных в ячейках критериев интегративного качества: все баллы складываются по строке, полученная сумма делится на количество критериев, результат округляется до десятых долей.
2) Значение итогового показателя освоения ребёнком данной образовательной области:
больше 3,8 баллов – развитие личности ребёнка соответствует возрастной норме;
от 2, 3 до 3, 7 баллов – в развитии личности ребёнка имеются проблемы; менее 2, 2 баллов – выраженное несоответствие развития личности ребёнка возрасту.
Мониторинг освоения образовательной программы