Спецификация оценочных средств

Содержание

1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи»……………………………………………………
1.1. Общие положения …………………………………………………
1.2. Результаты освоения дисциплины «Русский язык и культура речи», подлежащие проверке ………………………………………
1.3. Спецификация оценочных средств результатов освоения дисциплины «Русский язык и культура речи»……………………………
1.4. Описание процедуры оценивания и правил оформления результатов оценивания ……………………………………………………
   
2. Комплект оценочных средств по дисциплине «Русский язык и культура речи»………………………………………………………
2.1. Задания ……………………………………………………………
2.2. Пакет для экзаменатора …………………………………………….

ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Общие положения

Фонд оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» базовой части программ бакалавриата для всех направлений подготовки.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Русский язык и культура речи» разработан в соответствии стребованиями ФГОС ВО по всем направлениям подготовки.

Формой промежуточной аттестации по дисциплине «Русский язык и культура речи» является экзамен. Итогом промежуточной аттестации является однозначное решение о сформированности общекультурных и общепрофессиональных компетенций или их дескрипторов, являющихся результатами освоения дисциплины «Русский язык и культура речи».

1.2. Результаты освоения дисциплины «Русский язык и культура речи», подлежащие проверке

Результатами освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» являются следующие компетенции:

общекультурные –

· способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

общепрофессиональные –

· способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость знания второго языка (ОПК-3);

· способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОПК-4).

В результате освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» обучающийся должен:

Знать:

З1. Разновидности национального языка.

З2. Особенности языковой нормы, классификацию норм литературного языка.

З3. Принципы стилистической дифференциации языка.

З4. Функционально-смысловые типы текста.

З5. Требования к внешности оратора – фигуре, одежде, голосу, мимике, жестикуляции.

З6. Типы аудиторий по степени однородности, подготовленности, настроенности, полу, возрасту.

З7. Композицию публичной речи.

З8. Задачи аргументирующей речи; разновидности аргументирующей речи.

З9. Принципы употребления изобразительно-выразительных средств (тропов и фигур) в публичной речи;

Уметь:

У1. Различать подсистемы национального языка.

У2. Пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка.

У3. Выявлять нарушение норм русского языка в речи; квалифицировать виды норм по разным основаниям.

У4. Различать функционально-смысловые типы текста.

У5. Анализировать и создавать тексты разных стилей в зависимости от сферы общения.

У6. Создавать и правильно оформлять некоторые документы (объяснительная записка, расписка, заявление, служебная записка).

У7. Выполнять анализ публичного поведения оратора.

У8. Оценивать реакцию аудитории.

У9. Выполнять анализ текста публичного выступления в аспекте выразительности.

Владеть:

В1. Приемами наблюдения за своей речью и речью окружающих.

В2. Нормами современного русского языка и фиксировать их нарушения.

В3. Навыком обращения к нормативным словарям и справочникам русского языка.

В4. Функциональными стилями русского языка.

В5. Принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов.

В6. Общими правилами оформления документов различных типов.

В7. Правилами выстраивания своего публичного образа в зависимости от ситуации общения, типа речи, характера аудитории.

В8. Принципами создания и исполнения публичной речи.

В9. Риторическими приемами воздействия на аудиторию.




1.3. Спецификация оценочных средств результатов освоения дисциплины «Русский язык и культура речи»00

Таблица

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Задания

Задание № 1

Подготовить устное публичное выступление на одну из предложенных тем.

Примерные темы:Вариант 1. Тема выступления: ПРАВО – МАТЕМАТИКА СВОБОДЫ: Твое право – ругаться, мое право - не слушать (Аристипп Киренский). Право на жизнь. Право на личную жизнь. Право сильного. Право на смерть. Эвтаназия. Свобода – это право делать все, что разрешено законом (Шарль Луи Монтескье). Возможно, равенство – это право, но ни одна сила в мире не превратит его в факт (Оноре де Бальзак). Анархия – право на всё? Права и обязанности. Всякий любящий бесправен. Наш долг – это право, которое другие имеют на нас (Фридрих Ницше). Обещая, теряем права. Водительские права и права пешеходов. Право голоса. Право на труд. Авторское право имеет прошлое или будущее? Право дышать чистым воздухом. Иметь право - не значит быть правым (Александр Фюрстенберг). Права Интернет-пользователя. Право на счастье. Права женщины. Права женщин Запада и Востока. Всегда ли нужно качать права? Право на ошибку? Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права. (Латинское изречение). Вариант 2. Тема выступления: ГРАНИЦЫ И ГРАНИ РАЗУМНОГО: Благоразумие – добродетель. Отомстим недоброжелателям благоразумием! (Гарри Симанович) Oторви глаза от телевизора - и на глазах поумнеешь! (Николай Пащенко) Мы тем свободнее, чем больше мы поступаем сообразно рассудку, и тем больше порабощены, чем больше поддаемся страстям (Г.Лейбниц). Человек, пользуясь разумом, умеет поступать неразумно вопреки инстинкту (Василий Осипович Ключевский). Говорить, что человек обязан верить в Бога, – не только неверно, но и неразумно (Джонатан Свифт). Война – это самое неразумное, что можно себе представить. Каждый, кто содействует ей советом иди делом, должен рассматриваться как преступник по отношению к человечеству (Август Эйнзидель, нем. философ). Жить дурно, неразумно, невоздержанно и нечестиво – значит… не плохо жить, а медленно умирать (Демокрит). Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра. (Аристотель) У кого много пороков, у того много и повелителей (Петрарка). Мое самое неразумное (разумное) решение. Поиски вечной молодости. Непонятное кажется неразумным. Наука: разум или неразумие человечества. Лучшее – враг хорошего. Граница между уверенностью и самоуверенностью. Любовь против разума. Чтобы жить настоящей жизнью, необходимо подвергаться риску (Пауло Коэльо). Жизнь соткана не из желаний, а из поступков каждого человека (Пауло Коэльо). Друг и враг. Правильные поступки состоят из трезвого мышления и чистоты намерений. Самое разумное – в священных книгах. Разум указывает нам цель, а страсти уводят от нее (Жан-Жак Руссо). Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой (Виссарион Белинский). Большинство людей больше живет по моде, чем по разуму (Георг Лихтенберг).

Подготовиться произнести подготовленный текст перед аудиторией в течение 3-х минут.

Условия выполнения задания 1. Место (время) выполнения задания: самостоятельная подготовка текста дома, произнесение в учебной аудитории. 2. Максимальное время выполнения задания: 10 час (самостоятельная подготовка текста дома), 3 минуты (выступление перед аудиторией). 3. Для выполнения задания требуется персональный компьютер, доступ в сеть Интернет, доступ в библиотеку.

Общие указания по подготовке устного публичного выступления

Работу по подготовке текста выступления рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1) обдумать выступление самостоятельно;

2) выбрать 1 — 2 аспекта или вопроса (удобно для восприятия);

3) мысленно разбить выступление на 3 — 4 тематических комплекса (сначала скажу о..., потом о..., затем о..., и наконец, расскажу о...);

4) проговорить основные мысли — то, что хотите лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, до выступления, — друзьям, родственникам, чаще упоминайте это в разговорах;

5) готовиться к выступлению несколько дней, делайте перерывы, готовить материал блоками для лучшего запоминания;

6) в Интернете или других источниках найти материал, соответствующий выбранной теме выступления;

7) написать текст, разбить его на вступление, основную часть и заключение,

8) проследить, чтобы в основной части были логические переходы от одной мысли к другой, для этого использовать нумерацию вопросов;

9) проследить, чтобы каждый выдвигаемый тезис был подкреплен фактами (не менее трех);

10) включить в текст средства изобразительности: тропы и риторические фигуры;

11) хронометрировать текст; при превышении установленного ограничения времени откорректировать текст;

12) обсудить тему в семье, с друзьями;

13) выучить текст и отрепетировать выступление.

Задание № 2

В течение семестра необходимо готовиться к выполнению тестов программированного контроля по русскому языку и культуре речи на каждом практическом занятии.Тестирование рассматривается как один из этапов повышения культурно-речевой грамотности студентов. Структура теста:в каждом тесте выделяется три блока заданий. Блок А включает преимущественно задания по орфоэпическим и акцентологическим нормам. Блок Б содержит задания по орфографическим нормам; при отборе словарных единиц учитывался тот факт, что в современный русский язык проникает множество слов иноязычного происхождения. Блок В охватывает задания по лексическим, фразеологическим или грамматическим нормам. Для подготовки к тестам необходимо обращение к словарям и / или Интернет-ресурсам. Подготовка выполняется студентами самостоятельно.

Условия выполнения задания 1. Место (время) выполнения задания: самостоятельная подготовка дома с использованием словарей, тестирование на каждом практическом занятии в течение семестра. 2. Максимальное время выполнения одного теста: 7 мин. 3. Для выполнения задания требуютсясловари, персональный компьютер, доступ в сеть Интернет, доступ в библиотеку.

Общие указания по подготовке к выполнению тестов программированного контроля

Работу по подготовке к выполнению тестов программированного контроля рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1) ознакомиться с материалами теста, представленными в методическом пособии;

2) обратиться в библиотеку либо к Интернет-ресурсам с целью поиска информации о правописании слов, расстановке ударения в словах, образования форм слова, поиска толкования слов и др.;

3) выписать найденные сведения в тетрадь или скопировать в файл;

4) выучить материал;

5) многократно осуществить самопроверку.

Задание № 3

Необходимо выполнить тестовые задания за 70 минут и внести ответы в специальный бланк, предварительно заполнив справочные позиции бланка.Задания составлены так, что правильным может являться только один вариант ответа из предложенных.

Условия выполнения задания 1. Место (время) выполнения задания: тестирование на практическом занятии после освоения темы «Языковые нормы». 2. Максимальное время выполнения одного теста: 70 мин. 3. Для выполнения задания требуется бланк ответов.

Общие указания по подготовке к выполнению задания

Работу по подготовке к выполнению теста по теме «Языковые нормы»рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1) повторить материал лекций по следующим темам: «Понятие языковой нормы», «Классификация языковых норм», «Коммуникативные качества речи», «Литературный язык. Нелитературные формы языка»;

2) освоить материалы, представленные в текстах программированного контроля;

3) просмотреть и выучить записи, сделанные на практических занятиях, посвященных освоению языковых норм;

4) подготовить бланк ответов;

5) заполнить справочные позиции бланка.

БЛАНК ОТВЕТОВ

на тест для проведения промежуточного контроля по теме «Языковые нормы»

для студентов дневного и заочного отделения всех направлений

ФИО, группа_______________________________________________

Дата_____________________

Вариант_____________________

Задание № 4

Необходимосамостоятельно подобрать 3 текста разных стилей (научного, публицистического, официально-делового)и выполнить их стилистический анализ по предложенному плану.

Работу следует выполнить в электронном виде и распечатать.

Условия выполнения задания 1. Место (время) выполнения задания: самостоятельная домашняя работа. 2. Максимальное время выполнения работы: 3 часа. 3. Для выполнения задания требуется компьютер.

Общие указания по подготовке к выполнению задания

Работу стилистическому анализу текстов рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1) найти в системе Интернет или в печатных источниках тексты научного, публицистического и официально-делового стилей (по одному каждого стиля);

2) изучить языковые особенности разных стилей, рассмотреть предложенные планы стилистического анализа;

3) по предложенному плану проанализировать каждый текст, доказывая его принадлежность к определенному стилю;

4) оформить текст и его анализ в формате Word, шрифт – 14 пт, интервал – 1, выравнивание по ширине страницы, абзацный отступ – 1,25;

5) распечатать каждый текст и его анализ.

Задание № 5

Выполняется в ходе подготовки к экзаменационной сессии и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом. Выполнение контрольной работы является условием допуска к экзамену по дисциплине. Студент выполняет один вариант работы (по последней цифре номера зачетной книжки) в тетради с полями или на листах формата А4. Следует указать вариант работы. Контрольная работа состоит из шести блоков. БЛОК I. ФОНЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. Содержит задания по нормам постановки ударения (акцентологические нормы). Для выполнения заданий необходимо использовать нормативные словари русского литературного языка. В случае, когда словари допускают варианты ударения, дополнительный вариант ударения также указывается. Если рекомендации словарей расходятся, необходимо указывать источник информации. Рекомендуется использовать словари, изданные в последние годы. БЛОК II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. В заданиях необходимо найти ошибки, допущенные при образовании слов, и исправить их. БЛОК III. ГРАММАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. Представлен комплекс заданий на проверку знания морфологических норм (нормы образования форм слов различных частей речи) и синтаксических норм (нормы употребления форм слов в словосочетании и предложении, нормы построения предложений). БЛОК IV. ЛЕКСИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. Включает задания, связанные с использованием синонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов, омонимов, новой и устаревшей лексики, слов иноязычного происхождения, а также с соблюдением информативности речи, в отношении которой носители языка часто допускают ошибки следующих видов: многословие (плеоназм, тавтология), лексическая неполнота высказывания, употребление слов в несвойственном им значении. БЛОК V. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ. Представлены задания, связанные с нормами уместности употребления слов и словосочетаний в соответствии с функциональным стилем, а также с правилами языкового оформления текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Предлагаются сводные характеристики языковых особенностей трех стилей, согласно которым студент должен определить стиль текста, данного в его варианте контрольной работы, и провести анализ текста, доказав его стилистическую принадлежность. БЛОК VI. РИТОРИКА. Студенту предлагается создать текст (150–300 слов) аргументирующей устной публичной речи на заданную тему. Необходимо самостоятельно определить тезис, подобрать аргументы и иллюстрации, композиционно оформить текст.При выполнении контрольной работы необходимо обращаться к словарям, учебным пособиям, Интернет-ресурсам. Подготовка выполняется студентами самостоятельно.

Условия выполнения задания 1. Место (время) выполнения задания: самостоятельная подготовка дома до начала сессии. 2. Максимальное время выполнения контрольной работы: 2 месяца. 3. Для выполнения задания требуются словари, учебные пособия; персональный компьютер, доступ в сеть Интернет, доступ в библиотеку.

Общие указания по подготовке к выполнению контрольной работы

Работу по подготовке к выполнению контрольной работы рекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1) ознакомиться с материалами методических рекомендаций, образцами выполнения работ;

2) обратиться в библиотеку либо к Интернет-ресурсам с целью поиска информации;

3) последовательно выполнить каждое задание и оформить записи в соответствии с образцом.

Задание № 6

Во время проведения экзамена студент выбирает один билет из 27, выполняет письменно практическую часть, сдает работу преподавателю на проверку, устно излагает ответ на теоретический вопрос.


Условия выполнения задания 1. Место (время) выполнения задания: установленная расписанием аудитория. 2. Максимальное время выполнения: 20 минут. 3. Для выполнения задания требуются пакет экзаменационных материалов, лист бумаги, ручка, зачетная книжка.

Общие указания по подготовке к выполнению задания

Работу по подготовке к выполнению заданиярекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1) освоить лекционный материал, перечитав лекционные записи;

2) освоить материал практических занятий, перечитав свои записи;

3) найти, систематизировать, освоить теоретический материал по темам, указанным в перечне вопросов к экзамену:

1. Понятие речевой культуры человека

2. Общение, его виды и функции

3. Речевой этикет.

4. Устная и письменная речь

5. Виды речевой деятельности: письмо, чтение

6. Виды речевой деятельности: говорение, слушание

7. Литературный язык. Нелитературные формы языка. Понятие языковой нормы, виды норм

8.Классификация языковых норм

9. Коммуникативные качества речи

10. Понятие стиля. Стили русского литературного языка. Стилистические нормы, стилевые ошибки

11.Разговорный стиль

12. Публицистический стиль

13. Подстили и жанры научного стиля

14.Стилеобразующие факторы и языковые особенности научного стиля

15. Реферат как жанр научного стиля. Особенности композиции, прием реферирования

16. Устный доклад как жанр научного стиля. Принципы создания и особенности произнесения

17. Жанры официально-делового стиля: классификация, особенности создания и оформления

18. Стилеобразующие факторы и языковые особенности официально-делового стиля

19.Понятие текста. Текстовые категории

20. Функционально-смысловые виды текста (описание, повествование, рассуждение)

21. Композиция устного публичного монолога. Особенности вводной и заключительной частей

22. Информационная речь как вид устного монолога

23. Торжественная речь как вид устного монолога

24. Аргументирующая речь как вид устного монолога. Типы аргументов и способы аргументации

25. Средства выразительности в устном монологе: тропы и риторические фигуры

26. Образ оратора: речь, внешность, поведение

27. Оратор и аудитория. Типы аудитории

Задание № 7

Во время проведения экзамена студент выполняет один из двух вариантов «Итогового теста», сдает работу преподавателю на проверку.

Условия выполнения задания 1. Место (время) выполнения задания: установленная расписанием аудитория. 2. Максимальное время выполнения: 60 минут. 3. Для выполнения задания требуются пакет экзаменационных материалов, лист бумаги, ручка, зачетная книжка.

Общие указания по подготовке к выполнению задания

Работу по подготовке к выполнению заданиярекомендуется выполнять в следующей последовательности:

1) освоить лекционный материал, перечитав лекционные записи;

2) освоить материал практических занятий, перечитав свои записи;

3) найти, систематизировать, освоить теоретический материал по темам, указанным в перечне вопросов к экзамену.

Пакет для экзаменатора

ЗАДАНИЕ№1

Вариант 1. Тема выступления: ПРАВО – МАТЕМАТИКА СВОБОДЫ

1. Твое право - ругаться, мое право - не слушать (Аристипп Киренский)

2. Право на жизнь.

3. Право на личную жизнь.

4. Право сильного.

5. Право на смерть. Эвтаназия.

6. Свобода – это право делать все, что разрешено законом (Шарль Луи Монтескье).

7. Возможно, равенство – это право, но ни одна сила в мире не превратит его в факт (Оноре де Бальзак)

8. Анархия – право на всё?

9. Права и обязанности.

10. Всякий любящий бесправен.

11. Наш долг – это право, которое другие имеют на нас (Фридрих Ницше).

12. Обещая, теряем права.

13. Водительские права и права пешеходов.

14. Право голоса.

15. Право на труд.

16. Авторское право имеет прошлое или будущее?

17. Право дышать чистым воздухом.

18. Иметь право - не значит быть правым (Александр Фюрстенберг)

19. Права Интернет-пользователя.

20. Право на счастье.

21. Права женщины.

22. Права женщин Запада и Востока.

23. Всегда ли нужно качать права?

24. Право на ошибку?

25. Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права. (Латинское изречение).

Вариант 2. Тема выступления: ГРАНИЦЫ И ГРАНИ РАЗУМНОГО

1. Благоразумие – добродетель.

2. Отомстим недоброжелателям благоразумием! (Гарри Симанович)

3. Oторви глаза от телевизора - и на глазах поумнеешь! (Николай Пащенко)

4. Мы тем свободнее, чем больше мы поступаем сообразно рассудку, и тем больше порабощены, чем больше поддаемся страстям (Г.Лейбниц)

5. Человек, пользуясь разумом, умеет поступать неразумно вопреки инстинкту. (Василий Осипович Ключевский)

6. Говорить, что человек обязан верить в Бога, – не только неверно, но и неразумно. (Джонатан Свифт)

7. Война – это самое неразумное, что можно себе представить. Каждый, кто содействует ей советом иди делом, должен рассматриваться как преступник по отношению к человечеству. (Август Эйнзидель, нем. философ)

8. Жить дурно, неразумно, невоздержанно и нечестиво – значит… не плохо жить, а медленно умирать. (Демокрит)

9. Есть люди столь скупые, как если бы они собирались жить вечно, и столь расточительные, как если бы собирались умереть завтра. (Аристотель)

10. У кого много пороков, у того много и повелителей. (Петрарка)

11. Мое самое неразумное (разумное) решение.

12. Поиски вечной молодости.

13. Непонятное кажется неразумным.

14. Наука: разум или неразумие человечества.

15. Лучшее – враг хорошего.

16. Граница между уверенностью и самоуверенностью.

17. Любовь против разума.

18. Чтобы жить настоящей жизнью, необходимо подвергаться риску. (Пауло Коэльо)

19. Жизнь соткана не из желаний, а из поступков каждого человека (Пауло Коэльо)

20. Друг и враг.

21. Правильные поступки состоят из трезвого мышления и чистоты намерений

22. Самое разумное – в священных книгах.

23. Разум указывает нам цель, а страсти уводят от нее. (Жан-Жак Руссо)

24. Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой. (Виссарион Белинский)

25. Большинство людей больше живет по моде, чем по разуму. (Георг Лихтенберг)

ЗАДАНИЕ №2

ТЕСТ 1

Вариант 1 Вариант 2

А. Укажите номера слов, в которых ударение падает на второй слог.

арахис закупорить краны кухонный свекольный каталог средства (выделены) навзничь торты бармен пифия блюда (расставлены) строчная сливовый ревень свекла щавель в графах (таблицы)

Б. Укажите номера слов, в которых на месте пропуска стоит буква о.

ад..птация ажи..таж инфр..структура к..микадзе ан..нсировать ап..ртаменты апл..дисменты виз..жист суб..рдинация ..бстракция эвт..назия аб..немент ав..нгард ..ранжировка вол..нтер перм..нентный профил..кторий эйф..рия

В. Укажите номера верно образованных форм именительного падежа множественного числа.

возрасты выговора директоры диспетчера инженеры кабели мастеры профессора якоря бухгалтера выбора договора доктора лекторы паспорта редакторы ректоры сторожи

ТЕСТ 2

Вариант 1 Вариант 2

А. Укажите номера слов, в которых ударение падает на второй слог.

броня (на номер в гостинице) досуг дощатый заключим километр премировать сомкнутый уведомить ходатайство губчатый добыча (пять) долей броня (защита) квартал облегчить оптовый венчурный ценник

Б. Укажите номера слов, в которых на месте пропуска стоит буква е.

клав..атура комп..тенция комп..нсация канд..дат дискр..дитировать инв..нтарь кар..катура квал..фикация компром..тировать в..нтиляция инд..видуальный дисквал..фикация интерпр..тация кат..гория проф..троли кап..туляция дил..тант акс..ссуары

В. Укажите номера верно образованных форм родительного падежа множественного числа.

застолий зеркалец кровлей манго полотенцев туфель ущельев цапель ясель авокадо барышней без серёг вафлей делов доньев кухонь плечей раздумий

ТЕСТ 3

Вариант 1 Вариант 2

А. Укажите номера слов, в которых на месте согласной буквы, стоящей перед е, произносится мягкий звук.

агрессия адекватный бизнес крем патент стресс теннис термин террариум депо интервью компьютер модернизировать стратегия стрессовый водевиль шинель энергия

Б. Укажите номера слов, в которых на месте пропуска стоит буква е.

бадм..нтон проф..цит б..нефис л..квидность ст..рильный алл..рген тал..сман темп..рамент ун..версальный конф..ренция пар..тет с..мулировать сол..дарность сп..куляция фум..гатор сув..ренитет ун..верситет цер..мония

В. Укажите номера слов, от которых образуется форма родительного падежа с окончанием -ов.

ботинки джинсы лампасы партизаны погоны солдаты татары цыгане яблоки заморозки грузины башни носки сапоги сумерки чулки шахматы шорты

ТЕСТ 4

Вариант 1 Вариант 2

А. Укажите номера слов, в которых на месте согласной буквы, стоящей перед е, произносится мягкий звук.

ватерполо дефилировать кредо майонез кнели пресса ретро сервис синтез антитеза декада пастель астероид прогрессия юриспруденция продюсер синтетика тент

Б. Укажите номера слов, в которых на месте пропуска стоит буква о.

в..кансия к..ординаты д..льмены кат..строфа к..лланетик мем..риал ст..гнация прол..нгация экстр..диция ко..лиция пост..мент ко..рдинация м..ршрут корп..рация к..рдинальный п..тенциал мар..фон пров..кация

В. Укажите номера тех пар слов, которые являются паронимами.

абонент – абонемент гуманизм – гуманистический комичный – комический жизнь – смерть описка – отписка гуманный – жестокий роспись – подпись трафарет – шаблон усадьба – поместье гуманный – гуманистический невежа – невежда комичный – смехотворный одеть – надеть педагогика – педагогический раритет – редкость скрупулезный – тщательный толерантный – терпимый укоротить – скоротать

ТЕСТ 5

Вариант 1 Вариант 2

А. Укажите номера слов, в которых ударение падает на второй слог.

давнишний иглистый (из) яслей изогнутый мокрота (сырость) мозаичный сироты стиральный умерший избаловать столяр страховщик танцовщица украинец цыган чистильщик шофер щелкать

Б. Укажите номера слов, в которых на месте пропуска стоит л.

сте..а ко..екция ба..аст ди..ер мета.. ко..ектив трико..ор ки..ер трехба..ьный га..ерея инте..ект ба..он ко..ега и..юстрация ко..онтитул мета..ический криста..ьный ка..анетик

В. Укажите номера словосочетаний, которые содержат плеоназм.

в апреле месяце демобилизовался из армии захватывающий сюжет звериное обличье прейскурант цен промышленная индустрия сниматься анфас удивительно красивый ускоренно форсировать события 150 рублей денег вернулся из армии главная суть известный сценарист очень прекрасный памятный сувенир прейскурант на продукцию сниматься в анфас форсировать события

ТЕСТ 6

Вариант 1 Вариант 2

А. Укажите предложения с речевыми ошибками.

Ася – коренная екатеринбуржка. Благодаря ей мы выиграли. Дед Антип – настоящий сибирнин. Запиши ихний телефон. Ольга пришла без серёг. Он потерпел фиаско. Поставьте свою подпись. Товар уже отгруживают. У нас новый физкультурщик. Благодарю за мужество. Когда нам оплотят работу? Мне вовсе не завидно. Мы обратились к репетитору. Посмотрите взад. Тренерша у нас строгая. У бочек нет днов. Я люблю обоих сыновей. Я пошила себе блузку.

Б. Укажите номера слов, в которых на месте пропуска стоит сс.

а..оциация хоспи.. ди..танция кри..тальный а..амблея кро..ворд продю..ер профе..иональный регре.. диску..ия ди..тиллированный ди..плей кла..ический ди..трибьютор компроми.. стре.. инка..атор а..имметрия

В. Укажите номера фразеологизмов, которые содержат искажения.

забрать львиную часть доходов не стоило копья ломать она мужа поедом ест знаю с малых пеленок имеет важную роль кинуть камешек в нашу сторону не за горой день расплаты пел мне дифирамбы попасть пальцем в небо выучить с грехом пополам ждали целый битый час игра не стоит никаких свеч играет большое значение исчез словно в воду канул мы с ним пуд соли съели оказать внимание ребенку пришли минута в минуту работает спустив рукава

ТЕСТ 7

Вариант 1 Вариант 2

А. Укажите номера слов, в которых ударение падает на второй слог.

балованный безоконный забрала (в) бутике некролог нувориш нужно разомкнутый фетиш сызмала донельзя брала (в) лифте банджо клала завидно возбуждено позвонят

Б. Укажите номера слов, в которых на месте пропуска стоит согласная.

импрес..арио инци..дент фе..ерверк граф..ити оф..сайд оф..шор э..скорт юрис..консульт инстал..яция аген..ство папарац..и дерма..тин конве..ер тер..акт армрес..линг фе..ерия де..пинговать э..скалатор

В. Укажите номера верно составленных словосочетаний.

засохший алоэ аргалú наклонил рога измученное пони оригинальное хобби моя альма-матер потерянное колье сломанный пенсне элегантный маэстро строгий вето вмиг раскупаемая «Таймс» гостеприимное Тбилиси древнее табу доказанная алиби закрытое купе испуганный шимпанзе назойливый цеце завершившийся родео удаливший игрока рефери

ТЕСТ 8

Вариант 1 Вариант 2

А. Укажите номера слов, в которых ударение падает на третий слог.

ветряная (оспа) договор жалюзи (пять) повестей кашлянуть меновая (пять) штепселей памятуя языковая (колбаса) алкоголь бензопровод ветряная (мельница) занята августовский (пять) скатертей обеспечение начала (она) языковая (политика)

Б. Укажите номера слов, в которых на месте пропуска стоит пп.

а..ликация ги..отеза о..онент гру..овой до..инг и..одром о..ерировать про..аганда ра..орт а..арат о..озиция а..артаменты сте..лер а..елляция а..робировать гру..ировать о..онировать про..орция

В. Укажите номера верно составленных словосочетаний.

вкуснейшее ассорти высокий ай кью глубокое Онтарио неисправное табло низко висящее бра очередной дежавю резюме отправлено соленая иваси ускакавшая кенгуру атташе разъяснил загадочный хинди зажигательный кантри выращенная кольраби гостеприимный Туапсе изящное фламинго незабываемое турне оборванная жалюзи собранное досье

ТЕСТ 9

Вариант 1 Вариант 2

А. Укажите номера слов, в которых ударение падает на второй слог.

плато абрис диоптрия диспансер колядовать шасси толика паралич феномен скула коклюш пломбировать (до) локтя ломота принял отчасти умастить экслибрис

Б. Укажите номера слов, в которых на месте пропуска стоит е.

тол..рантность м..нталитет истебл..шмент пр..зидиум пер..ферия пр..оритет пр..тензия респ..ктабельный фест..валь пр..тендовать ампл..туда комп..тенция эл..гантный

Наши рекомендации