Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья

В последние годы интенсивно проводятся исследования, посвящен­ные проблеме социализации личности под воздействием и посредством использования средств и методов физической культуры (Н.И. Поно­марев, 1975, 1996; В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев, 1991; И.М. Быхов-ская, 1993; Н.Х. Хакунов, 1994; В.Д. Чепик, 1995; Э. Майнберг, 1995; Ю.М. Николаев, 1998 и мн. др.).

Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную сферу и социальные группы (Н.И. Пономарев, 1975).

В настоящее время социализацию все чаще определяют как двусто­ронний процесс: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой — в процессе социализации он активно приобщается к куль­туре, воспроизводит систему ценностей и социальных связей, влияет на жизненные обстоятельства, окружающих людей (А.В. Мудрик, 1991; Э. Майнберг, 1995 и др.). Другими словами, индивид не только адаптиру­ется, приспосабливается к социальной среде, но и «завоевывает» опре­деленное социальное пространство.

А.В. Мудрик (1991) выделяет три крупных группы факторов (инсти­тутов) социализации. Первая — макрофакторы, которые являются ус­ловиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, пла­нета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая — мезофак-торы. К ним относятся этнос и тип поселения (город, поселок, село), в котором живет человек. Третья — микрофакторы — семья, школа (си­стема образования), общество сверстников и др,

Э. Майнберг (1995) выделяет в качестве важнейших инстанций со­циализации семью и школу, а в качестве существенных факторов — культуру, общество, социальную принадлежность, пол.

В чем различия между социализацией и воспитанием?

Во-первых, социализация понимается большинством специалистов как процесс «врастания» человека в общество, и он длится в течение всей его жизни. Воспитание же — процесс, ограниченный во времени.

Во-вторых, социализация индивида происходит под влиянием всего окружающего мира, постоянно изменяющегося и зачастую непред­сказуемого. Во всяком случае, социализирующие воздействия окружаю­щей действительности невозможно спланировать и даже в первом при­ближении прогнозировать их эффект. Воспитание представляет собой

сознательный, планомерный, методичный процесс воздействия на подрастающее поколение в определенном направлении. Для воспита­ния основополагающим является ответственность воспитателя по от­ношению к воспитаннику, что характеризует этот процесс как меж­личностный (совершающийся как минимум между двумя лицами), что для социализации вовсе необязательно.

Для социализации важны такие понятия-метафоры, как «дух», «воз­дух» времени, когда учащиеся усваивают («впитывают») социальные нормы и ценности, порой даже не осознавая это.

Социализирующая роль физической культуры, и особенно адаптив­ной физической культуры, выражается в том, что этот вид социальной практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на сущност­ные качества человека, развивая его физически и духовно.

Чтобы наглядно представить роль и место адаптивной физической культуры в социализации и вообще в жизни общества, необходимо оз­накомиться с ее функциями (см. гл. 15).

Это ознакомление позволит убедиться в том, что адаптивная физи­ческая культура оказывает на человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида самое разнообразное влияние. Так, например, адап­тивный спорт учит честно выигрывать и достойно проигрывать, спо­собствует физическому и моральному развитию и совершенствованию, формирует благородство и трудолюбие, отвлекает от вредных привы­чек; он заставляет думать в напряженной, порой экстремальной обста­новке, учит самодисциплине, подчиняет человека тренировке, собствен­ные интересы — интересам команды.

Человек, занимающийся любым спортом, попадает под воздействие четкого регулирования поведения (уставы, правила соревнований, ре­жим и т.п.), он приобщается к активному участию в жизни спортивного коллектива и воспитывается тем самым как активный общественный деятель. Спорт порождает социально значимые мотивы деятельности (Н.И. Пономарев, 1996).

В спорте созданы разные общности (общественные организации, ассоциации) людей, начиная от команды и кончая международными союзами, федерациями и объединениями, работа которых приобрела значительный размах, систематичность и регулярность. Все это создает хорошие предпосылки для выполнения участниками спортивного дви­жения инвалидов самых разнообразных социальных ролей и функций и вообще их социализации.

Адаптивная физическая культура должна помочь человеку с огра­ниченными возможностями найти равновесие между своим воплоще­нием в качестве социальной единицы и своей персонализацией как ав­тономной личности. Индивидуум должен учиться балансировать, что­бы действовать относительно автономно, и сознательно опираться на нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира (Хабермас, 1977) (приводится по Э. Майнбергу, 1995).

Облегчение условий вхождения человека в общественные процессы, формирование его личностной идентичности — основная цель адаптивной физической культуры в современном обществе в рассматриваемом аспекте.

Чтобы могла сформироваться такая «личностная идентичность», как утверждает Краппманн, человек должен обрести пять основных качеств:

— эмпатию (способность глубоко, как свои собственные, понимать требования и ожидания других людей);

— языковую компетентность, то есть умение хорошо владеть языком;

— когнитивные способности (например, способность к абстракт­ному мышлению);

— толерантность к неоднозначности (способность, позволяющая адекватно реагировать на противоречивые требования и выносить раз­личного рода фрустрации);

— чувство ролевой дистанции (приводится по Э. Майнбергу, 1995).

Первичной инстанцией (важнейшим фактором) социализации яв­ляется семья. В семье приобретаются первые важные установки, мане­ры поведения, ориентиры эмоционального и мотивационного поведе­ния, привычки.

По мнению многих авторов (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, Г. Крайт, Ф. Кречмер, 3. Кузнецова, В. Небылицин и др.), процесс те­лесной самоидентификации ребенка заканчивается на рубеже ранне­го детства и дошкольного возраста, и к 6-7 годам у него оказываются сформированными поведенческие и сенсомоторные стереотипы. Это приводит к тому, что усилия школьных педагогов, направленные на укрепление психосоматического здоровья детей, часто оказываются малоэффективными.

Действительно, ребенок и сознательно, и бессознательно воспри­нимает множество установок родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. При этом постоянно указывается на значение отношений между матерью и ребенком в первые годы его жизни, что, впрочем, является «поздним» подтверждением принципа Песталоцци о решающем воздей­ствии на развитие человека «жилища» и отношений между матерью и ребенком (Э. Майнберг, 1995).

Кроме того, семья оказывает влияние на другие инстанции социа­лизации - какую школу будет посещать ребенок, к какой группе ровес­ников примкнет, в какой союз вступит - все это вопросы, в значитель­ной мере определяемые семьей.

Таким образом, семья как первичная инстанция социализации мо­жет самым различным образом повлиять на отношение ребенка к фи­зической активности и установку на двигательную деятельность — и способствовать или препятствовать физической социализации.

Отсюда вытекают два важных вывода для специалиста по адаптив­ной физической культуре:

1) необходимо самым серьезным образом работать с семьей (преж­де всего с родителями) детей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, посвящая их в веру огромной целительной силы движения;

2) необходимо как можно раньше, буквально с первых дней жиз­ни, начинать реабилитационные мероприятия с такими детьми с тем, чтобы добиться максимально возможного эффекта от занятий, а также с целью усиления положительного и смягчения отрицательного социа­лизирующего влияния семьи на их психосоматическое развитие.

Наряду с семьей основополагающей инстанцией социализации ребен­ка, юноши, девушки является школа. Школа - это та среда, где происхо­дит формирование личности, составная часть его культурно-личностного бытия. Здесь он знакомится с такими новыми для себя ценностными кри­териями, как стремление к успеху, соревнование и конкуренция.

Для адаптивной физической культуры важно не только то, насколько успешно усваиваются учениками двигательные умения и навыки, но и то, как успешно обеспечиваются при этом процессы, способствующие усвоению социальных навыков. Приобретение моторных навыков, фи­зическое совершенствование детей здесь является в большей степени поводом и средством, благоприятным условием для приобретения на­выков социальных. Особенно когда речь идет о детях с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы.

Многие исследователи указывают, что наряду с официальным и обязательным учебным планом существует еще один, скрытый, кото­рый не удается распознать с первого взгляда и вся «сила» которого со­стоит в его скрытости (Э. Майнберг, 1995).

Если утвержденный учебным ведомством учебный план содержит, главным образом, информацию о целях И материале учебного процесса по каждому учебному предмету, то неофициальный^ скрытый план пре­дусматривает сообщение учащимся основных знаний о правилах поведе­ния в обществе, существующих нормах и общепринятых обычаях.

Распорядок, существующий в школе, может принудить ученика сделать то, что ему делать не хочется. Характерным примером способа неосознанной для детей социализации могут служить так называемые школьные ритуалы - внешние проявления определенных действий. Классическим примером школьных ритуалов является спортивный праз­дник. Еще одним примером «достижения» скрытого учебного плана, заключающегося в подавлении у учеников естественной активности, спонтанного выражения их запросов и потребностей, являются уроки, на которых детей учат и, главное, заставляют вести себя в классе или спортивном зале тихо.

Все эти примеры лишний раз подтверждают, какое большое значение для социализации детей имеют сама «атмосфера» школы, личностные ка­чества учителей, их представления о социально-нормативном поведении.

Вот почему, например, хорошие идеи воспитания школьников на основе философии олимпизма, сводящиеся, однако, при практичес­ком применении лишь к проведению «олимпийских уроков», но не на­полняющие всю систему «духом олимпизма», как правило не приводят к ожидаемому педагогическому эффекту.

Адаптивная физическая культура, обладающая мощным социали­зирующим потенциалом, должна оказать помощь осуществлению гу­манизации специального образования, которая в настоящее время при­звана противостоять непрерывно усиливающимсятенденциям рацио­нализации, технологизации, информатизации.

Гуманизация образования требует отношения к индивиду как к це­лостному существу, развивая и воспроизводя, кроме интеллекта, все способности его духа - веру в исцеление, надежду, эмпатию, чувство

красоты, образное, эмоциональное отношение к миру. А это значит, что научность, рационалистическая модель мира, создаваемая теоре­тическими дисциплинами, должна быть лишь частью образования, а не всем, как это часто случается. Образование как образ жизни должно быть личностным — духовным и физическим (ВА. Кутырев, 1998).

Существующая во всем мире тенденция информатизации и ком­пьютеризации может нарушить этот баланс. Возникает опасность того, что вскоре придется обосновывать преимущества нашей реальности в сравнении с виртуальной; удовольствий, получаемых в движении, еде и питье, любви и творчестве, в сравнении с компьютерно-наркоти­ческими и технокомбинаторными. Придется учить детей игре друг с другом, а не с компьютером, ограничивая «дендизм» и другие игры сознания.

Являясь одним из важнейших факторов образовательно-культурно­го процесса, адаптивная физическая культура выступает универсаль­ным средством его гуманизации, поскольку реализует воспроизводство личности человека именно как целостности в своем телесно-духовном единстве.

В процессе занятий адаптивной физической культурой человек не только социализируется и образовывается (укрепляет и совершенству­ет остаточное здоровье, корректирует свои дефекты, вырабатывает ме­ханизмы компенсации, осваивает те или иные социальные роли, функ­ции и т.п.), но и сам «образует и творит мир», формирует и «завоевыва­ет» социальное пространство — изначально самоопределяется, создает свое понимание, видение, ощущение мира, проектирует и строит соб­ственную деятельность, социальное окружение.

Помимо двух важнейших инстанций социализации личности - се­мьи и школы — специалист по адаптивной физической культуре должен учитывать и такие существенные факторы, как культура (особенно при реализации креативных, художественно-музыкальных, телесно-ориен­тированных практик), общество (особенно влияние средств массовой информации), социальную принадлежность, пол, сообщество сверст­ников и другие факторы.

Контрольные вопросы и задания

1. Как вы понимаете термин «социализация личности»?

2. Расскажите о существующих подходах к выделению факторов (ин­ститутов, инстанций) социализации.

3. В чем различия между социализацией и воспитанием? В чем их сходство?

4. Какова роль семьи в социализации ребенка?

5. Каковы возможности скрытого учебного плана школы в социа­лизации учащихся?

6. Как вы понимаете гуманизацию специального образования?

ГЛАВА 19

Наши рекомендации