Анализ урока физической культуры
1. Общие сведения об уроке.
2. Структура урока (части урока, средства и методы, способы организации).
3. Методика воспитания физических качеств.
4. Воспитательная работа педагога.
5. Выводы и предложения
I. Общие сведения об уроке:дата проведения урока, вид и тип урока, цель и задачи урока (образовательные, оздоровительные, воспитательные), класс.
II. Анализ структуры урока физической культуры:
1. Подготовительная часть урока.
· своевременная подготовленность дидактических материалов и ТСО к уроку;
· подготовленность мест занятий, необходимого оборудования и инвентаря;
· санитарно-гигиеническое состояние спортивного зала;
· внешний вид учителя;
· подготовленность учащихся к уроку;
· своевременность начала урока;
· первоначальная организация учащихся;
· оценка постановки задач урока перед учащимися;
· рациональность размещения и передвижений учащихся;
· целесообразность использования площади спортивного зала;
· правильность выбора преподавателем места при руководстве деятельностью учащихся;
· проявление учителем должной требовательности при выполнении учащимися заданий;
· контакт педагога с классом.
2. Основная часть урока.
· Подготовка занимающихся к восприятию информации.
· Качество владения педагогом содержанием учебного материала.
· Целесообразность распределения времени на виды упражнений основной части урока.
· Продолжительность основной части урока.
· Соблюдение мер безопасности при выполнении упражнений, обеспечение страховки и помощи.
· Рациональное использование площади спортивного зала, размещение инвентаря и оборудования.
· Правильный выбор педагогом места в спортивном зале.
· Использование дополнительного, нестандартного оборудования.
· Как организована смена одного вида деятельности другим.
· Обеспечение дисциплины на уроке.
3. Заключительная часть урока.
· Решение задач заключительной части урока
· Подведение итогов урока.
· Домашнее задание (его правильность, соблюдение основных требований при выполнении).
· Своевременное окончание урока.
III. Методика воспитания физических качеств
1. Какое внимание на уроке уделяется формированию и совершенствованию осанки. Дать свою оценку и рекомендации.
2. Содержание работы по воспитанию физических качеств:
· какие физические качества развивались на уроке;
· какие задания для этого предлагались.
IV. Воспитательная работа педагога.
1. Какие задания предлагались на уроке для решения 3-ей (воспитательной задачи). Какие методы при этом применялись (убеждение поощрение наказание, и т.д.).
2. Умение педагогом владеть классом, формировать сознательное отношение к занятиям, обеспечить заинтересованность учащихся.
V. Выводы и предложения.
1. Основные положительныестороны деятельности учителя.
2. Основные недостаткив работе учителя и конкретные практические рекомендации по их устранению.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Содержание информационной справки об образовательной организации
1. Юридической название образовательной организации.
2. Общее число обучающихся (воспитанников), распределение по группам.
3. Особенности комплектования детского коллектива, наполняемость групп.
4. Режим работы организации.
5. Педагогические кадры, особые требования к личности педагога, работающего в данной образовательной организации.
6. Организация условий для воспитания и обучения детей:
а) режим дня;
б) расписание занятий (количество в неделю).
г) соблюдение гигиенических требований (чистота, достаточная освещенность, соблюдение воздушно-теплового режима).
д) материальная база (состояние оборудования);
е) организация отдыха детей в период каникул.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Санитарно-гигиенические требования к школьному спортивному залу
Размещение спортзала желательно на первом этаже в отдельном блоке с наличием отдельного выхода на открытую спортивную зону. Планировка спортивного зала имеет общепринятую структуру (2 душевые, 2 раздевалки, 2 туалета, комната для оборудования, для преподавателя), все должно располагаться таким образом, чтобы школьники, переодевшись для занятия, не встречались с посторонними людьми, чтобы не нарушать настрой на занятия и сохранить чистоту спортивного сооружения.
Размеры школьного спортзала и их количество определяется числом учащихся в школе. При наличии 8-20 классов в школе должен быть зал площадью 162 метров квадратных; 20-30 классов - 288 метров квадратных; 40 классов - 2 зала (144 и 288метров квадратных); 50 классов (144 и 450 метров квадратных). Зал площадью 144 метров квадратных используется для занятий начальных классов.
Известно, что достаточные размеры зала обеспечивают необходимую площадь для спортивных занятий, оптимальный объем воздуха для занимающихся и безопасность занятий.
Поэтому очень важно также соблюдать гигиенические рекомендации по количеству детей, одновременно занимающихся в зале. Эта цифра должна определяться из расчета не менее 4 метров квадратных площади зала и не менее 18-20 м3 объема помещения на ученика.
Зал должен быть обеспечен вентиляцией с трехкратным обменом воздуха в течение часа, так чтобы на учащегося приходилось не менее 40-60 м3 чистого воздуха. Приток должен преобладать над вытяжкой.
Если размеры помещения малы, вентиляция недостаточна, то уже через 4 часа занятий содержание углекислоты в воздухе достигает 3,5 процентов (нормируется не более 0,1 процентов, оптимальная величина 0,03-0,04 процентов), содержание пыли резко возрастает (норма - не более 0,15 г/м3), содержание микробов - 26 тыс./м3.
Окна в зале желательно расположить по двум длинным сторонам, что не только создает условия для достаточного освещения, но и позволяет проводить сквозное проветривание зала в перерывах между занятиями через форточки (фрамуги) и кроме того позволяет проводить физкультурные занятия при открытых окнах (или фрамугах) в теплое время года для усиления закаливающего эффекта.
Допускается совмещение естественного и искусственного освещения. Последнее может быть представлено лампами накаливания или люминесцентными лампами, чтобы обеспечить 300 люксов на поверхности пола и 100 люксов - на баскетбольном щите, сетке; 200 люксов - на снарядах при занятиях гимнастикой. Оно должно быть равномерным по всей поверхности зала, обеспечить принятую норму независимо от времени суток, не создавать бликов, т. е. обеспечивать оптимальную работу органов зрения школьников. Оконные стекла, лампы необходимо оградить сетками или решетками для безопасности занимающихся.
Отопительные приборы должны быть утоплены в стену и закрыты решетками для создания безопасности. Оптимальный вариант - лучистое отопление потолочно-напольное.
Воздушно-тепловой режим школьных спортивных помещений подлежит гигиеническому нормированию, поскольку оказывает существенное влияние на теплообмен занимающихся (один из факторов, лимитирующих их физическую работоспособность). Оптимальная влажность - 30-50 процентов, движение воздуха - 0,06-0,25 метров в секунду (в южных районах - 0,6 метров в секунду), температура 15-17 °С в зависимости от климатической зоны.
Оборудование зала должно учитывать поло-возрастные особенности школьников, быть исправным. Исключается захламленность зала лишним оборудованием, которое увеличивает травмоопасность занятий.
Важно наличие душевых установок, водные процедуры после урока физкультуры прививают навыки личной гигиены и способствуют закаливанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Программа конспектирования
1. Лучкина Т.В. Пути становления профессионализма молодого учителя. – Педагогика, 2013, № 2, с. 74.
2. Махов А.С., Степанова О.Н. Организационная структура управления адаптивным спортом в России. - Адаптивная физическая культура, 2013, № 3, с. 3.
3. Николаев В.Р. Гимнастика нервов. - Физическая культура в школе, 2014, № 5, с. 30.
4. Павлова Л.П. Искусство быть учителем. - Физическая культура в школе, 2014, № 1, с. 15.
5. Патрикеев А. От музыки до математики. О развитии предметных компетенций. – Спорт в школе, 2014, февраль, с. 16.
6. Ручкина С.П. Физическая культура и нравственность. – Физическая культура в школе, 2013, № 7, с. 58.
7. Семикин Г.И., Мысина Г.А., Пичугина А.Е. Какие опасности для здоровья человека таят современные гаджеты? – Воспитание школьников, 2014, № 3, с. 60.
8. Теоретические домашние задания по физической культуре для старшеклассников. - Физическая культура в школе: 2015, № 6, с. 13.
9. Формирование у школьников интереса к физической культуре. – Физическая культура в школе: 2015, № 8; 2016, № 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Аттестационный листпо итогам практики «Введение в специальность»
ФИО студента ________________________________________, курс______, группа _______
_____________________________________________________
Компетенции | Признаки проявления компетенций (знания, умения) | Экспертная оценка | Самооценка студента |
ОК 1, 2, 3, 4, 8 | 1) Ответственное отношение к практике, выполнение программы практики, исполнительская дисциплина | _______ б. | _______ б. |
ОК 5. | 2) Оформление отчётной документации с использованием ИКТ. | _______ б. | _______ б. |
ОК 6. | 3) Умение эффективно сотрудничать с сокурсниками. 4) Умение эффективно сотрудничать с руководителем практики. 5) Умение эффективно сотрудничать с руководством ОУ и педагогом-наставником. | _______ б. _______ б. _______ б. | _______ б. _______ б. _______ б. |
ОК 11. | 6) Отсутствие за период практики фактов нарушения правовых норм, регулирующих профессиональную деятельность педагогов. | _______ б. | _______ б. |
ПК 1.1. | 7) Умение определять цели и задачи учебных занятий по программам физического воспитания детей, подростков и молодёжи. | _______ б. | _______ б. |
ПК 1.4. | 8) Умение анализировать процесс и результаты учебного занятия по физическому воспитанию. | _______ б. | _______ б. |
Сумма баллов | |||
Среднее арифметическое (сумма баллов/8) | |||
Оценка по 5-ти балльной шкале | |||
Подпись |
Рейтинговая оценка
3 балла («5») –показатель проявляется оптимально.
2 балла («4») –показатель проявляется достаточно.
1 балл («3») –показатель проявляется фрагментарно, в недостаточной степени.
0 баллов («2») –единичные случаи проявления показателя (или не проявляется).