Vi. европейская культура нового времени (xvii - xviii в.)

Понятие «Новое время». Методологические трудности, связанные с определением хронологических границ. Идеологические споры вокруг понятия «Новое время». Хронологические границы и периодизация Нового времени. Самосознание переходной эпохи. Абсолютистские монархии (Ришелье, Уолпол, Берк). Становление ранних форм капитализма. Феномен политической экономии (Галиани, Мальтус, Смит).

Тема 14. XVII век.Правовая мысль (Гроций). Утопии (Кампанелла, Мор). Английская революция как культурный феномен: этическая форма перехода к Новому времени (Кромвель). Индивидуальная ответственность и активизм как парадигма личности.

Наука как парадигма знания. Роль математического естествознания в формировании научной парадигмы (Непер, Бойль, Левенгук, Гарвей, Гук, Гюйгенс, Кеплер). Механистическая модель. Ньютон и его картина мира. «Век философов» (Беркли, Бейль, Гоббс, Локк, Ларошфуко, Мальбранш, Пуфендорф, Спиноза, Беме). Две модели сознания: «cogito» Декарта и «бездна» Паскаля. Борьба рационализма (Декарт) и эмпиризма (Бэкон). Синтез Лейбница. Эстетическая реформа. Классицизм (Донн, Лабрюйер, Ленотр, Лоррен, Пуссен) и барокко (Бернини, Борромини, Ван Дейк, Караваджо, Марино, Рембрандт, Рубенс, Фрескобальди). Театр (Корнель, Расин, Буало, Мильтон, Мольер, Кальдерон, Лопе де Вега, Тирсо де Молина). Опера (Глюк, Скарлатти А., Монтеверди, Люлли, Пёрселл). Караваджизм в живописи (Веласкес, Караваджо, Мурильо, Рембрант, Рубенс, Сурбаран). «Золотой век» голландской живописи (Вермеер, Хальс). Плутовской роман XVI в. (Гриммельсгаузен). Рациональная норма в воспитании (Коменский, Фенелон). Рациональная норма и динамика вещества – творческие интуиции века. Технические изобретения.

Тема 15. Культурное своеобразие XVIII в. Просвещение – лозунг века. Свет и тени Просвещения. Энциклопедизм как культурный феномен (Гельвеций, Гольбах, Вольтер, Даламбер Дидро, Монтескьё, Руссо, Тюрго). Академия как социальная форма науки. Дальнейшее развитие естествознания (Беккария, Бернулли, Бошкович, Гальвани, Гершель Лагранж, Лаплас, Эйлер). Подъем биологии и химии (Бюффон, Кавендиш, Ламарк, Лафатер, Линней, Лавуазье). История (Вико, Винкельман, Гаман, Гердер, Гиббон, Якоби) и Природа – новые мифы эпохи. Эволюция классицизма и барокко. Новые жанровые формы в изобразительном искусстве (Блейк, Гейнсборо, Гойя, Гудон, Каналетто, Пиранези, Тьеполо, Шарден, Хогарт). Морфологические особенности рококо (Буше, Ватто, Фрагонар). Литература и музыка (Бах, Вивальди, Гайдн, Гендель, Моцарт, Перголези, Скарлатти Д.) – эстетические доминанты века. Новые жанровые формы в литературе (Дефо, Лесаж, Лихтенберг, Свифт, Филдинг). Драматургия XVIII в. (Бомарше, Гольдони, Гоцци, Шеридан). Сентиментализм (Лессинг, Ричардсон, Руссо, Прево, Стерн, Голдсмит, Сад, Шодерло де Лакло).

Вольтер и Руссо: гуманистические парадигмы века. "Роман воспитания" (Гете, Руссо, Уолстонкрафт). Масонство и оккультизм (Калиостро, Месмер, Сведенборг, Сен Жермен). Феномен авантюризма (Казанова). Салон и клуб. Правовые и социальные идеи Американской революции (Джефферсон, Франклин). Промышленная революция в Англии (Картрайт, Модсли, Уатт, Харгривс). Кризис рационализма (Юм) и предреволюционная эпоха.

Великая Французская революция.Революция как культурная эпоха и «прафеномен» новейшего времени (Дантон, Марат, Мирабо, Робеспьер). Историческая граница между дворянской и бюргерской культурой. Новые правовые идеи. Революционное искусство (Давид, Леду). Наполеон и наполеоновские войны: первые наброски тоталитарных моделей. От Наполеона к Священному Союзу: новый облик Европы. Россия и Европа.

Наши рекомендации