Глава 2. исследование влияния уровня средств массовой информации на подростков

2.1 Анкетирование как метод исследования влияния средств массовой информации на молодежь.

Метод анкетирование —это психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

2.2 Анализ влияния средств массовой информации на поведение современной молодежи (негативные и позитивные стороны сми)

Анкетирование было проведено на базе МБОУ «СОШ №40» . Выборку составили учащиеся 10-х классов в количестве 40 человек, из которых 17 парней и 23 девушки.

В исследовании я, прежде всего, попыталась выяснить, какие темы старшеклассники наиболее часто обсуждают со своими друзьями, знакомыми, родственниками. Чаще всего, как выяснилось при простом опросе, они обсуждают события в учебном заведении (54,1%), причём эту тему наиболее часто обсуждают представители женского пола. Вторая часто обсуждаемая тема - представители противоположного пола (50,3%). Также довольно часто обсуждают фильмы, музыку, компьютерные игры (39,8%), дружбу (36,0%), личную жизнь (24,3%), бытовые проблемы (23,1%), любовь (22,7%), новости чрезвычайных ситуаций (20,3%). Менее часто мои сверстники обсуждает со своими друзьями проблемы политики (9,0%), книги (11,2%), события в мире, за рубежом (12,7%), новости спорта (15,3%), секс (17,6%), криминальную хронику (17,9).

Анализ анкетирования учащихся показал что все участники активно пользуются всеми каналами средств массовой информации. Что касается достоверности информации передаваемым каналами СМИ, то респонденты отдают предпочтение телевидению и печатным изданиям, так же можно сказать, что практически все опрошенные учащиеся активно пользуются всеми каналами средств массовой информации и считают, что использование этих самых каналов нейтрально сказывается на психо-эмоциональном состоянии современной молодежи.

Отвечая на 1 вопрос анкеты "Какой источник СМИ, по вашему мнению, является наиболее достоверным?", 20 из опрошенных респондентов сказали телевидение(50%), 10 человек ответили газеты, журналы (25%), 8 человека ответили Интернет(20%) и 2 человека радио(5%).

2 вопрос звучал так "Из какого источника СМИ вы предпочитаете черпать информацию?", 18 человек ответили Интернет(45%), 10 человек назвали телевидение(25%), абсолютно такое же количество отдало свое предпочтение книгам, газетам и журналам(25%), и 2 респондента ответили радио(5%).

В ответе на 3 вопрос "Используете ли вы Интернет в качестве основного источника информации", абсолютное большинство опрашиваемых учащихсяответило "да"(36 человек, 90%) и лишь четверо сказали "нет"(10%).

На 4 вопрос "Сколько времени вы проводите в Интернете?" отвечали не все отпрошенные, а только те которые дали положительный ответ на предыдущий вопрос, таким образом 13 человек сказали менее 1 часа (37%), по 10 человек выбрали ответы 1-2 часа и 2-4 часа (27,5%) и трое сообщили, что проводят в Интернете более 4 часов(12%).

Отвечая на 5 вопрос "Какие источники информации вы никогда не используете?", абсолютное большинство респондентов ответили радио(36 человек, 90%), трое сказали газеты и журналы(10%), вариантам "Интернет" и "телевидение" и один из учаихся предпочтения не отдал.

В ответе на 6 вопрос "Какая информация, передаваемая каналами СМИ, вам наиболее интересна?" основная масса опрошенных выбрала варианты отдых, досуг, развлечения, спорт и новости.

На вопрос 7 "Какая информация наиболее часто становится предметом обсуждения среди ваших сверстников" большинство опрошенных ответили примерно так же, как и на предыдущий вопрос.

На вопрос 8 "Как часто Вы анализируете информацию, полученную через СМИ?", 30 из 40 человек ответили "всегда"(75%), варианты "часто" и "очень часто" удостоились 8 голосов(по 20%), а вариант "никогда" лишь 2(5%).

Вопрос 9 звучал так "Привлекают ли Вас сцены насилия на экране?", 34 опрошенных ответили "нет"(85%) и лишь 6 сказали "да"(15%).

На 10 вопрос "Какие чувства Вы испытываете после просмотра фильмов и телепередач со сценами насилия?", 26 респондентов ответили что испытывают негативные чувства(65%), 10 сказали что нейтральные(25%) и 4 что позитивные(10%).

В ответе на 11 вопрос "Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать современные СМИ?" большинство людей ответило достоверность, информативность, доступность, актуальность и оперативность.

На завершающий, 12 вопрос анкеты "Как Вы можете в целом оценить влияние современных СМИ на молодежь?", ровно половина из опрошенных придерживается нейтральной стороны 20 человек, (50%), 10 человек (25%) отмечают негативное влияние средств массовой информации на молодежь и 10 (25%) думают что они позитивно влияют на молодое поколение.

Подводя итог результатам анкетирования можно выделить большинство опрошенных учащихся 10-х классов МБОУ «СОШ №40» по их мнению, не испытывают серьезного влияния со стороны средств массовой информации, однако являются очень сильно зависимыми от них. Так же большая часть респондентов негативно относятся к насилию и безнравственности льющейся в избытке из телевизора, всемирной сети и других СМИ.

Заключение

Мы рассмотрели тему влияния СМИ на поведении подростков, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Подростки - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается воздействию СМИ. Также перед нами был выдвинут важный вопрос, а именно, вопрос о характере воздействия СМИ. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

Эти обильные источники - телевидение и Интернет. Они активно влились в жизнь людей. Ибо они производит мощнейшее влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действий.

Необходимо, по-нашему мнению, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.

Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Гипотеза подтверждена, то есть:

· выявлены СМИ, влияющие на воспитание подростков;

· определены положительные и отрицательное влияние на подростков;

· изучено влияние телевидения, прессы, Интернета на подростков;

· обобщено состояние данной проблемы с помощью анкетирования.

· Цель: изучить воздействие средств массовой информации на подростков с помощью методов анкетирования - достигнута.

На основе проведенной работы были выделины позитивные и негативные стороны влияния средств массовой информации.

Позитивные стороны: информационная и просветительская роль СМИ

утоление "информационного голода", развитие коммуникативной функции, через социальные сети...

функция самореализации личности

Негативные стороны:

перенасыщенность СМИ актами агрессии, насилия жестокости, нравственная вседозволенность, развитие девиантных форм поведения

Список используемой литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. «Об информации, информатизации и защите информации».

2.Алферов А.Д. Психология развития школьников.- Ростов н/Д, 2000.- 416с

5. Бредихин И.В. Социология молодежи, 2006, Москва. -.с.321

6. Войскунский А.Е. Психологический журнал, 2009, с.90

8. Емчура Т. Современная молодежь и каналы ее социализации // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. М., 2006. С. 135

10.Кузина, С. В. (РАГС).Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. – 2007

11. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М.: Academia, 2009

12.Кузнецова Т. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка // Библиотечное дело.- 2008.- №5.- С. 13-16

13.Кузнецова Т. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка // Библиотечное дело.- 2008.- №5.- С. 13-16

14.Сидоренко И.В. Тренинг влияния и противостояние влиянию. - СПб.: Речь, Санкт - Петербург, 2010.

16. Единый портал молодежного парламента России [электронный ресурс] - newparlament.ru

17. Молодежный форум [электронный ресурс] - christsocio.info

18. Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам [электронный ресурс] - http://ms-solutions.ru

19. Свободная энциклопедия [электронный ресурс] - ru.wikipedia.org/

_______________________________________________________________

Исследовательская работа "Влияние средств массовой информации на формирование личности подростка"

То, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение, непреложный факт.

Цель: Изучить влияние средств массовой информации на формирование личности детей и подростков.

Результаты исследования показали, что просмотр телевизионных передач занимает весьма значимое место в структуре досуга молодых людей, уступая лишь общению с друзьями. Анализ основных мотивов просмотра фильмов и передач показал, что учащиеся смотрят ТВ для того, чтобы развлечься.

В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми. Очень часто педагоги нашей школы, особенно учителя литературы, истории, обществознания анализируют вместе с нами телевизионные программы; обсуждают телепередачи в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; используют телепередачи в учебном процессе и т.д.

На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Тематика журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. Вся новая информация активно поглощается ребенком, который стремится все знать. Но подростку, еще не научившемуся правильно отбирать и адекватно воспринимать "взрослую" информацию, нужно умело ее предоставить, причем "небольшими дозами", поскольку психика ребенка в подростковый период особенно восприимчива. Современные молодежные издания, похоже, не учитывают этот фактор.

Сегодня наряду с видеоиграми популярным время провождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. Проблему Интернет влияния, я тоже постаралась затронуть в своей работе.

Метод исследования, который я использовала в своей работе – это открытое анкетирование, интервьюирование, беседа. В процессе работы над анкетами был проведен количественный и качественный анализ, на котором были построены данные диаграммы.

Я рассмотрела тему влияния СМИ на поведение молодежи, и теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно значимое. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе.

Я считаю, что взрослые, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь должны максимально воздействовать на детей и подростков с целью уменьшения влияния негативного рода информации. Но, это не значит, что нас надо «спрятать» от этого влияния (ведь, запретный плод сладок). Наоборот, мы хотим, чтобы с нами разговаривали, беседовали. Нам важно, чтобы нам помогли анализировать - увиденное, слышанное, прочитанное. Иначе, у нашего молодого поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на наш образ жизни. Необходимо, по-моему, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.

Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

_________________________________________

Воспитание растущего человека составляет одну из главных задач современного общества. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие растущего человека как неповторимой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования его нравственных и творческих сил. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%,школа - 10%, улица -10%.

СМИ и другие институты социализации влияют на подрастающее поколение путем изменения его сознания, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, нравов и морали. [3, с. 53]

Проблема взаимодействия СМИ и школы особенно актуальна для современной России. Отсутствие четкого социального заказа государства образовательным учреждениям создало нежелательную ситуацию.

К сожалению взаимодействие школы и СМИ происходит спонтанно, вне педагогической стратегии. Можно утверждать, что школа практически игнорирует проблему влияния на молодежь СМИ, мало учитывает и в учебной и в воспитательной работе то, что наиболее значительные изменения сегодня происходят в информационной области. Практически все школьники имеют сейчас доступ к ТВ, интернету, прессе.

Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и черпает информацию разного содержания. Так как молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Все это определяет актуальность данного исследования. В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира по средствам информации. В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе; обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д. Но тем, ни менее проблема влияния СМИ на формирование личности подрастающего поколения на сегодняшний день остается открытой и актуальной для педагогической среды.

В этом отношении в нашем исследовании попытались выявить уровень зависимости у подростков от средств СМИ, определить некоторые психолого-педагогические особенности влияния СМИ на формирование их личности, разработали систему внеурочных занятий по преодолению негативных факторов влияния СМИ и выработали рекомендации педагогам о рациональном использовании подростками СМИ (в частности интернет и ТВ).

На основе анализа влияния СМИ на формирование личности подростков в психолого-педагогической литературе выявлены позитивные и негативные стороны СМИ в воспитательном плане.

Дадим психолого-педагогическую характеристику некоторых СМИ.

Телевидение. Не смотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение остается самым массовым и доступным средством информации.

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.

На примере телевидения обозначим комплекс проблем, которые стали особенно острыми:

· Усиление воздействия рекламы на воспитание личности.

· Вытеснение «взрослой» субкультурой детской субкультуры, снижение количества и качества передач для подростков.

· Вытеснение отечественной культуры созданной для подростков, доминирование далеко не лучших образцов западной массовой культуры.

· Снижение художественного и интеллектуального уровня ряда передач для подростков.

В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. [4, с.33]

Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:

· СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя "информационный голод"

· средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;

· СМИ служит для взаимного информирования властей и населения;

· СМИ снимают социальную напряженность.

Пресса. Интерес к газетам и журналам, предназначенных не только специально для детей, но и для взрослых, начинает проявляться обычно с подросткового возраста. И тут важны количество и качество той информации, которая размещена на страницах периодических изданий и которая должна учитывать потребности растущей личности, помогать формировать общечеловеческие ценности, мораль и базовые компоненты культуры.

На сегодняшний день среди российских печатных изданий существует большое количество молодежных журналов, пользующихся большим спросом среди подростков. Подросток, осваивающий собственное "Я", больше всего любит читать о жизни своих сверстников. На этом и основываются редакции различных молодежных журналов и издательства, печатающие их. Тематика этих журналов, как правило, не отличается научной познавательностью и разнообразием; их основные рубрики: музыка, мода, новости шоу-бизнеса, секс, гороскоп, тесты, анекдоты. По всей вероятности, подобные издания не ставят себе задачу расширения кругозора, повышения уровня образования и начитанности среди подростков. А ведь чтение в жизни подростков понизилась в последние годы не только количественно, но и качественно. И снижение интенсивности, и качества юношеского чтения - большая социальная потеря

Интернет. Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет.

Динамичный интерфейс Интернета - это комфортное пространство для ребенка. В Интернете он чувствуют себя как рыба в воде. Он для них удобен, это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8-12 лет дети становятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто заводят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут дневники-блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с виртуальными друзьями.[15, с. 32]

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания. Следует, отметит, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Дети не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика выявляет: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни.

Администрация учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу.

Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте. Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации.

Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.

Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы.

Вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Уход детей в интернет может быть проблемой не столько технологической, сколько психолого-педагогической и социальной.

По мнению психологов, анонимность и отсутствие запретов освобождают скрытые комплексы, стимулируют людей изменять здесь свой стиль поведения, вести себя более раскованно и даже переходить некоторые нравственные границы.

Нередко виртуальная паутина настолько обволакивает, что вырваться из нее дети и подростки уже не в силах. Для них компьютерные игры или использование Интернета превращаются в реальную жизнь, заменяя активную социальную деятельность, хобби и творчество, общение со сверстниками и даже противоположным полом.

«Интернет-зависимость» - это термин, описывающий непреодолимое желание пользоваться Интернетом. В последнее время среди специалистов также стало популярным понятие «патологическое использование компьютера», которое описывает ситуации, когда компьютер служит источником для получения информации, далеко выходящей за пределы профессиональных или учебных интересов, а также для вовлечения во взаимодействие с людьми.

Компьютерная зависимость обладает признаками всех типов зависимостей и соответствует общим для всех зависимостей критериям, таким, как пренебрежение важными вещами из-за проведения времени за компьютером, разрушение отношений со значимыми людьми, скрытность или раздражительность в случае, когда люди критикуют это поведение, чувство вины или беспокойства относительно этого поведения, безуспешные попытки преодолеть его. [2]

Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.

Виртуальное пространство способно, как минимум, серьезно повлиять на развитие ребенка и формирование его мировоззрения. А как максимум - нести угрозу здоровью и даже жизни. Поэтому ценны любые усилия, направленные на то, чтобы сделать Интернет более безопасным для детей. [1, с. 5].

С целью изучения психолого-педагогической проблемы влияния СМИ (Интернет и ТВ) на формирование личности подростков нами был организован педагогический эксперимент на базе городской школы среди учеников 7-го класса. Количество выборки:23 человек. Возраст:12 - 14 лет.

Школьникам был предложен тествыявления уровня Интернет- и ТВ-зависимостиамериканского психолога Кимберли Янг, которого мы адаптировали к их возрасту.

На констатирующем этапе эксперимента мы получили следующие результаты: 34% учеников способны контролировать свои желания, относительно ТВ и интернета; 62% учеников испытывают определённые проблемы, связанные с чрезмерным использованием интернета и просмотром ТВ; серьезные проблемы, вызванные ТВ и интернетом, испытывает 4%.

Нами также была предложена детям анкета по определению рациональности использования ими компьютерной технологии.

По результатам проведенного анкетирования выяснилось, что 100% учащихся имеют дома компьютер; 100% умеют работать на нем, при этом 16% учащихся начали работать на компьютере с 4-5 лет, 24% - с 6-9 лет, 33% - с 10-12 лет, 17% с 13-14 лет, 10% - с 15-16 лет.

Нормой считается, если ученик проводит за компьютером 2-3 ч в день. Среди участников анкетирования ежедневно проводят за компьютером не более 3 ч 74%, от 4 до 10 ч в день - 26%; не работают за компьютером - 0%.

В компьютерные игры играют 90% учащихся, у 13% среднее время игры превышает 5 ч . О постоянном желании играть в компьютерные игры сообщили 15% учеников. Существенно, что 22% любят игры, в которых присутствуют террор и насилие.

Среди опрошенных 65% учащихся заявили, что им трудно оторваться от компьютерной игры. Это говорит о возможной угрозе возникновения компьютерной зависимости.

Выводы: многие школьники не знают норм работы за компьютером, недостаточно заботятся о своем здоровье, проводя за компьютером слишком много времени, что может привести к возникновению различных заболеваний, в том числе и психических.

Целью формирования правильного представления использования СМИ у школьников (подростков) нами были подобраны тематика бесед для классных часов о пользе и опасности их для здоровья.

Проведение классных часов предполагает использование таких методов как: лекция-беседа, беседа, дискуссия, показ презентаций и фильмов.

Тематический план бесед проводимы нами со школьниками.

Название темы Формы и методы
  Дети и телевизионный экран Беседа, дискуссия
  Компьютер и здоровье школьника Лекция-беседа,
  Во что играют наши дети? Дискуссия
  Компьютерные игры и Интернет-зависимость Беседа, дискуссия
  Интернет как наркотик Беседа, дискуссия
  Виртуальная агрессия Видеофильм, дискуссия

С целью выявления эффективности проведенных нами бесед по формированию правильного представления по использованию СМИ подростками проведено контрольное исследование - вторичный «срез». По которому можно сделать следующие выводы: Проведение мероприятий на формирующем этапе способствовало уменьшению у испытуемых признаков интернет и ТВ зависимости. Количество учеников испытывающих определённые проблемы, связанные с чрезмерным использованием интернета и просмотром ТВ уменьшилось на 13%. Количество учеников способных контролировать свои желания, относительно ТВ и интернета возросло на 17%. Учеников, имеющих серьезные проблемы, вызванные ТВ и интернетом при контрольном тестировании обнаружено не было.

Для подростков и педагогов были выработаны психолого-педагогические рекомендации по рациональному использованию СМИ ссылаясь на психолого-педагогические исследования современных ученых.

Таким образом, педагог, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь должен изучать способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нашего нового поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на их образ жизни. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Литература:

1. Гинзбург Э. Когда компьютер приносит беду / Элеонора Гинзбург // Обучение в России. - 2006. - № 11

2. Дубинина, Т. М. Дети в Интернете / Т. Дубинина // ИКТ в образовании. - 2008. - № 14. - С. 4-5.

3. Кузина, С. В. (РАГС).Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. - 2007. - N 8.

4. Левицкая А.А. Ваш ребенок и реклама Москва 2011.

Наши рекомендации