Методология анализа толерантности

В основу понимания феноменологии толерантности можно положить «Декларацию принципов толерантности» ЮНЕСКО.

«Статья 1. Понятие толерантности

1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявление человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.

1.2. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность – это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства.

1.3. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и торжеству права. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международно-правовых актах в области прав человека.

1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим».

Толерантность представляет собой тип морали, реализующий концепцию прав человека на социально-психологическом уровне. Согласно данной морали, идеалом социальных отношений является кооперация, т.е. добровольное взаимовыгодное сотрудничество людей и групп.

Достижению этой цели служат следующие нормы.

Принцип ненасилия. Все возникающие между людьми противоречия должны разрешаться мирным путем, без применения силы. Недопустимы отношения, основанные на угрозах, страхе и враждебности.

1. Принцип плюрализма. Мы должны признавать и уважать разнообразие человеческого сообщества. Факт различий между отдельными людьми и группами не может быть основанием для дискриминации кого-либо. Данный принцип конкретизирован в правах человека.

  • Право на свободу убеждений. Каждый волен в выборе своих культурных, религиозных и политических идеалов. Мы должны уважать право других иметь собственные убеждения, как бы сильно они ни отличались от наших. Речь идет не об уступках или принятии чужой точки зрения, а о признании равноправия всех мнений, отсутствии монополии на истину.
  • Право на индивидуальность. Каждый человек имеет право на внешние, психологические и другие индивидуальные отличия. Расовая и этническая принадлежность, пол, возраст, социальный статус, физические и психические особенности людей не могут быть основанием для их дискриминации.
  • Право на свободу выражения. Каждый волен выражать свои убеждения и индивидуальность.

2. Принцип ответственности. Мы должны обеспечивать соблюдение принципов и норм толерантности. Принцип ответственности конкретизируется в определённых нормах.

  • Взаимоограничение в правах. Права и свободы каждого ограничены такими же правами и свободами других. Принцип плюрализма не санкционирует действий, нарушающих принципы толерантности.
  • Защита принципов толерантности. Мы должны следить за соблюдением принципов толерантности и препятствовать их нарушению. Принцип ненасилия не оправдывает попустительства действиям, нарушающим принципы толерантности.

С точки зрения психологической науки толерантность рассматривается как субъективное отношение. Анализируя взгляды различных авторов на понятие «толерантность», можно констатировать, что толерантность — это отношение к другому, отличающемуся своими особенностями и формами культуры.

Процесс развития субъективного отношения связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную, познаватель­ную сферы людей, касаются осуществляемой ими практической деятельности и – самое главное – совершаемых поступков. Соответственно, выделяются четыре компонента отношения: эмоциональный, познавательный, практический и посту­почный.

Для экспертного анализа отношения к иному (другому) важно также иметь структурно-содержательную модель этого иного, будь то отдельный человек, малая или большая группа. Нами выделяются следующие основные структурные элементы, составляющие понятие «иной»: облик; поведение; культура; идеи.

«Облик» характеризует внешние признаки объекта отношения («иного»). К таким признакам могут быть отнесены лицо, фигура, одежда, украшения, орудия труда и т.д.

«Поведение» в данном случае характеризует действия и поступки объекта отношения («иного»), направленные на того, чья толерантность оценивается, или связанные с ним.

«Культура» характеризует образ жизни «иного», его действия и поступки, направленные на других людей.

Наконец, «идеи» характеризуют особенности мировоззрения «иного».

Таким образом, субъективное отношение к различным структурным элементам «иного» может, как совпадать, так и иметь существенные различия или даже различаться кардинально. Например, можно восхищаться внешностью представителей какого-либо народа, с симпатией относиться к особенностям его культуры и, в тоже время, раздражаться на высокомерность и жесткость поведения этих людей по отношению к нам самим, а также возмущаться их идеологией, скажем, националистической.

Наши рекомендации