Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи

Имя существительное

Род и внешний облик слова. Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения. Род аббревиатур. Обозначение лиц по профессии, должности, ученому или воинскому званию и т.п. Формы единственного и множественного числа. Стандартные, синонимические, вариантные окончания. Ударение в именах существительных. Колебания внутри акцентных типов.

Контрольно-тренировочные упражнения

1. Образуйте множественное число от перечисленных ниже существительных. Там, где множественное число образовать нельзя, укажите причину.

Адрес, апельсин, барин, бег, берег, бок, борт, боцман, буфер, боярин, брат, вектор, валежник, веер, властелин, век, вексель, вензель, войлок, вечер, волчонок, воробышек, ворох, время, глаз, голос, городище, городишко, горох, граф, грузин, грунт, грязь, гусенок, дерево, диктор, договор, досуг, донышко, достаток, друг, дым, дядя, егоза, емкость, жало, жребий, заря, засуха, звено, знамя, зуб, зябь, ибернец, игра, инженер, кабель, кайма, картофель, катер, колено, колер, ком, корень, корректор, кровь, кран, крыло, крюк, кузов, кум, курица, лектор, лезгин, лист, лоскут, львенок, масло, мать, мебель, медвежонок, меньшинство, месяц, мозг, мольба, монисто, мордвин, молоко, мох, муж, небо, ольха, пламя, полотно, пурга, редактор, рост, рынок, сват, селянин, семьянин, сервант, смерть, смех, солнце, татарин, темя, теннис, тайга, утро, ухо, хвоя, хлеб, хозяин, чертенок, черта, яблоня, яблоко, шницель, ясень.

Б) От данных существительных образуйте (где это возможно) формы единственного числа:

будни, белила, брюки, выжарки, гантели, гетры, гланды, гольфы, гренки, Гималаи, гусли, джунгли, дети, дрожжи, жабры, жалюзи, закрома, клипсы, краги, консервы, кудри, колготки, Колмогоры, Кордельеры, ладоши, лампасы, лацканы, маслята, ножны, ножницы, нарды, опята, пимы, кеды, погоны, подмостки, пожитки, рейтузы, розги, Сочи, сани, сливки, сутки, прерии, плеяды, тапки, такси, тюрки, хлопоты, чернила, чары, Черемушки, шахматы, шашки, поддавки, шпроты.

2. Проведите смысловое различие между существительными, образующими множественное число при помощи окончания –а (-я) и существительными с окончаниями –ы (-и), употребляющимися только во множественном числе:

мехА – мехИ, провода – проводы, соболя – соболи, счета – счеты, зубья – зубы, коренья – корни, листья – листы, мужья – мужи, сыновья – сыны, коленья – колени, клочья – клоки, лоскутья – лоскуты.

3. Выпишите из газет случаи употребления единственного числа существительных вместо множественного, множественного вместо единственного.

4. Определите род имени существительного и назовите основные показатели рода (морфологический показатель, словообразовательный, семантический, отсутствие показателя).

рать, мать, банкнот, зал, бандероль, вуаль, мочало, манжета, коленка, щупальце, повидло, георгин, жираф, заусеница, калоша, корректив, погон, помидор, путь, рельс, шорты, басище, чудовище, страшилище, воевода, всезнайка, утиль, дядя, учитель, волчище, бука, зайчишка, выскочка, очки, толь, ткачиха, производство, ремень, каникулы, петух, пламя, консервы, моль, носище, грязнуля, незнакомка, плеть, пень, мышь, плутишка, красавица, строительство, сутки, утка, гуляка, купчишка, егоза, вдова, ночь, студень, макароны, фотолюбитель, кустарник, камень, сани, окно, шалунишка, знамя, брюки, князь, злюка, инженер, герой, гортань, повеса, картофель, директор, зверюшка, пельмень, топорище, подмастерье, фамилия, шаль, коллега, запевала, кастелянша, ботинок, прорубь, плацкарта, рояль, тюль, тапка, шампунь, расценка.

5. Охарактеризуйте и поясните примерами особенности согласования прилагательных с существительными, местоимениями-прилагательными, причастиями (полными) и координацию существительных с формами прошедшего времени глагола и краткими страдательными причастиями у следующих слов:

абитуриент, автор, администратор, адвокат, академик, библиотекарь, бухгалтер, врач, директор, доцент, профессор, инженер, контролер, критик, лейтенант, министр, оператор, парикмахер, пилот, премьер-министр, редактор, корреспондент, режиссер, референт, секретарь, суфлер, телекомментатор, такси, филологи, хирург, экзаменатор, юрист, языковед.

6. Составьте предложения со следующими существительными:

бедняга, бездарь, болтушка, бродяга , воротила, выскочка, верзила, всезнайка, выпивала, громила, гадюка, грязнуля, деляга, доходяга, дубина, дылда, забияка, запевала, зайка, зануда, заправила, жадина, коллега, каналья, калека, левша, лакомка, малютка, марионетка, недоучка, непоседа, одиночка, подлиза, пьяница, самоубийца, сирота, слуга, староста, стиляга, судья, тезка, тихоня, тамада, мымра, хапуга, ябеда, змея, лиса, собака, выдра, крыса, брынза, ханжа, красотка, доярка, вышибала, прачка, акушерка, медсестра, раджа, святоша, сатана, свинья, паша, ласточка.

7. Определите род и одушевленность (неодушевленность) следующих существительных. Докажите это текстовыми примерами.

авеню, адажио, алиби, ателье, бренди, бриджи, ватерполо, брифинг, визави, галифе, гну, гофре, депо, домино, драже, жалюзи, жако, желе, интервью, атташе, каре, какао, какаду, колибри, контральто, конфетти, кафе, кофе, краги, клише, кредо, кули, купе, кимоно, кепи, мисс, мадам, либерти, леди, аллегри, лье, нотабене, меццо-сопрано, микадо, миссис, моралите, пальто, палаццо, пари, пенсне, плиссе, пюре, па, папье-маше, пезо, пери, па-де-труа, резюме, рагу, протеже, рандеву, ревю, ранчо, рамоли, реноме, авторалли, аутодафе, ситро, джерси, консоме, кашне, коммюнике, сопрано, суфле, портье, месье, меню, такси, танго, радио, рефери, рондо, табу, фаблио, эфенди, фиаско, филе, шевалье, шасси, хинди, фолио, кино, шимпанзе.

8. Объясните значения слов и расставьте ударение. Расшифруйте слова, укажите, какие из них являются склоняемыми:

АТС, ВАКК, ВДНХ, АПН, ВТЭК, ГАИ, ГРЭС, ДОСААФ, ЗАГС, МИД, НАТО, НЭП, ООН, ТАСС, РО, МВД, КГБ, ФБР, ЦРУ, ЦК, ЧК, ЧП, ЭВМ, ЮНЕСКО.

9. Определите род следующих существительных:

мадам, мисс, крупье, протеже, кули, камикадзе, торреро, хиппи, рефери, шимпанзе, пони, какаду, микадо, чичероне, идальго, визави, импрессарио, дуче.

10. Определите род следующих собственных несклоняемых имен существительных, ориентируясь на род соответствующих гиперонимов:

По, Гаити, Тбилиси, Баку, Улан-Уде, Тахо, Эбро, Конго, Замбези, Токио, Рио-де-Жанейро, Перу, Келиманджаро, Тимбукту, Осло, Миссисипи.

11. Образуйте форму именительного и родительного падежа единственного и множественного числа от следующих существительных, обращая внимание на место ударения.

Торт, шофер, средство, благо, кран, дом, клевер, инженер, конура, скамья, фата, графа, пиала, борода, доска, блоха, рука, мелочь, новость, крепость, дверь, емкость, статья, редактор, автор, губа, копна, спина, скатерть, заря, факир, боль, овца, роса, фольга, шницель, отпуск, пропуск, кондуктор, мичман.

12. Составьте словосочетания, позволяющие дифференцировать употребление данных паронимов. Используйте при этом толковые словари, словари трудностей русского языка:

аллегри – аллегро, альтернативный – альтеративный, амбициозный – амбиционный, антимоний – антиномия, антологический – онтологический, бархатка – бархотка, бесплодный – бесплотный, геенна – гиена, горче – горше, гостюшка – гостьюшка, дебет – дебит, дезинсекция - дезинфекция, дискант – дисконт, дискутировать – диспутировать, кампания – компания, комплемент – комплимент, корректировать – корригировать, лоточник – лотошник, марена – морена, привидение – приведение, провесить – провешить, трохей – трахея, эстакада – эстокада.

13. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных. Запишите слова парами, расставляя ударение:

а) Абрикос, апельсин, барышня, блюдце, бойня, ботфорт, ветла, вишня, вычески, гектар, грамм, грек, георгин, гланда, гостья, готовальня, джинсы, дно, донья, дупло, заморозки, заплечье, запястье, киргиз, камень, кишка, клавикорды, клавиша, клест, клешня, клипсы, клубень, колено, консервы, копье, кочевье, кочерга, кружева, ладья, лимон, макароны, носки, патрон, партизан, рельс, цыган, чувак, ущелье, шпоры, турок.

б) Мандарин, микроампер, мириады, мольба, обои, ольха, опенок, ость, лампасы, партизан, полотенце, помидор, прожектор, сажень, свадьба, скульптор, снасть, сограждане, тройня, туфля, угорь, фельдъегерь, шницель, яблоко, ячея.

14. Дайте оценку употреблению вариантов падежных окончаний имен существительных, исправьте ошибки.

1.Многие мои знакомые провели свои отпуска в круизах по новым маршрутам. 2. Для яслей-сада надо установить на прогулочном участке прожектора. 3. Многочисленные прожекторы ярко освещают площади и улицы праздничной Москвы. 4. На совещание прибыли многие инженеры, директоры. 5. В обсуждении проблемы приняли участие директора. 6. Разные цехи специализируются на изготовлении вкусного прохладного лакомства. 7. Для выступления перед рабочими артисты пошли в цеха депо. 8 В этом же здании обучаются будущие повары. 9. Посмотрите на снимок! Сколько весит по-вашему эта щучище? Всего 14 килограммов! 10. Мы готовы заключить долгосрочные договоры. 11. Сад занимает свыше ста гектар. 12. А каков результат небрежности? -Поезд сошел с рельс.

15. Укажите ошибки в выборе вариантных форм числа и падежа имен существительных; отредактируйте текст.

С тех пор как был создан наш завод, в третьем цеху не раз сменялся вид продукции. Но при всем этом сложились устойчивые изделия, которые теперь хорошо знают не только в Калиново. Изделия эти из белой жести. Они нужны на животноводческих фермах и в личном хозяйстве крестьянина. Это - подойник. Заказов на них очень много. Более 40 тысяч штук ежемесячно мы отправляем их потребителю.

А в осеннее время для дома бывают нужны жестяные крышки для консервирования огурцов, помидор, их трудно увидеть на полках магазинов в сезонное время. А как обойтись без них хозяйкам? Нынче огурец уродился, и на наш .товар особый спрос.

16. Раскройте скобки, имена собственные поставьте в нужной форме, укажите возможные варианты.

1. Писательница Галина Николаева родилась в деревне (Усманка) Томской области. 2. Установлена прямая фототелеграфная связь между городами ( Москва) и (Кемерово). 3. Дом отдыха построен близ реки (Истра). 4. Старинный русский город Звенигород стоит на (Москва-река). 5. Выставка картин испанских мастеров была организована в музее («Эрмитаж»). 6. Близ города (Крюков), за селом (Уклеево), начинается узкоколейная дорога, доходящая до озера (Краюхипо). 7. В столице Чувашии, городе (Чебоксары), открылся новый драматический театр. 8. Первая группа туристов остановилась в гостинице («Москва»). 9. Много живописных мест вы найдете на реках (Дои) и (Северный Донец). 10. Всеобщее внимание привлекли события на острове (Кипр). 11. В Москву для ведения переговоров по вопросам экономического сотрудничества между Россией и (Республика Индия) прибыла делегация. 12. Поезд остановился на станции (Трикотажная). 13. Один из московских универмагов находится на улице (Арбат). 14. Мы приближались к древнему городу (Афины). 15. Португальский лайнер «Санта Мария», направлявшийся из столицы страны (Лиссабон) в Америку, зашел на остров (Мадейра).

Имя прилагательное

Основные лексико-грамматические разряды прилагательных. Образование степеней сравнения имен прилагательных. Образование и значение кратких форм имен прилагательных. Стилистические функции. Склонение, ударение и чередование в именах существительных.

Контрольно-тренировочные упражнения

1. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные формы: 1. Краткую форму, 2. Синтетические и аналитические степени сравнения, 3. Формы субъективной оценки. 4. Сочетаемость с наречием. Образование отвлеченных существительных. 6. Наречие на -о, 7. Антонимичные пары. Выделите прилагательные, которые не имеют форм сравнительной степени или образуют только аналитическую форму, постарайтесь объяснить причину этого явления. Выделите десять прилагательных, имеющих краткую форму, и охарактеризуйте их по семантическому признаку, по грамматическому своеобразию, по стилистическим функциям.

Далекий, дешевый, веселый, высокий, дерзкий, большой, гнедой, горбатый, женатый, носатый, холостой, слабый, громкий, седой, знойный, частный, сладкий, синий, странный, жидкий, мягкий, сухой, простой, упрямый, поздний, красивый, молодой, гнилой, злой, хороший, янтарный, стальной, дорогой, косой, деловой, старый, упрямый, хлесткий.

3. От данных прилагательных образуйте сравнительную и превосходную степени (используйте аналитические и синтаксические формы). При образовании форм обращайте внимание на ударение и чередования в основе прилагательного:

Дружеский привет, гордый человек, красивый дом, древний обычай, лиловый закат, свободный вход, здоровый ребенок, хитрая лиса, хрупкий стакан, родной язык, породистый скот, бойкий мальчик, раннее утро, отлогий берег, глубокая ночь, старший брат, просторная комната, легкая работа, сладкое яблоко, интересная книга, румяная вишня, исхудалый старик, прекрасный вид, значительная тема, наглядное пособие, скоростной самолет, черный карандаш, неприятный человек, тяжелая ноша, мощный удар.

Выделите прилагательные, образующие формы сравнительной степени при помощи приставки по-, частиц еще и пр., наречия – немного и др. Определите, какую стилистическую окраску, дополнительные смысловые оттенки получают прилагательные в результате этого. Определите ударение.

Быстрый, куцый, отцов, синий, рыбий, овечий, беж, хаки, большой, строгий, мамин, бабушкин, скупой, красный, весенний, меньшой, ветхий, бледнолицый, пестрый, мягкий, дедов, дядин, рыбный, заячий птичий.

4. Из прилагаемого списка прилагательных выберите а) те, которые употребляются только в препозиции, б) только в постпозиции, в) как в препозиции, так и в постпозиции. Составьте по два предложения с каждым из них:

Радио, теле, кино, пик, хаки, беж, электрик, электро, мини, макси, ультра, авто, коми, хинди, урду, ретро, фото, мото, гофре, плиссе, суахили, фри, реглан, макси, банту, джерси, либерти, клеш, оливье, ампир, рокко, бензо, барокко, видео, сулугуни.

6. Образуйте краткую форму единственного (всех родов) и множественного числа от данных прилагательных. Расставьте ударения:

Близкий, белый, бесчисленный, благословенный, бедный, быстрый, болезненный, богатый, важный, верный, веселый, возможный, высокий, голубой, горький, готовый, глубокий, горячий, глупый, добрый, долгий, дорогой, длинный, далекий, дельный, древний, естественный, живой, желтый, жестокий, зеленый, интересный, короткий, красный, красивый, лиловый, легкий, малый, мертвый, медленный, малодейственный, малосущественный, мелкий, милый, мягкий, малоурожайный, многочисленный, мужественный, нравственный, новый, нужный, огромный, озорной, полный, похожий, простой, поздний, правый, прямой, пустой, редкий, рослый, светлый, старый, свободный современный, спокойный, способный, сухой, серый, синий, слабый, сносный, сложный, твердый, тихий, тонкий, толстый, темный, теплый, тяжелый, удобный, узкий, честный, чистый, черный, широкий.

7. Образуйте прилагательные от данных существительных. Выделите суффиксы прилагательных и объясните их правописание.

а) Архангельск, Бордо, Брянск, Вормс, Грозный, Дамаск, Елец, Заречье, Иркутск, Казань, Констанца, Курск, Ливны, Мытищи, Ницца, Одесса.

б) Орел, Охта, Пенза, Пресня, Реймс, Рязань, Сан-Франциско, Сибирь, Сочи, Спаск, Тушино, Углич, Уэльс, Черкассы, Ялта.

8. Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных. Попытайтесь заменить использованные формы их вариантами, объясняя возможность и недопустимость такой замены. За справками обращайтесь к словарям.

1. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ (П.). 1. Я был не только весел и доволен, -я был счастлив, блажен, я был добр (Д. Т.). 3. Левин не мог спокойно смотреть на брата, не мог быть сам естествен и спокоен в его присутствии (Л. Т.). 4. Человек во всей деятельности своей, а в искусстве всего больше, - должен быть художествен, то есть красив и силен (М. Г.). 5. Дельвиг в полезном медлен, а в шалостях скор (Тын.). 6. И вечер явно не про нас таинственен и черномаз (Паст.). 1. Он ветрен, как ветер (Паст.). 8. День был ярок и, пожалуй, немного ветреней (И. Павл.).9. Он был прост и естествен в речах и движениях (Пауст.). 10. Яслиш-ком невежествен в современной физике, чтоб об этом судить (Эрен.). 11. Дом как бы спит, но я знаю - внутри что-то делается, и от этого дом становится сразу таинствен (Каз.). 12. Подъем медленен и труден (А. Т.). 13. Он не одиночка, он -частица всех, он могуществен! (Тендр.) 14. И все, чем навек незабвенен и дорог, и все, чем единственен тот человек (Апт.). 15. В твоем сознании я ответственен за все (Из газ.). 16. Петербург торжествен, строг и великолепен всегда (Из газ.). 17. И если упрек справедлив, он убийствен для поэта (Из газ.). 18. Помогало чувство, что ты не единствен (Из газ.).

9. В отрывках из текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям, употребите простые или сложные формы степеней сравнения, выбирая синонимические формы из данных в скобках. Обоснуйте выбор той или иной формы, особо отметьте случаи стилистически оправданного использования обоих вариантов и, напротив, такие, в которых возможно употребление лишь одной из форм.

1. Невозможность в устной речи предварительного обдумывания позволяет использовать в ней (более непринужденный, непринужденнее) формы, чем в письменной (Уч. пособие). 2. Если утверждается, что А (более сильный, сильнее) Б и (более сильный, сильнее) В, то устанавливается сравнение между ними, но в то же время А является (самый сильный, сильнейший), предельно сильным относительно этих трех носителей признака (Монография). 3. Различия между мерой и степенью проявляются (более контрастно, контрастнее), если рассматривать признак р динамике и в статике' (Монография). 4. Встает нежный ландшафт Украины: от Полесья до самого Черного моря, от Карпат почти до самого Дона... (Самый благодатный, благодатнейший) край! (Из газ.) 5. Обычно поздно вечером, управившись с делами, Анюта присаживалась к нему на койку и тоже смотрела на огонь; кто-нибудь в это время рассказывал в темном углу трудный фронтовой случай или что-нибудь (более веселое, веселее, повеселее) из довоенного прошлого (Повесть). 6. С того вечера она стала еще (более веселый, веселее, повеселее), с беззаботной ловкостью прыгала между носилками, шутила с бойцами (Повесть). 1. Он привязался к Анюте, как к (самый мол одой, младший) сестре, а может, даже и больше (Повесть). 8.-Твардовский был (самый образованный, образованнейший) человеком, читателем, жадным к книге, но не безразборчивым (Крит. статья). 9. Смягчение согласных перед мягкими согласными в старом московском произношении было значительно (более последовательный и полный, последовательнее и полнее), чем в современном русском языке (Монография).

9. Укажите стилистические недочеты в употреблении форм степеней сравнения имен прилагательных; назовите другие речевые ошибки. Дайте варианты стилистической правки предложений.

1. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства. 2. В этой нелегкой ситуации нами принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта. 3. Снаружи «ЛАЗ-698» выигрывает у своих более старших собратьев. 4. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. 5. А сейчас, накануне праздника, более лучшие условия для плодотворного труда получают служащие государственных учреждений: в районном центре вступает в строй административное здание. 6. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. 7. В истории фигурного катания эта пара сыграла очень выдающуюся роль. 8. Ленька подскочил к двери и с наивозможнейшим сарказмом спросил: «Свои?» 9. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

Имя числительное

Употребление количественных числительных. Употребление собирательных числительных. Склонение и правописание количественных числительных и особенности их сочетания с существительными. Склонение и правописание собирательных и дробных числительных и особенности их сочетания с существительными. Склонение и правописание порядковых числительных.

Контрольно-тренировочные упражнения

1. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырех сирот – четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов).

2. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

3. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме.

1. К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. 10 сложить с 798. 4. Предложение принято 375 (голос) против 44 (голос). 5. Деревня находится в 163 (километр) от города.

4. Прочитайте текст. Следите за правильностью форм количественно-именных сочетаний.

Корпорация "Платон" провела социологический опрос среди 600 (руководитель) средних и крупных предприятий России. Оказалось, что, вопреки расхожему мнению о директорах как оплоте консерватизма, 88,9% (руководитель) поддерживают идею рыночной экономики для России. За массовую приватизацию предприятий высказались более 51% (опрошенный).

5. Используя приведенные данные, составьте тексты (или предложения) по темам опросов. Употребитепредлоги: с–по,более, сверх, около;существительные: количество, число, доля; глаголы: достигать (ч е г о?), исчисляться (ч е м?), измеряться (ч е м?), равняться (ч е м у?), превышать (ч т о?), составлять (с к о л ь к о?).

Образец: Число москвичей, считающих борьбу с преступностью первоочередной проблемой, составляет более восьмидесяти одного процента.

Опрос москвичей

Вопрос:

Что, по-вашему, конкретно необходимо предпринять, чтобы улучшить условия жизни в нашем городе? Какие проблемы требуют первоочередного решения?

Ответ:

- охрана порядка, борьба с преступностью - 81%
- организация торговли - 38%
- работа общественного транспорта - 31%
- помощь престарелым, детям, инвалидам, малообеспеченным - 31%
- экология - 30%
- благоустройство города - 29%
- состояние медицинского обслуживания - 29%
- жилищные проблемы - 21%
- школьное образование - 12%
- работа детских дошкольных учреждений - 8%
- деятельность учреждений культуры - 7%

(из журнала "Социограф")

Соцопрос для читателей газеты "Аргументы и факты"

1) Как вы думаете, при каком строе ваша жизнь изменилась бы к лучшему?

при капитализме 36,5
при социализме 31,5
затрудняюсь ответить 24,0

2) Какая ситуация, на ваш взгляд, более терпима:

отсутствие товаров и много денег 36,5
изобилие товаров и мало денег 33,0
затрудняюсь ответить 25,5

3) Как изменилось ваше настроение по сравнению с весной прошлого года?

стало лучше 24,5
стало хуже 32,0
не изменилось 31,0
затрудняюсь ответить 12,5

6. Ответьте на следующие вопросы, используя в ответах количественные данные опросов социологической службы "Мониторинг" (газета "Центр-плюс").

1. Сколько процентов москвичей имеют акции? (Около...).

2. Какую часть в общем числе московских руководителей производства составляют держатели акций? (Более...).

3. Много ли москвичей не имеют акций и не хотят их иметь?

4. Какова доля москвичей-акционеров, которые надеются на высокие дивиденды? которые не надеются на них? Сравните, кого и на сколько больше (меньше).

5. Является ли вопрос социологической службы актуальным для всех респондентов?

6. Какой выход из инфляции видит большая часть опрошенных? меньшая? (Сравните их доли).

7. Какова численная шкала разных подходов к решению проблемы? (От... до.)

Данные опросов

Вопросы 1 - 4

9% имеют акции и надеются на высокие дивиденды;
36% имеют акции, но на высокие дивиденды не надеются;
12% акций не имеют, но хотели бы их иметь;
24% акций не имеют и не хотели бы их иметь;
19% это не интересует или затрудняются ответить.

Почти половина москвичей имеет акции, а среди руководителей предприятий этот процент намного больше (70%).

Вопросы 5 - 7

Как вы собираетесь в ближайшие месяцы решать свои семейные финансовые проблемы в условиях инфляции?

12% потороплюсь сделать крупные покупки (вещи, мебель,технику);
11% вложу деньги в банк;
8% обменяю деньги на валюту;
8% буду вкладывать деньги в собственное дело;
6% куплю акции;
43% у меня нет такой проблемы: денег едва хватает на еду;
12% затрудняюсь ответить.

7. Напишите прописью следующие числительные, просклоняйте их. Образуйте от указанных числительных порядковые числительные, просклоняйте их. Выделите и напишите прописью дробные числительные:

127; 11; 68; 123000; 45; 15; 90; 31; 5000000; 2; 5; 3,14; 2; 3,5; 1,5.

8. Образуйте словосочетания из следующих числительных и существительных и просклоняйте образованные словосочетания.

Существительные: студентка, девушка, сутки, ясли, щенята, котята, ножницы, сани, сапоги, архитектор, врач, учительница, воспитательница, медвежата, джинсы, рубашка, пальто.

Числительные: 22, 23, двое, трое, пятеро, семеро, 35, 127, 3279, 45, 11, 15, четверо, 127000.

9. Приведите несколько примеров заглавия художественных, научных произведений или газетных материалов, в которых количественные числительные сочетаются с существительными. Объясните особенности этого сочетания.

10. Приведите несколько примеров словосочетания с количественными числительными (10-20) и просклоняйте их.

11. Выпишите из газетных материалов предложения с собирательными числительными (5-6) примеров в сочетании с существительными.

12. Правильно прочитайте следующие математические формулы:

Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru ; Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru ; Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru ; Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru ; Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru

13. Запишите словами, образуя форму творительного падежа числительных:

397, 458, 73, 59, 496, 635, 577, 713, 894, 26, 482, 796, 359, 628, 740, 100. 101, 888, 204, 929, 117, 308, 967, 735, 573, 846, 666, 445, 91, 43,

719-ый, 1964-й, 5000000000-й, 700-й, 612-й, 29-й, 2336-й, 6000-й, 11-й, 52-й, 103-й, 300-й, 200-й, 65-й, 498-й, 894-й, 120-й, 78-й, 3,5-й.

Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru Морфологические средства языка, используемые в устной и письменной речи - student2.ru

14. Запишите под диктовку, заменяя цифры словами. Объясните правописание числительных.

Если общую численность населения, бывшую на конец 1987 года, взять например, за 100 процентов, то обнаружится, что удельный вес мужчин составляет 47,1 процента, женщин – 52,9. На 1000 мужчин приходилось 1123 женщины, на 1000 женщин – 891 мужчина. В то же время в суммарной численности лиц в возрасте от нуля до 37 лет включительно мужской перевес равен 2,1 миллиона человек. Получается, что женихов больше, чем невест. Если к численности от 0 до 37-летних прибавить численность 38-летних, затем 39-летних и т.д., то величина мужского перевеса начнет уменьшаться, а с прибавлением численности 54-летних мужской перевес заменяется женским перевесом.

В составе трудоспособного контингента (мужчины 16-59-ти лет, женщины 16-54-х лет) на 1000 мужчин приходилось 928 женщин, а в составе лиц пенсионного возраста (мужчины 60-ти лет и старше, женщины 55-ти лет и старше) на 1000 мужчин – 2893 женщины. Получается, что на одного дедушку приходится три бабушки (По В.Гельфранду).

15.Укажите ошибки в употреблении количественных числительных (неправильное склонение числительного, ошибка в выборе падежной формы существительного в количественно-именном сочетании, неоправданное согласование существительного с числительным при обозначении даты, немотивированный отказ от склонения числительного и др.); отредактируйте предложения.

1. В митинге участвовало более 4,5 тысячи горожан. 2. После индексации расходы ПФ выросли до 12,5 триллионов рублей в месяц, а доходы в лучшие месяцы не превысили 10,4 триллионов. 3. Метростроевцы обещают завершить строительство трассы к 25 декабрю. 4. К 1 апрелю тысяча девятьсот пятьдесят восьмому году Мальцев выполнил эскиз на 1/20 размера живописного полотна. 5. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов. 6. К зачету допускаются студенты, выполнившие три и более контрольных заданий. 7. Желающим получить путевки для детей на время рождественских каникул следует внести по ста сорока пяти тысяч рублей. 8. Такая оплата труда разрешается при условии, что общая сумма не превышает триста тысяч рублей.

Местоимение

Особенности использования местоимений. Особенности склонения местоимений. Особенности правописания и употребления неопределенных и отрицательных местоимений. Соответствие/несоответствие стилевой принадлежности местоимений их значению.

Контрольно-тренировочные упражнения

1. Выделите в тексте местоимения. Охарактеризуйте стилистические функции.

Нет, ты только посмотри, Валя, что это за чудо! Прелесть! Точно изваяние... Ведь она не мраморная, не алебастровая, а живая, но какая холодная! И какая тонкая, нежная работа, - человеческие руки никогда бы так не сумели. Смотри, как она покоится на воде, - даже трудно сказать, какая из них прекрасней, - а краски? Смотри, смотри, ведь она не белая, то есть она белая, но сколько оттенков желтоватых, розоватых, каких-то небесных, а внутри с этой влагой, она жемчужная, просто ослепительная, - у людей таких и красок, и названий-то нет!.. Так говорила, высунувшись из ивового куста на речку, девушка с черными волнистыми косами, в яркой кофточке и такими прекрасными, раскрывшимися от внезапно хлынувшего из них сильного света, повлажневшими черными глазами, что сама она походила на эту лилию, отразившуюся в черной воде. (А.Фадеев).

2. Объясните правописание местоимений с частицами НЕ и НИ.

Акакий Акакиевич.

Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотично. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже "перепишите", или "вот интересное, хорошенькое дельце", или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. Рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали. Когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. (Н.В.Гоголь).

3. Прочитайте этот текст и, основываясь на указательной функции местоимений, замените существительные, прилагательные и числительные местоимениями:

Заказчик хочет быть красивым. От портного (заказчик) требует, чтобы брюки ниспадали широкими мягкими трубами. От парикмахера (заказчик) добивается) такой распланировки волос, чтобы лысина как бы вовсе не существовала в природе. От писателя (заказчик) ждет жизненной правды в разрезе здорового оптимизма. Таков заказчик. (Заказчику) очень хочется быть красивым. (Заказчик) мучится.

Пельмени – прекрасное блюдо, но на грязной скатерти есть (пельмени) не хочется, тогда (пельмени) не лезут в рот.

Но (ни один человек) здесь не гулял. Деревья праздно бросали тень (деревьев) на аллеи, и (ни одна) пята не отпечатывалась на отборном аллейном песке.

Вечер и вечер. У всех подъездов прощаются влюбленные. (Влюбленные прощаются бесконечно долго, молчаливо и нежно. Весна. И когда влюбленные, наконец, расстаются, (влюбленная) поднимается к (влюбленной) в белую комнату..., а (влюбленный), поправив на голове фуражку с лакированным козырьком, бредет домой, и губы (влюбленного) по забавной инерции все еще сложены для поцелуя... (Влюбленные) сидят на ступеньках музеев, на гранитных бортах тротуаров, в трамвайных павильонах. И в тишине по (целому) городу слышится мерное причмокивание, как будто бесчисленные извозчики подгоняют своих лошадок... что ожидает детей, (дети), надо полагать, родятся в результате (выше описанных) законных действий населения? (И.Ильф, Е.Петров).

4. Просклоняйте местоимения.

Он, мой, кто-то, ничто, мы, весь, любой, сам, сколько-нибудь, иной, этот, твой, что, весь, несколько, чей, кто-нибудь, некоторый, что-либо, каждый, таков, некого, какой, наш, они, никакой, я, ваш, самый, кое-какой, что-нибудь, некий, она, себя, мой, каков, нечего, который, такой.

5. Ответьте на вопросы:

Почему возвратное местоимение себя- не имеет лица, числа, рода, именительного падежа?

Почему местоимения -некого, нечего- не имеют именительного падежа?

Какова разница в употреблении неопределенных местоимений с частицами -то, -либо, -нибудь, -кое?

Каково различие в склонении местоимений -сам и самый-, Объясните возможность вариантных окончаний.

В каких случаях слова: всякий, каждый, любой, один, данный – выступают в роли местоимения? Составьте некоторые примеры для иллюстрации.

7. Укажите недочеты и речевые ошибки, возник

Наши рекомендации