Маугли – неразгаданный феномен природы
В 1803 году в местечке Овердайк в Голландии был найден дикий мальчик, возраст которого определить не могли. Его отличительной особенностью было то, что он питался птичьими яйцами, птенцами или взрослыми птицами, которых ему удавалось поймать. Он умел великолепно подражать птичьим крикам
К сожалению, мальчик из сказки не имеет ничего общего с реальными детьми из леса
Однако наибольшее число детей‑зверей дала миру Индия, возможно, потому, что ее жители из‑за нищеты были вынуждены оставлять маленьких детишек в джунглях. С 1843 по 1933 г. из Индии поступило не менее 16 сообщений о найденных детях‑волках обоего пола, были обнаружены также дети‑пантеры и дети‑леопарды.
Некоторые из этих историй совершенно неправдоподобны. Найденные дети‑звери оказались почти совершенно неспособными изменить привычки, приобретенные во время жизни в джунглях. Это неудивительно, если учесть, что некоторые из них прожили среди зверей до десяти лет.
Валентин Болл первым сообщил подробности об индийских детях‑волках в своей книге «Жизнь в джунглях Индии», опубликованной в Лондоне в 1880 г. Хотя Болл получал сведения из вторых рук, их достоверность не вызывает сомнений. Первый ребенок‑волк, упомянутый в его книге, Дина Саничар, был пойман крестьянами недалеко от местечка Минспури в 1872 г. На вид ему было около шести лет, и он имел все классические признаки Homo ferus.
Он был диким, совершенно голым, молчаливым – мог издавать лишь горловое рычание и, подобно зверям, имел острые, как бритва, зубы, которые заострялись от постоянного глодания костей. Конечно, было невозможно определить, как долго он пробыл в джунглях, но его физическая сила и крепкое телосложение говорили о том, что он прекрасно приспособился к дикой жизни. Как и все упомянутые дети‑волки, он ходил на четвереньках и яростно сопротивлялся всем попыткам одеть его.
Но, в отличие от многих других детей‑волков, Дина прожил среди людей довольно долго – 20 лет. Несмотря на самое терпеливое обучение, его достижения за этот длительный период были такими: он научился одеваться, прямо стоять, хотя для него это никогда не было легким делом, и пользоваться посудой.
Болл рассказывает и о другом мальчике‑волке, из Лакнау, – ребенке 10 лет, которого нашли спустя два года после Дины. Его определили в детский приют в Секандра, но, несмотря на многочисленные попытки обучить его, ребенок так и остался совершенно диким; впрочем, его сомнительным достижением было то, что он научился курить сигареты. Оба мальчика остались бессловесными до конца своих дней.
Среди детей‑волков можно выделить несколько наиболее ярких представителей, которые, несомненно, могли помочь легенде об оборотнях продержаться последнюю сотню лет. Двух же самых знаменитых детей, девочек‑волков, Камалу и Амалу, нашли в 1920 г.
Доктор Дж. Сингх, попечитель сиротского приюта в Манднапоре, написал длинный и подробный отчет о своих наблюдениях за двумя девочками‑волчицами, находившимися на его попечении; записи велись на протяжении длительного времени, так что достоверность его наблюдений не вызывает сомнений, к тому же они подтверждены другими очевидцами. Итак, обратимся к записям доктора.
В октябре 1920 г., когда Дж. Сингх читал проповеди в районе Годамури, к нему подошли несколько возбужденных местных жителей и рассказали о «фантастических существах», живущих в джунглях. Доктор решил отправиться посмотреть на эти существа.
Его завели глубоко в джунгли, и после наступления сумерек он и сопровождавшие его жители увидели семейство волков, появившихся из вырытой на склоне оврага норы. Впереди шли три взрослых волка, потом бежали два волчонка, а за ними двигались, по определению перепуганных крестьян, два «чудища». Это были два диковинных животных, которых Сингх поначалу не мог классифицировать.
Они передвигались на четырех конечностях, а длинные спутанные волосы закрывали лица. Кроме того, сумрак придавал их очертаниям расплывчатость. После того как «чудища» выскочили из берлоги, доктор Сингх едва удержал своих спутников, собравшихся стрелять по ним из ружей. Он предложил поймать их. Однако «чудища» вызывали такой страх, что он вынужден был отправиться в отдаленную деревню, чтобы найти добровольцев для их поимки.
Через неделю доктор вернулся к волчьему логову. Двух волков в нем не было, а волчицу, охранявшую вход, пришлось застрелить. Преподобный Сингх и его подручные были изумлены, обнаружив в логове двух волчат и двух человеческих детенышей. Последние были голыми, покрыты болячками и синяками и проявляли еще большую агрессивность, чем их товарищи‑волчата.
Детей забрали из берлоги и отдали местным жителям. Те же при первой возможности избавились от них, и доктор Сингх нашел девочек несколько дней спустя полумертвыми от голода. Он постарался выходить их, заставляя пить молоко и есть другую питательную пищу. Младшей, Амале, было лишь 18 месяцев, а старшей, Камале, – так их окрестил доктор Сингх – около восьми лет. Кожа у обеих была изрядно поцарапана и покрыта мозолями, языки высовывались изо ртов, они скалили зубы и тяжело дышали.
Еще более удивительные факты выяснились позже. Дети были неспособны видеть днем и спасались от солнечного света по темным углам. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода. Спали всего лишь пять‑шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость.
Обе девочки ползали на коленях и локтях, когда находились в комнате, но на улице они довольно быстро бегали, вставая на ладони и ступни. Они рычали на людей, изгибали спины, подобно волкам, при приближении того, кого считали опасным. Они «охотились», преследуя цыплят и других домашних животных, рыскали по двору в поисках выброшенных потрохов и с жадностью пожирали их.
Но эти дети‑волки прожили недолго в «более подходящей» цивилизованной обстановке. Младшая девочка, Амала, прожила в неволе меньше года, скончавшись от нефрита в сентябре 1921 года. Камала прожила около девяти лет. Постепенно она научилась ходить, хотя до конца жизни ей так и не удалось избавиться от своей волчьей походки. Она начала умываться, пользоваться стаканом и даже выучила несколько слов, но продолжала есть сырое мясо и потроха, избегала собак. То, что она обучилась примитивной речи, указывает, что при рождении у нее не было умственных дефектов и что ее волчьи повадки были целиком переняты у «приемных родителей».
Неудивительно, что простые индийские крестьяне были напуганы «чудищами» из пещеры – даже в 1920 году страх перед оборотнем, как и перед волком, оставался одним из древнейших первобытных инстинктов человека.
Со смертью Камалы закончилась одна из интереснейших историй нашего времени, хотя разговоры о ней и ее изучение продолжаются по сей день. Многие обстоятельства, окружавшие жизнь этих детей‑волков, покрыты мраком. Например, возникают естественные вопросы: почему дети не были немедленно сожраны волками? Откуда взялась вторая девочка? Но природа крепко хранит свои тайны.
В поисках леопарда‑людоеда
Индия всегда «славилась» своими тиграми‑людоедами. Некоторых из них в начале прошлого века удалось выследить и отстрелять знаменитому охотнику Джиму Корбетту. Однако про людоедов‑леопардов слышали немногие…
Таинственный и коварный хищник – леопард
В Северной Индии, там, где сливаются воды Мандакини и Алакнанды, образуя священный Ганг, до сих пор вспоминают о леопарде, который бесчинствовал здесь в 20‑х годах прошлого века. Неуловимый хищник загрыз за период с 9 июня 1918 г. по 14 апреля 1926 г. 125 человек, и это только по официальной статистике!
Место слияния двух рек индийцы называют Рудрапраягом. Оттого и хищник‑убийца стал известен всему миру как «Рудрапраягский леопард‑людоед».
Область его обитания представляла собой гористую, покрытую густыми джунглями территорию, по которой были разбросаны уединенные деревеньки, связанные между собой в основном лесными тропами и висячими мостами. Здесь, на площади в 500 квадратных миль, во времена описываемых событий проживало около 50 тысяч жителей.
А еще эту местность пересекали две дороги, по которым ежегодно проходило свыше 60 тысяч босоногих паломников, направлявшихся к священным для каждого индуса истокам Ганга.
Леопарду было где поживиться.
Очень скоро среди местного населения воцарилось убеждение, что в Рудрапраягского леопарда вселился дьявол, одолеть которого простому смертному невозможно. Да и как было не поверить в это, если людоед выскальзывал из самых хитроумных ловушек и оставался неуязвимым для пуль!
Летом 1921 г. два британских офицера устроили засаду возле подвесного моста. Два месяца они подстерегали хищника. И вот зверь появился на мосту. Охотники, а это были опытнейшие стрелки, открыли прицельный огонь из двух стволов.
Напрасно.
В другой раз леопард попался в прочную клетку‑ловушку, но сумел загадочным образом вырваться из нее и убежал, растерзав сторожей.
В третий раз охотники обнаружили, что леопард скрылся в пещере. Люди быстро завалили вход камнями и колючим кустарником. Постепенно к пещере начали сходиться любопытные. На пятый день толпа возросла до пятисот человек. Зверь ничем не выдавал своего присутствия. Тогда какой‑то важный деревенский чиновник презрительно изрек: «В этой пещере нет никакого леопарда!» С этими словами он разбросал камни и растащил кустарник. Едва образовался проход, как из пещеры выскочил леопард. Люди с ужасом бросились врассыпную. Леопард же без помех скрылся в густых зарослях. Это был поистине неуловимый и мстительный зверь.
По всему округу воцарился ужас. Едва солнце начинало клониться к горизонту, как люди торопились домой, накрепко запирая за собой все двери и окна. Многие ставили в своих жилищах вторые двери и дополнительные засовы. Но и за крепкими запорами люди дрожали от страха, опасаясь даже мысленно привлечь внимание ужасного монстра.
Осенью 1925 г. к охоте на людоеда подключился известный в Индии следопыт Джим Корбетт. Сам родившийся в Индии, в предгорьях Гималаев, Корбетт хорошо изучил повадки крупных хищников. Но даже он поражался той поистине дьявольской изобретательности, которую проявлял леопард‑людоед, избегая замаскированные ловушки.
Очередную свою жертву леопард убил в деревне, а труп унес в джунгли, где и попировал вволю. Но состояние останков заставляло предполагать, что леопард еще вернется к ним нынешней ночью.
Корбетт и его помощники приготовили сразу несколько ловушек. В тело жертвы они ввели ампулы с сильнодействующим ядом. Рядом замаскировали мощный капкан. К ближайшим деревьям привязали две винтовки с чувствительными спусковыми крючками, которые были соединены тончайшими лесками с телом. Расчет был на то, что, начав терзать жертву, леопард в какой‑то момент натянет хотя бы одну из лесок, и тогда прозвучат выстрелы. А для того чтобы зверь в точности подставился под эти выстрелы, охотники обсадили труп колючим кустарником, оставив проход лишь в нужном месте.
Уже утром по следам охотники установили, что леопард проигнорировал проход и подрыл кусты, одновременно ослабив лески и сведя тем самым на нет опасность выстрела. Капкан он также аккуратно обошел стороной, не тронув и ампул с ядом.
Ну, как тут было не поверить, что это и есть сам дьявол!
И Корбетт, и все те охотники, что выслеживали леопарда ранее, пользовались для приманки живой козой с подвешенным колокольчиком, привязывая ее к дереву.
Людоед не питался козлятиной, но всегда убивал привязанную козу, как бы бросая вызов охотникам. Изнурительная борьба между Корбеттом и зверем продолжалась с учетом зимнего перерыва более полугода, до конца апреля 1926 г. Не раз охотник ощущал себя на пределе физических и нервных сил. Зато он получил ясное представление об основных маршрутах хищника.
Корбетт пришел к выводу, что в ближайшие ночи зверь должен появиться на дороге паломников между двумя деревушками. Здесь следопыт и решил устроить засаду.
В ста ярдах от убежища паломников росло одинокое манговое дерево. Под ним Корбетт привязал козу с колокольчиком. Сам же устроился на ночь в ветвях дерева, снабдив свое ружье электрическим фонариком.
Десять бессонных ночей провел он на дереве, но леопард так и не появился.
На утро одиннадцатых суток следопыт узнал, что вечером к убежищу подойдет большая группа паломников. И тогда у него возникло предчувствие, что в эту ночь зверь обязательно выйдет на свою кровавую охоту.
Едва стемнело, как раздался бешеный лай собак. Сомнений не оставалось: собаки учуяли леопарда. Стояла такая темень, что нельзя было рассмотреть даже мушки ружья. Медленно текли минуты.
Внезапно до слуха охотника донесся легкий шорох внизу, затем жалобно заблеяла коза, задергался колокольчик.
Корбетт направил ствол вниз, нажал кнопку фонарика и прямо под собой увидел леопарда, нависшего над несчастной козой. Прозвучал выстрел, и в ту же секунду фонарик погас.
Не зная, поражена ли цель, Корбетт был вынужден просидеть на дереве до рассвета.
С проклятием Рудрапраяга было покончено. Это был старый, матерый зверь. Его давние зарубцевавшиеся раны полностью соответствовали информации о предыдущих схватках и выстрелах.
Хищника обмеряли. Его длина от морды до кончика хвоста составляла почти 2 м 40 см.
Но самое удивительное, что осталась в живых коза‑приманка! Корбетт возвратил ее бывшему хозяину. Коза сразу же сделалась местной знаменитостью. Десятки тысяч людей желали прикоснуться к ней или хотя бы взглянуть на нее. Сметливый хозяин тут же установил плату. Он купил козе красивый медный ошейник, на который повесил тот самый колокольчик, что тоже побывал в схватке с леопардом. Прошло совсем немного времени, и скромный бедняк сделался состоятельным человеком.
Славу же о козе – победительнице леопарда‑людоеда паломники продолжали разносить по самым отдаленным уголкам страны.
(По материалам В. Нечипоренко)
Кровавые слезы Рашиды Хатун
Индианка Рашида Хатун плачет… кровавыми слезами! А у ее соотечественницы Савитри из глаз вместо слез сыплются крошечные кристаллы. Как объяснить эти загадочные явления?
Рашида Патун, плачущая кровавыми слезами
Рашида Хатун из города Патна на северо‑востоке Индии прославилась на весь мир после 17 июня 2009 г. В этот день многие газеты написали, будто эта девушка плачет… кровавыми слезами, причем по несколько раз в день. «Я не чувствую никакой боли, когда это случается, но, согласитесь, это – шок, когда из глаз вместо слез течет кровь», – говорит Рашида.
Медики весьма озадачены этим случаем, однако подходящего объяснения феномену найти не могут. А местные индуистские богословы решили, что эта девушка отмечена богами, так что простые смертные должны ей поклоняться. И паломники идут отовсюду, лишь бы своими глазами увидеть кровавые слезы в глазах Рашиды и вручить ей дары, чтобы таким образом через нее задобрить богов…
Соотечественнице Рашиды, о которой СМИ рассказывали осенью 2008 года, повезло гораздо меньше. У 13‑летней Твинкл Диведи из индийской глубинки кровь сочится не только из глаз, но и из шеи, носа, из пяток, так что медикам приходится регулярно делать ей переливание – иначе девочка умрет. Но самое страшное – земляки ее не боготворят, а проклинают. Встречая ее на улице, люди бросают в нее камни и выкрикивают проклятия. Мать Твинкл, 42‑летняя Нандани Диведи, отчаянно пытается помочь своей дочери, которая еще недавно была нормальным ребенком – ходила в школу, играла с друзьями и очень любила рисовать. Но потом вдруг ее тело начало кровоточить. Сейчас это происходит с ней от пяти до двадцати раз в день.
У Твинкл Диведи есть сестра по несчастью в Ливане. Ее зовут Хасна Мохамед Месельмани. Правда, из глаз Хасны не льется кровь, а выпадают… прозрачные кристаллики! Они маленькие, размером с зернышко, но за день их набирается штук двадцать и больше. Девочка из Ливана «плачет» кристаллами с 12‑летнего возраста. По счастью, боли это не причиняет, так как эти стекляшки окружены желеобразной оболочкой. На выходе из глаза кристалл выглядит прозрачным, как слеза, но тут же затвердевает и слегка белеет, становясь острым, как алмаз, – им даже можно резать стекло! Хасна говорит, что кристаллы не причиняют ей боли. Местные медики не могут объяснить столь необычное явление, а отец девочки надеется на помощь специалистов из Европы и США.
Западные медики уверены, что «ливанское чудо» – это цистиноз, врожденное нарушение метаболизма аминокислот, приводящее к аномально высокому содержанию цистина в крови, почках и лимфатической системе. При этом в органах и тканях происходит накопление цистина и отложение его кристаллов, в том числе – в роговице, а иногда и в передней камере глаза, в радужной оболочке, на глазном дне и даже в зрительном нерве.
Девушка, плачущая… камнями, – неплохой сюжет для фантастического романа. Но тут – никакой фантастики! В одном из селений индийского штата Джаркханд живет 19‑летняя Савитри, у которой из уголков глаз вместо слез сыплются крошечные камешки.
Началось это, когда ей было 15 лет, и школьницу обследовали врачи. Они сказали, что ничего подобного им видеть не доводилось. Объяснений феномену так и не нашли. Ну а местное население пытается найти свое собственное объяснение: то ли Савитри одержима злым духом, то ли, наоборот, является реинкарнацией индуистской богини. По крайней мере ей самой эти камешки не кажутся божьим благословением. Почему? Потому что всякий раз перед их появлением у Савитри начинается непереносимая головная боль. И, кстати, крошечные камешки появляются у нее не только из глаз, но и из ушей, носа и изо рта.
Савитри находится под наблюдением медиков. Камешки изо рта, по их мнению, все‑таки можно объяснить – их, видимо, производят слюнные железы. Под камешки из носа и ушей врачи тоже пытаются подвести теоретическую базу. «Но чтобы камни появлялись из глаз – нет, о таком я слышу впервые», – говорит отоларинголог Рагхо Саран, пытавшийся лечить Савитри. Он считает, что, возможно, камнеобразование связано с повышенным содержанием кальция в крови девушки. А один из российских интернетовских сайтов счел необходимым пояснить, что подобные состояния называются слезокаменной болезнью и связаны они с хроническими воспалительными процессами в слезных путях.
(По материалам Я. Кириченко)
Использованная литература
Боги, брахманы, люди. Четыре тысячи лет индуизма. М., 1969.
Бонгард‑Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия. М., 1968.
Бонгард‑Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. // Философия. Наука. Религия. М., 1980.
Бонгард‑Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 2000.
Видьяланкар С . Происхождение кастовой системы в Индии // Вестник истории мировой культуры, 1958, № 3.
Гусева Н. Тысячелетия и современность. М., 1971.
Гусева Н. Русские сквозь тысячелетия. М., 2007.
Гусева Н. Эти поразительные индийцы. М., 2007.
История Индии в Средние века. М., 1968.
Куценков А.А. Эволюция индийских каст. М., 1983.
Маретина С. Андаманцы. М., 1995.
Народы Южной Азии. М., 1963.
ПандейР.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 1982.
Паниккар К.М. Очерк истории Индии. М., 1961; Касты в Индии. М., 1965.
Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии. М., 1970.
Семашко И. Бхилы. М., 1975.
Журнал «Вокруг света».
Журнал «Восточная коллекция».
Журнал «Наука и религия».
Журнал «Путешествие по свету».
Авторы‑составители также выражают благодарность всем журналистам, ученым, путешественникам, упомянутым на этих страницах, чьи материалы оказались незаменимым подспорьем при подборе материалов к книге.
[1]Согласно установившейся в советской индологии практике мы здесь и далее будем называть «индийцами» жителей Индии, а «индусами» тех индийцев, которые испо «Веду» ют индуизм.
[2]Здесь и далее перевод с древнерусского на современный русский сделан Н.И. Прокофьевым. В тексте Афанасия Никитина написание географических названий не изменено; в авторском тексте даны современные названия.
[3]В журналах и газетах можно встретить несколько вариантов написания этого слова. Мы придерживаемся транскрипции В. Меррея, участника экспедиции на Эверест 1951 года, который был знаком с языками местных жителей.
[4]Доктор У. Сван из колледжа Сан‑Франциско обратил внимание на близкое сходство между следами, заснятыми Шиптоном, и теми, что сфотографировал Карл Экли в Африке, – следами горной гориллы (Сайенс, т. 127. 1958).
[5]Книга вышла в СССР в русском переводе. (Примеч. ред.)