Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
Нравственная сущность человека проявляется в единстве его нравственного сознания, поведения и чувств.
Формирование нравственного сознания предполагает усвоение ребенком знаний об установленных в обществе нормах нравственности (моральный кодекс), требованиях к отношению к природе, обществу, другим людям, самому себе. Эти систематизированные знания приобретаются разными путями: получение информации от учителей, родителей, сверстников, из средств массовой информации. Чтобы эти знания превратились в убеждения, необходимо включение ребенка в деятельность, связанную с проявлением нравственных поступков, переживанием положительных эмоций и стимулирующих к повторным нравственным действиям. Это создает предпосылки к приобретению и закреплению нравственных привычек, складывающихся в систему нравственного поведения, которые определяют жизненную нравственную позицию личности школьника.
Поэтому используемые учителем рассказ, объяснение, беседы, диалоги, диспуты и другие методы слова должны, во-первых, быть обращены не только к сознанию, но и к чувствам ученика; во-вторых, опираться на имеющийся нравственный опыт ребенка; в-третьих, сочетаться с действиями учащегося в специально создаваемых учителем педагогических ситуациях, сходных с жизненными обстоятельствами, требующими проявления нравственных качеств (общественного долга, гуманизма, чести, совести и др.) (Л.К. Завьялов, 1999). Иначе говоря, нравственная сфера личности развивается в системе специально организованной деятельности, сочетающей формирование нравственного сознания, проявление нравственных чувств, нравственных поступков и нравственных отношений друг с другом, с коллективом и учителем.
Для детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов очень важно освободиться от психологических комплексов неполноценности, почувствовать свою значимость как человека, проявить свои способности в различных видах доступной деятельности.
С другой стороны, у детей с ограниченными возможностями очень часто сформированы эгоцентризм, себялюбие, агрессия по отношению к окружающим, убежденность в своей ислючительности и другие негативные качества, обусловленные неверным семейным воспитанием или социальной депривацией в специальных образовательных учреждениях.
Недостаточное развитие нравственных качеств ребенка необходимо отличать от нарушений формирования личности, коммуникативных функций, эмоционально-волевой сферы. Например, при ДЦП чаще всего встречается нарушение личности по типу психического инфантилизма, невропатический вариант которого характеризуется сочетанием несамостоятельности, повышенной внушаемостью и тормозимое -тью, пугливостью, неуверенностью в своих силах. В школе у многих таких детей проявляются случаи повышенной робости, застенчивости, трусливости, отсутствие инициативы, низкий уровень мотивации, иногда при повышенной самооценке (Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, 2001).
Для выявления отклонений в развитии личности ребенка необходим комплексный психолого-медико-педагогический анализ ее особенностей. При этом следует обратить внимание не только на выраженные признаки поведения ребенка, нарушающие процесс его социальной адаптации, но и учесть и использовать на занятиях по адаптивной физической культуре положительные проявления характера, темперамента, влечений, мышления, направленность интересов, уровень развития физических качеств и способностей.
Специалист по адаптивной физической культуре должен опираться на положительные черты личности, наиболее развитые физические качества и способности ребенка, следуя правилу «навстречу природе».
Наибольший потенциал как для коррекции нарушений формирования личности, так и развития нравственных качеств детей с ограниченными возможностями имеет адаптивный спорт.
В качестве мировоззренческой «платформы» организации занятий адаптивным спортом могут быть использованы проверенные практикой идеи олимпизма.
Известно, что Пьер де Кубертен - родоначальник современного олимпизма — связывал олимпизм с идеей совершенствования человека, человеческих отношений и общества на основе использования спорта, спортивных соревнований и подготовки к ним. Важную задачу олимпизма он рассматривал в предотвращении разрыва между физическим и духовным развитием человека, в содействии его разностороннему и гармоничному развитию.
Олимпизм, согласно Олимпийской хартии, представляет собой жизненную философию, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума.Как ничто другое, олимпизм привлекает тем, что соединяет спорт с культурой и образованием, создает образ жизни, «основанный на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим ценностям».
Олимпийское движение не допускает никакой дискриминации в спорте — ни политической, ни религиозной, ни расовой, оно все пронизано идеями мира. Кодекс спортивной чести («Фэйр Плэй»), включающий в себя такие правила, как: не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и благородство; главное не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление своих слабостей, — является хорошим примером использования в этом виде деятельности общечеловеческих норм нравственности.
В пособии СП. Евсеева, Г.М. Поликарповой, М.В. Прохоровой (1995) приведены программы «олимпийских уроков» и других вариантов олимпийских мероприятий, которые могут применяться и в воспитании детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.
К ним относятся:
— беседы по истории возникновения и проведения Олимпийских игр;
— беседы по проблемам олимпийского движения;
— конкурсы рассказов (устных и письменных) об удивительных историях, произошедших на различных Олимпийских играх;
— конкурсы рефератов и сочинений по олимпийской тематике;
— конкурсы альбомов, стенгазет, рисунков по олимпийской тематике;
— олимпийская викторина (очная и в качестве домашнего задания);
— встречи с чемпионами и участниками Олимпийских игр;
— спортивные праздники под девизом олимпийских идеалов;
— спортивные соревнования (малые Олимпийские игры). Интересные предложения гуманных преобразований спорта содержит
олимпийский проект «СпАрт» (название это образовано от трех английских слов: Spirituality — духовность, Sport — спорт, Art — искусство). Он разработан профессором В.И. Столяровым и реализуется в России с 1991 г.
Во время проведения соревнований «СпАрт» не только поощряет высоконравственное и эстетическое поведение спортсменов, но и учитывает их (с помощью балльной оценки) при определении победителей. Обычные спортивные соревнования «спартианцы» преобразуют в «игры сотрудничества», где учитывают не личное достижение или достижение команды, а достижения всех участников, объединенных в одну команду. В программу «спартианских» состязаний включаются и обычные спортивные дисциплины, и тесты на общую физическую подготовку, и различные соревнования и конкурсы по туризму, художественные и интеллектуальные конкурсы. Это значит, что на состязаниях «спартианцев» недостаточно быть просто физически подготовленным («здоровым парнем»). Чтобы победить здесь, необходимо еще оказаться умным (и остроумным), умелым, интересным, нравственно и духовно развитым человеком.
Спартианская модель организации спортивной деятельности хорошо подходит и к лицам с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов.
Педагогическая технология и практика реализации спартианской программы для инвалидов подробно рассмотрена в работах Т.Н. Губаревой (1998-2000).
19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями _на эстетическое развитие занимающихся
Уровень эстетического развития определяется степенью сформированное™ эмоционально-оценочного отношения ребенка к явлениям действительности, его способности оценивать их с позиций эстетических идеалов, т.е. социально обусловленных представлений о красоте в природе, обществе, в самом человеке (Л.К. Завьялов, 1999).
Главной задачей эстетического развития учащихся в процессе занятий физическими упражнениями, по мнению Л.К. Завьялова, является воспитание у них эстетического отношения к собственному физическому совершенствованию, объектам своей физкультурной деятельности, активного стремления к пониманию и достижению красоты во внешнем облике, поступках, во взаимоотношениях с людьми.
Он выделяет следующие объекты эстетических проявлений (восприятий, чувств, сознания, вкусов, потребностей) при занятиях физическими упражнениями:
- оформление мест проведения занятий, инвентаря и оборудования;
- внешний вид учителя и учащихся, стиль поведения и общения их друг с другом;
- взаимодействие учителя и учащихся по реализации используемых в занятии организационно-методических форм деятельности;
- сформированное учителем в сознании учащихся представление об эстетическом идеале физического развития и образования человека;
— физические упражнения, характеризующиеся пластичностью, ритмичностью, изяществом и выразительностью составляющих их движений, и упражнения, целью которых является достижение результата, обусловленного степенью проявления физических способностей и внутренних волевых напряжений;
— действия игрового и соревновательного характера, несущие в себе красоту проявления силы духа, борьбы с пространством, временем, самим собой.
Далее автор конкретизирует задачи, средства и методы для эстетического воспитания школьников младшего, среднего и старшего возраста, которые, безусловно, могут с успехом применяться и с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Большие возможности для эстетического развития занимающихся заключены в олимпийском образовании и воспитании школьников (наблюдение за совершенной техникой выполнения двигательных действий выдающихся спортсменов, их тактическим мастерством, проявлением волевых качеств, изучение произведений искусства на олимпийскую тематику, участие в массовых фестивалях и праздниках и т.п.).
Еще большие предпосылки для эстетического воспитания содержатся в программах проекта «СпАрт», где эстетические поступки, способы выполнения движений, включая пантомиму, танец и т.п., являются специальным предметом оценки.
Необходимо более активно, чем обычно рекомендуется в учебниках и учебных пособиях по физической культуре, использовать живую и неживую природу как источник естественной красоты и гармонии. Наблюдение за природой во время лыжных прогулок, туристических походов, легкоатлетических кроссов способствует проявлению эстетических чувств и связанных с ними эстетических переживаний, формированию эстетического сознания, эстетических вкусов и эстетических потребностей.